logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Иоанн скот эриугена

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—877 гг.) родился в Ирландии и на европейском континенте оказался примерно в 840 г., когда был приглашен участвовать в теологическом споре о Божест­венном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал написанный им трактат «О предопределении». Молодой ирлан­дец, судя по всему даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять место руково­дителя школы в Париже при дворе французского короля Карла Лысого.

В конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных до того времени в Западной Европе «Ареопа-гитик» с греческого на латинский язык. Дело в том, что в Ирландии, в отличии от континента, среди христианских фи­лософов было распространено знание греческого языка, ко­торым прекрасно владел и сам Эриугена. Под впечатлением, произведенным на него текстами Псевдо-Дионисия, в 862— 866 гг. он написал собственное сочинение под названием «О разделении природы», имеющее форму диалога между «Учителем» и «Учеником».

В своих произведениях Иоанн Скот Эриугена предстает как христианский философ неоплатонического направления, счи­тающий, что вера и разум, религия и наука неразделимы. «Истин­ная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия» — писал он. Более того, он утверждал, что без знания вообще не может быть истинной ве­ры, что бездоказательная догматика сама по себе неубедитель­на: «Авторитет рождается от истинного разума, но разум никог-

319

да не рождается из авторитета». Поэтому с его точки зрения «никто не восходит на небо иначе, чем через философию».

В неоплатоническом духе Иоанн Скот Эриугена трактует и строение мироздания, «природы», состоящей из четырех уров­ней. Сама структура мироздания определяется неоплатониче­ски-христианским принципом, проповедуемым Псевдо-Диони­сием: Бог есть Начало и Конец всего сущего. Следовательно, мир, сотворенный Богом, проходит несколько уровней своего разви­тия и в конце концов вновь возвращается к Богу.

Первый уровень — природа несотворенная, но творящая. Это сам Бог-Отец, пребывающий в абсолютном единстве, беско­нечно возвышающийся над всей множественностью и порож­дающий все сущее. В духе Псевдо-Дионисия, Иоанн Скот Эриу­гена утверждает, что к познанию Бога можно идти двумя путя­ми — положительным и отрицательным. Однако полное пости­жение Божественной сущности невозможно, ибо человеческие понятия бессильны выразить неизреченную природу Бога-От­ца. Бог-Отец незримо присутствует во всем и доступен челове­ку только в виде богоявлений — теофаний. Поэтому человек посредством теофаний обнаруживает бытие Бога в бытии всех вещей.

Второй уровень — природа сотворенная и творящая. В соот­ветствии с христианизированным неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как первую ипостась, первое порож­дение Бога-Отца — Логос, Божественный ум, или всеведение Бога. Логос уже множественен — в нем содержатся бестелес­ные первообразы всех вещей (идеи), которые обладают бессмер­тием. «Все, что в Нем, остается всегда — это вечная жизнь», — утверждает философ.

Третий уровень — природа сотворенная, но не творящая. Это, собственно мир, созданный в пространстве и во времени, но другого мира уже не создающий. На этом уровне природа дости­гает апогея своей множественности, ибо возникает бесчисленное число единичных вещей. Эти вещи обладают материальностью, в которых воплощаются первообразы, однако сама материаль­ность призрачна. По сути, самостоятельной материи не суще­ствует вообще, ибо материя — это лишь одна из теофаний, богоявлений.

Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, а, следовательно, познать богоявления и таким обра­зом приблизиться к постижению Бога. Знание же заключается в том, чтобы понять греховную природу своей материальности,

320

конечность телесной жизни и бесконечность жизни духовной. «Тело — наше, — пишет Эриугена, — но мы — не тело».

Четвертый уровень — природа несотворенная и нетворящая. Этот уровень — конечная цель всякой жизни, сотворенной Бо­гом. Вся природа, пройдя предыдущие уровни своего развития, возвращается к Богу. Все единичные, все конкретные элементы мира на этом уровне теряют свои индивидуальные особенности и, прежде всего, свою материальность, и воссоединяются в сво­ем первоначале — Боге.

И человек должен уподобиться Сыну Божиему, который, воче-ловечившись, указал людям истинный смысл их пребывания на земле — возвращение к Божественному единству и вечной жизни.

Влияние идей Псевдо-Дионисия прослеживается и в учении о предопределении, разработанном Иоанном Скотом Эриуге-ной. С его точки зрения, Бог, преопределяя все судьбы мира, не может быть источником зла. Зло, являясь ослабленным доб­ром, само по себе не существует и на него Божественное пред­определение не распространяется. Источник зла — в человеке, которому Бог даровал свободу воли. И уже сам человек выбирает свой жизненный путь. Поэтому Бог, предопределяя все доброе в человеке, дает человеку возможность самостоятельно сделать выбор между божественным добром и присущим человеку злом.

Само стремление Иоанна Скота Эриугены совместить науку и религию в едином учении оказало большое влияние на всю западноевропейскую схоластику. Однако многие его конкрет­ные идеи, особенно учение о предопределении и свободе воли, не были приняты официальной церковью. Еще при жизни он неоднократно обвинялся в ереси, а после его смерти трактат «О разделении природы» был осужден (1050 г.) и даже пригово­рен к сожжению (1225 г.).