logo
Практикум по истории западноевропейской философ

[Учение об апокатастасисе]

<...> Видя такой конец, когда все враги покорятся Христу, когда истребится и последний враг — смерть, и когда Христос, Которому все покорено, предаст царство Богу Отцу, — от тако­го, говорю, конца вещей обратимся к созерцанию начал. Конец всегда подобен началу. И поэтому, как один конец всего, так должно предполагать и одно начало для всего; и как один ко­нец предстоит многим, так от одного начала произошли разли­чия и разности, которые, по благости Божией, через покорение Христу и единение со Святым Духом, снова призываются к од­ному концу, подобному началу, т.е. призываются все те, кото­рые преклоняют колено во имя Иисуса и этим самым изъявля­ют знак своей покорности.

(Из письма Иеронима к Авиту: «Начало рождается из конца, и конец из начала, и все так изменяется, что кто теперь чело­век, тот в ином мире может сделаться демоном, а демон, если будет жить слишком небрежно, получит грубейшее тело, т.е. сделается человеком. И, таким образом, он все перемешивает, так что, по его мнению, из ангела может сделаться дьявол, и, наоборот, дьявол может превратиться в ангела»).

Преклоняющие колено относятся к небесным, земным и пре­исподним; но в этих трех названиях указывается вся вселенная, т.е. все те существа, которые, происходя от одного начала, по заслугам были разделены на разные чины, — именно, каждое существо, сообразно с его побуждениями и особенностями, ибо добро не было присуще всем им субстанциально подобно тому, как оно пребывает в Отце и Христе Его, и Святом Духе. Только в этой Троице, Которая есть виновница всего, благость присут­ствует субстанциально; все же прочие существа имеют в качест­ве случайного свойства, могущего прекратиться, и находятся в блаженстве только тогда, когда участвуют в святости и Премуд­рости, и самом Божестве. <...>

268

(Из письма Иеронима к Авиту: «Когда при конце и соверше­нии мира, как бы из некоторых затворов и темниц, будут выпу­щены Господом души и разумные твари, то одни из них, по беспечности, выйдут позднее, а другие, по своей ревности, по­летят с быстротой. И так как все имеют свободную волю и доб­ровольно могут предаваться или добродетелям или порокам, то первые будут в гораздо худшем состоянии, чем теперь, а по­следние перейдут в лучшее состояние, потому что различные движения и расположения воли в ту или другую сторону послу­жат основанием различных состояний; тогда ангелы могут сде­латься людьми или демонами и, наоборот, из демонов могут произойти люди или ангелы»). <...>

УТВЕРЖДЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

В IV в. христианство приобретает в Римской империи офи­циальный статус — в 313 г. император Константин принял Ми­ланский эдикт, которым была признана свобода христианского вероисповедания и культа. В течении довольно короткого вре­мени христианство становится господствующей религией во всей Римской империи, получает черты уже государственной религии.

В IV—начале V вв. складывается и основная христианская догматика, официально закрепленная на Церковных Соборах, ставших важнейшими вехами в истории церкви: Никейском (325 г.), Константинопольском или Цареградском (381 г.), Эфес-ском (431 г.), Халкедонском (451 г.).

На Никейском и Цареградском Соборах произошло утверж­дение Символа веры христианской церкви. Символ веры — это важнейший христианский догмат. Он обязателен для всех, кто считает себя христианином, ибо именно в нем формулируются все основные постулаты христианской веры — прежде всего догмат о троичности Бога.

Принятию Символа веры предшествовали жаркие дебаты между христианскими теологами о его сущности, продолжав­шиеся и на самих Соборах. В процессе этих дебатов оформи­лись два наиболее популярных понимания Символа веры.

Автором одного из них был пресвитер Арий (256—336 гг.). В его трактовке три лица Святой Троицы — Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой не равны и не едины по своей сущности. Бог-Отец сотворил Бога-Сына «из ничего», как и все остальное. Поэтому Христос не извечен и не обладает единой сущностью с Богом-

269

Отцом, а лишь «подобосущен» ему. Так же и Дух Святой не су­ществовал извечно и тоже был сотворен, но уже не Богом-От­цом, а Христом.

В арианской трактовке Символа веры прослеживается зна­чительное влияние аристотелизма — Бог-Сын и Дух Святой про­исходят от Бога-Отца как низшее из высшего, также как низшие сущности происходят из высшей — Ума. Поэтому Бог-Сын и Дух Святой считались сторонниками Ария «подобосущными» и даже отделенными от Бога-Отца. Так как по-гречески, слово «подобосущный» звучит как омойусиос, сторонников Ария про­звали «омойусианами». Арианская трактовка Символа веры была более простая, более доступная обычным христианам, особен­но новообращенным, которые приняли крещение недавно.

Другую точку зрения выражали диакон Афанасий (295— 373 гг.), прозванный впоследствии Великим, и поддерживаю­щий его Александр епископ Александрийский. Мнение Афанасия формировалось под влиянием неоплатонизма. По Афанасию Бог един в трех лицах. Бог-Отец и Бог-Сын существовали извечно, поэтому хотя Бог-Сын и рожден Богом-Отцом, но не сотворен им. Сын — «собственное порождение Отца», — говорил Афана­сий. Следовательно, Бог-Сын обладает единой сущностью с Богом-Отцом. Афанасьевское толкование Символа веры более сложное и требует не только логического понимания взаимоот­ношений лиц Святой Троицы, но и безоговорочной веры, ибо это великое божественное таинство.

На Никейском Соборе был принят догмат о соотношении Бога-Отца и Бога-Сына в трактовке, близкой к той, которую предлагал Афанасий — было введено понятие единосущность и, следовательно, Бог-Сын стал считаться «единосущным» Богу-Отцу, а не «подобосущным». По-гречески слово «единосущность» звучит как омоусиос.

Казалось бы, разница в понимании взаимоотношений Бога-Отца и Бога-Сына между арианами и афанасьевцами заключа­лась всего лишь в одной букве — греческой букве «йота», кото­рой различались понятия «омойусиос» и «омоусиос». Однако официальное признание того или иного толкования Символа веры было напрямую связано не только с выяснением истин­ного понимания сущности Бога, но и с борьбой разных групп церковных иерархов. В случае победы какой-то из этих групп вся христианская церковь переходила под влияние данной груп­пы. Поэтому теологические споры имели свое продолжение в самой жестокой политической борьбе.

270

Сначала Ария прокляли и сослали, а его учение было объяв­лено ересью. Но само арианство имело очень широкое распро­странение среди христиан. И в скором времени Ария возвра­щают из ссылки и туда уже попадает Афанасий, ставший к тому времени епископом Александрии.

Борьба между арианами и афанасьевцами продолжалась не­сколько десятилетий, пока в 381 г. не состоялся Константино­польский (Цареградский) Собор. На этом Соборе, на основе Никейского догмата о «единосущности» Бога-Отца и Бога-Сы­на, был утвержден уже полный Символ веры, состоящий из 12 членов (частей). С тех пор и существует название — Никео-Цареградский Символ веры.

Впрочем, арианство просуществовало еще несколько столе­тий и, хотя оно считалось ересью со стороны официальной цер­кви, было широко распространено среди многочисленных вар­варских народов.

Никео-Цареградский Символ веры, при всей своей опреде­ленности, не дал все же точной и ясной трактовки вопроса о том, как возник Дух Святой. Позднее эта проблема стала при­чиной догматического расхождения Восточной церкви с цент­ром в Константинополе и Западной церкви, возглавляемой рим­ским папой.

В Западной церкви уже в VI в. было принято, а в VIII—X вв. введено в практику дополнение к Символу веры — было реше­но, что Дух Святой происходит не только от Бога-Отца, но и от Сына. На латинском языке выражение «и от Сына» звучит как филиокве. Этот Символ веры стал главным в католической церкви.

В Восточной церкви не приняли такого дополнения и про­должали придерживаться Никео-Цареградского Символа веры. С тех пор он является Символом веры в православии, в том числе и в Русской Православной Церкви.

Противоречия между Восточной и Западной церквами с года­ми становились все сильнее. Они были вызваны как различным пониманием отдельных догматических вопросов, в том числе и разным толкованием Символа веры, так и борьбой за полити­ческое влияние в Европе. В XI веке произошел окончательный раскол — в 1054 г. римский папа отлучил константинопольско­го патриарха от церкви, за что в ответ константинопольский патриарх проклял римского папу. С этого времени ведется от­счет самостоятельного существования католической и право­славной церквей.

271

АРИАНСКАЯ ТРАКТОВКА СИМВОЛА ВЕРЫ

Мнение Ария и его сторонников о существе Святой Троицы сохранилось только в изложении критиков арианства. Поэтому в данном случае публикуются два фрагмента из книг антиари-анской направленности.

Печатается по: Деяния Вселенских Соборов. — Казань, 1887. Т. 1. Изд. 2-е. С. 7, 16-17.

...Было время, когда Сына Божия не было; Сын Божий со­творен из не-сущего, а никак не рожден из сущности Отца; притом рожден во времени, а не от вечности, не как Бог истин­ный от Бога истинного, но сотворен, как другие для создания прочих тварей; Он и по естеству ниже Отца и по воле изменя­ем; называется же Сыном Божиим не по естеству, а по усынов­лению, как послушный воле Отца.

(Из книги Сократа Схоластика «Церковная история»)

...Не всегда Бог был Отцом; было время, когда Он не был Отцом. Не всегда было Слово Божие, но получило бытие из ничего; потому что Бог, всегда существующий, сотворил Его не-сущего из не-сущего.

...Было время, когда Его не было. Сын есть создание и тварь. Но подобен Он Отцу по сущности и по естеству, не есть истин­ное Слово (Логос) Отца, ни истинная Мудрость (София) Его, а есть одно из творений и порождений. Называется же Словом и Мудростию не в подлинном смысле, будучи и Сам рожден собст­венным Словом Божиим и Мудростию, которая в Боге и кото­рую Бог сотворил как все; так и Его самого. Таким образом по природе Он подлежит превращению и изменяем, как все ра­зумные существа. Слово отчуждено, обособлено и отделено от существа Божия. И Отец не постижим для Сына; ибо Сын со­вершенно и точно не знает Отца, и не может Его видеть. Даже и собственной сущности, как она есть, Сын не знает. Он сотво­рен ради нас, с тем, чтобы чрез Него, как орудие, Бог создал нас. И не было Его, если бы Бог не восхотел дать нам бытие.

(Из выступления Александра епископа Александрийского

на Никейском Соборе).

272

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ О СУЩНОСТИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Печатается по: Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. — Сергиев Посад, 1914. Т. 1. Тринитарный вопрос. С. 176—181.

...Истинный по природе и преискренний Отчий Сын, собствен­но принадлежащий сущности Отца, Он есть истинный Бог, как единосущный Отцу, свет от света, сила и истинный образ Отчей сущности. Всегда был и есть и не было, когда не был. Как вечен Отец, так вечен и Логос Его и вечна Премудрость Его.

...Он есть преискреннее, истинное и собственное рождение сущности Отца, истинный Бог, единосущный истинному Богу. Он есть первый и исполнение первого и единого Божества (Отца), всецелый и совершенный Бог.

...Всецелое бытие Сына принадлежит сущности Отца.

...Сын имеет тождество по отношению к Отцу.

...Сын вечен и всегда сосуществует Отцу.

...Если Сын не был, пока не рожден, то в Боге не всегда была истина.