logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Тертуллиан

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160--после 220 гг.), уроженец Карфагена, до 35 лет занимался юриспруден­цией в Риме. Около 195 г. он принял христианство, вернулся в Карфаген и стал одним из видных деятелей местной церкви. Перу Тертуллиана принадлежит значительное число небольших по объему статей — «Об идолопоклонстве», «Против еретиков», «О плоти Христовой», «О душе» и др.

Основным положением в понимании взаимоотношений фи­лософии и христианской религии стали для Тертуллина слова Апостола Павла — «Мудрость мира сего есть безумие пред Бо­гом» и «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1-е Кор. 3:19, 1:27). С его точки зрения, все античные филосо­фы, пытающиеся познать мир вне пределов Божественного от­кровения, опирающиеся на способности человеческого разума достойны лишь осуждения. Все они «умы спорливые и презри­тельные», занятые «праздными вопросами и разговорами», но не знающие истины, ибо «они еще ищут, стало быть не нашли».

Платона, Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и дру­гих мыслителей античности Тертуллиан считает «патриархами еретиков». Следовательно, все кто ищет истину на путях, прой­денных античной философией, попадают во власть дьявола, «тщеславного соперника» Господа, потому что именно дьявол «одушевляет всех ересиархов».

Тертуллиан приходит к однозначному выводу о том, что си­лы человеческого разума должны быть подчинены вере, что именно вера предоставляет человеку возможность придти к ис­тинному познанию. Более того, даже религиозное безумие вы­ше всякой человеческой мудрости. «Не можешь быть истинно мудрым, — пишет Тертуллиан, — если не покажешься безум­ным в глазах мира, веря тому, что мир именует безумием в Боге».

Развивая идеи о превосходстве веры над разумом, в трактате «О плоте Христовой» он пишет: «Я не нахожу лучшего предлога

248

к посрамлению себя, как, презирая стыд, быть свято бесстыд­ным и счастливо безумным. Сын Божий был распят: я того не стыжусь, потому что как будто бы надобно стыдиться. Сын Божий умер: надлежит тому верить, потому что разум мой воз­мущается против этого. Он восстал из гроба, в котором был положен: дело верное, потому что кажется невозможным». Впос­ледствии эти слова Тертуллиана были перефразированы в став­ший легендарным афоризм: «Верую, ибо абсурдно».

Несмотря на полное, казалось бы, неприятие античной фи­лософии, Тертуллиан не избежал ее влияния в некоторых своих трактовках отдельных положений христианского вероучения. Так, полностью отрицая материальность Бога, ибо Бог есть Дух, он все же говорит о телесности Самого Бога. Телесность эта нематериальна, но в то же время и отличается от чистого Духа.

Так и человеческая душа, хоть и отлична от человеческого тела, все же обладает некой телесностью. По мнению Тертул­лиана душа человеческая была поселена Богом в Адаме и Еве, а затем передается из поколения в поколение посредством семе­ни, сохраняя в себе как образ Бога, так и первородный грех прародителей человечества.

Подобные идеи, высказанные Тертуллианом, позднее были отвергнуты церковью, однако в целом его учение стало одним из оснований всей христианской теологии.