logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Часть 2. Средневековая философия

К главе I.

ТЕМА: ХРИСТИАНСТВО, КАК ОСНОВА СРЕДНЕВЕКО­ВОЙ ФИЛОСОФИИ.

Вариант 1.

1. Религиозно-философские истоки христианского вероучения.

2. Библия, как Священная книга христианства.

3. Важнейшие религиозно-философские идеи Библии.

Вариант 2.

1. Сравнительный анализ античных и библейских представ­лений о возникновении мира.

2. Христианское учение о смысле человеческой жизни.

3. Концепция истории в христианском вероучении.

Вариант 3.

1. Христианские идеи «Творения» и «Откровения».

2. Идея «грехопадения» в христианском понимании.

3. Развитие Божественных заповедей в Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Вариант 4.

1. Новое понимание проблемы человека в христианском ве­роучении.

2. Идея Любви в проповедях Иисуса Христа и апостольских посланиях.

3. Представления о конце света в христианском вероучении.

468

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники:

Библия.

Антология мировой философии в 4-х тт. — М., 1969. Т. 1. Ч. 2.

Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. — М., 1954.

Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987.

Донини А. У истоков христианства. — М., 1989.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. — М., 1988.

Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. I-II вв. н.э. - М., 1979.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — СПб., 1994. Т. 2. Средневековье.

Соколов В. В. Средневековая философия. — М., 1979.

Таранов П. С. Анатомия мудрости: 120 философ. В 2-х т. — Симферополь, 1996.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневеко­вой философии. — М., 1991.

К главе II.

ТЕМА: ПАТРИСТИКА

Вариант 1.

1. Тертуллиан и Ориген о сущности христианского вероучения.

2. Утверждение Символа веры.

3. Аврелий Августин — крупнейший мыслитель периода пат­ристики.

4. «Ареопагитики», как источник по истории христианской философии.

Вариант 2.

1. Проблема соотношения философии и религии в трудах отцов церкви.

2. Философская сущность богословских споров о Символе веры.

3. Роль «каппадокийцев» в утверждении Символа веры.

469

Вариант 3.

1. Аврелий Августин о проблеме соотношения философии и религии в процессе познания.

2. Учение Аврелия Августина о Боге.

3. Проблема добра и зла в понимании Аврелия Августина.

4. Эсхатологические представления Аврелия Августина.

Вариант 4.

1. «Ареопагитики», как источник по истории христианской философии.

2. «Катафатическая» и «апофатическая» теология в трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита.

3. Сравнительный анализ учений Аврелия Августина и Псев­до-Дионисия Ареопагита.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники:

Библия.

Антология мировой философии в 4-х тт. — М., 1969. Т. 1.4. 2.

Григорий Нисский. Об устроении человека. — СПб., 1995.

Деяния Вселенских Соборов. — Казань, 1887. Т. 1. Изд. 2-е.

Дионисий Ареопаги т. О Божественных именах. О мистическом богословии. — СПб., 1995.

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. — М., 1994.

О p и г е н. О началах. — Самара, 1993.

В и π π е p Р. Ю. Рим и раннее христианство. — М., 1954.

Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. — М., 1967.

Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987.

Донини А. У истоков христианства. — М., 1989.

Карташев А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994.

Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. I—II вв. н.э. — М., 1979.

Майоров Г. Г. Формирование средневековой филосо­фии. - М., 1979.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — СПб., 1994. Т. 2. Средневековье.

470

Свенцицкая И. С. Раннее христианство. Страницы истории. — М., 1988.

Соколов В. В. Средневековая философия. — М., 1979.

Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. — Сергиев Посад, 1914. Т. 1. Три-нитарный вопрос.

Таранов П. С. Анатомия мудрости: 120 философов. В 2-х т. — Симферополь, 1996.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневеко­вой философии. — М., 1991.

К главе III.

ТЕМА: СХОЛАСТИКА.

Вариант 1.

1. Раскол церквей и возникновение римско-католической церкви.

2. Рождение схоластики. Иоанн Скот Эриугена. Пьер Абеляр.

3. Религиозно-философское учение Фомы Аквинского.

Вариант 2.

1. Философы-схоласты о соотношении философии и религии.

2. Философские корни схоластики.

3. Роль схоластической философии в рационализации като­лического вероучения.

Вариант 3.

1. Сравнительный анализ схоластической философии и уче­ний отцов церкви.

2. Влияние античной философии на становление схоластики.

3. Основные положения томизма и учение Аристотеля.

Вариант 4.

1. Влияние философии Аристотеля на учение Фомы Аквин­ского.

2. Философское содержание пяти доказательств бытия Божия.

3. Учение о сущности в трактовке Фомы Аквинского.

471

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники:

Антология мировой философии в 4-х тт. — М, 1969. Т. 1. Ч. 2.

Абеляр П. История моих бедствий. — М., 1959.

Б о p г о ш Ю. Фома Аквинский. — М., 1975.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972.

Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987.

Карташев А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994.

История политических и правовых учений. Средние Века и Возрождение. — М., 1986.

Майоров Г. Г. Формирование средневековой филосо­фии. - М., 1979.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — СПб., 1994. Т. 2. Средневековье.

Соколов В. В. Средневековая философия. — М., 1979.

Таранов П. С. Анатомия мудрости: 120 философов. В 2-х т. — Симферополь, 1996.

Вариант 3.

1. Сравнительный анализ схоластической философии и уче­ний гуманистов.

2. Сравнительный анализ античной философии и учений гу­манистов.

3. Сравнительный анализ учений гуманистов о человеке.

Вариант 4.

1. Идея «всеобщей религии» в трудах Марсилио Фичино.

2. «Философия Христа» Эразма Роттердамского.

3. Религиозно-философские идеи в «Утопии» Томаса Мора.

Вариант 5.

1. «Апология наслаждения» в трудах Лоренцо Балла, Эразма Роттердамского и Томаса Мора.

2. Представление о сущности человека в сочинениях Никко-ло Макиавелли.

3. Учение о «радости повседневной жизни» Мишеля де Монтеня.