Иоанн скот эриугена
Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—877 гг.) родился в Ирландии и на европейском континенте оказался примерно в 840 г., когда был приглашен участвовать в теологическом споре о Божественном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал написанный им трактат «О предопределении». Молодой ирландец, судя по всему даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять место руководителя школы в Париже при дворе французского короля Карла Лысого.
В конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных до того времени в Западной Европе «Ареопа-гитик» с греческого на латинский язык. Дело в том, что в Ирландии, в отличии от континента, среди христианских философов было распространено знание греческого языка, которым прекрасно владел и сам Эриугена. Под впечатлением, произведенным на него текстами Псевдо-Дионисия, в 862— 866 гг. он написал собственное сочинение под названием «О разделении природы», имеющее форму диалога между «Учителем» и «Учеником».
В своих произведениях Иоанн Скот Эриугена предстает как христианский философ неоплатонического направления, считающий, что вера и разум, религия и наука неразделимы. «Истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия» — писал он. Более того, он утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры, что бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: «Авторитет рождается от истинного разума, но разум никог-
319
да не рождается из авторитета». Поэтому с его точки зрения «никто не восходит на небо иначе, чем через философию».
В неоплатоническом духе Иоанн Скот Эриугена трактует и строение мироздания, «природы», состоящей из четырех уровней. Сама структура мироздания определяется неоплатонически-христианским принципом, проповедуемым Псевдо-Дионисием: Бог есть Начало и Конец всего сущего. Следовательно, мир, сотворенный Богом, проходит несколько уровней своего развития и в конце концов вновь возвращается к Богу.
Первый уровень — природа несотворенная, но творящая. Это сам Бог-Отец, пребывающий в абсолютном единстве, бесконечно возвышающийся над всей множественностью и порождающий все сущее. В духе Псевдо-Дионисия, Иоанн Скот Эриугена утверждает, что к познанию Бога можно идти двумя путями — положительным и отрицательным. Однако полное постижение Божественной сущности невозможно, ибо человеческие понятия бессильны выразить неизреченную природу Бога-Отца. Бог-Отец незримо присутствует во всем и доступен человеку только в виде богоявлений — теофаний. Поэтому человек посредством теофаний обнаруживает бытие Бога в бытии всех вещей.
Второй уровень — природа сотворенная и творящая. В соответствии с христианизированным неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как первую ипостась, первое порождение Бога-Отца — Логос, Божественный ум, или всеведение Бога. Логос уже множественен — в нем содержатся бестелесные первообразы всех вещей (идеи), которые обладают бессмертием. «Все, что в Нем, остается всегда — это вечная жизнь», — утверждает философ.
Третий уровень — природа сотворенная, но не творящая. Это, собственно мир, созданный в пространстве и во времени, но другого мира уже не создающий. На этом уровне природа достигает апогея своей множественности, ибо возникает бесчисленное число единичных вещей. Эти вещи обладают материальностью, в которых воплощаются первообразы, однако сама материальность призрачна. По сути, самостоятельной материи не существует вообще, ибо материя — это лишь одна из теофаний, богоявлений.
Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, а, следовательно, познать богоявления и таким образом приблизиться к постижению Бога. Знание же заключается в том, чтобы понять греховную природу своей материальности,
320
конечность телесной жизни и бесконечность жизни духовной. «Тело — наше, — пишет Эриугена, — но мы — не тело».
Четвертый уровень — природа несотворенная и нетворящая. Этот уровень — конечная цель всякой жизни, сотворенной Богом. Вся природа, пройдя предыдущие уровни своего развития, возвращается к Богу. Все единичные, все конкретные элементы мира на этом уровне теряют свои индивидуальные особенности и, прежде всего, свою материальность, и воссоединяются в своем первоначале — Боге.
И человек должен уподобиться Сыну Божиему, который, воче-ловечившись, указал людям истинный смысл их пребывания на земле — возвращение к Божественному единству и вечной жизни.
Влияние идей Псевдо-Дионисия прослеживается и в учении о предопределении, разработанном Иоанном Скотом Эриуге-ной. С его точки зрения, Бог, преопределяя все судьбы мира, не может быть источником зла. Зло, являясь ослабленным добром, само по себе не существует и на него Божественное предопределение не распространяется. Источник зла — в человеке, которому Бог даровал свободу воли. И уже сам человек выбирает свой жизненный путь. Поэтому Бог, предопределяя все доброе в человеке, дает человеку возможность самостоятельно сделать выбор между божественным добром и присущим человеку злом.
Само стремление Иоанна Скота Эриугены совместить науку и религию в едином учении оказало большое влияние на всю западноевропейскую схоластику. Однако многие его конкретные идеи, особенно учение о предопределении и свободе воли, не были приняты официальной церковью. Еще при жизни он неоднократно обвинялся в ереси, а после его смерти трактат «О разделении природы» был осужден (1050 г.) и даже приговорен к сожжению (1225 г.).
- Фрагменты произведений
- Тесты для самоконтроля
- Творческие задания
- Isbn 5-526-00004-4 © Перевезенцев с.В., авторские тексты,
- Часть 1. Античная философия
- Глава I истоки древнегреческой философии
- Глава II рождение древнегреческой философии
- Глава VII философия во времена римской империи
- Часть 2. Средневековая философия
- Глава I христианство, как основа средневековой философии
- Глава II патристика
- Глава III схоластика
- Глава V
- Методические рекомендации
- Предисловие
- Часть I
- Глава I
- Мифология
- «Теогония». Фрагменты
- Рапсодическая теогония
- Глава II
- Философия «физиса» (натурфилософия)
- Милетская школа
- Анаксимандр
- Гераклит эфесский
- «О природе». Фрагменты
- Изречения пифагора
- Космогония пифагора
- Ксенофан
- Фрагменты
- Парменид
- «О природе»
- [Проэмий]
- Эмпедокл
- «О природе». Фрагменты
- Анаксагор
- «О природе». Фрагменты
- Глава III
- Софисты
- «Апология сократа»
- После обвинительных речей
- Два рода обвинителей
- Критика новых обвинителей
- Сократ о самом себе
- После смертного приговора
- Глава IV рождение идеализма платон
- Из диалога «тимей»
- [О рождении мироздания]
- [Об эйд осах]
- Глава V
- Аристотель
- Что такое идея вещи?
- Что такое вещь?
- Система наук аристотеля
- Логика, или аналитика
- Из «метафизики»
- Из трактата «о душе»
- Глава VI
- Письмо менекею
- Этика стоиков
- Глава VII философия во времена римской империи
- Эпиктет
- Не полагай своего счастья в том, что не в твоей власти
- Где надо искать благо?
- О том, что дорого в человеке
- Об отношениях человека к богу
- Марк аврелий
- Из книги «эннеады»
- Глава I
- Библия. Фрагменты
- [Сотворение мира и человека. Первое грехопадение]
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- [Начало мира и сын божий] от иоанна святое благовествование глава 1
- От матфея святое благовествование глава 5
- [О жизни человеческой] книга екклесиаста или проповедника
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- IV [о конце мира] от матфея святое благовествование глава 24
- [О любви]
- Глава 13
- Глава II патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- «О началах». Фрагменты
- [О творении мира из ничего]
- [Учение об апокатастасисе]
- Никейский орос
- «Каппадокийцы» (IV в.)
- Аврелий августин
- Фрагменты сочинений
- [Этика]
- [Общество и история]
- «Ареопагитики»
- Глава 1 что такое божественный сумрак
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава III
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов «о предопределении» и «о разделении природы»
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинений
- «Пролог» к «да и нет»
- Фома аквинский
- [Вера и наука]
- [Естественная теология]
- Часть 3
- Глава I основные проблемы философии эпохи возрождения
- Глава II рождение гуманизма франческо петрарка
- Лоренцо балла
- [Мнение эпикурейца]
- [Мнение христианина]
- Глава III
- Марсилио фичино
- Как должно любить бога
- Глава IV
- Никколо макиавелли
- «Государь». Фрагменты
- [О новом государе]
- [О фортуне]
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- «Опыты». Фрагменты
- Глава V
- Томас мор
- «Утопия». Фрагменты
- [О философии утопийцев]
- [Об удовольствиях]
- [О религии]
- «Введение в историю европейской философии»
- Поурочное планирование курса «введение в историю европейской философии»
- Часть 1. Античная философия
- Глава I
- Глава II
- Глава VI
- Глава VII
- Часть 2 средневековая философия
- Глава II
- Глава III
- Часть 3 философия эпохи возрождения главы I, II
- Главы III, IV, V
- Часть 1. Античная философия
- Часть 2. Средневековая философия
- Часть 3. Философия эпохи возрождения
- Глава VI.
- Глава VII.
- Глава II.
- Глава III.
- Практикум по истории западноевропейской философии Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения.
- 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
- Предлагает
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- Владос»
- 800 Наименований новейшей учебной литературы