logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Анаксагор

Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н.э.) родился в Ионии, в г.Кла-зомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он ре­шил полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет. В Афинах, пережи­вавших период расцвета, Анаксагор входил в круг приближен­ных Перикла — фактического правителя этого города-государ­ства. Однако, в конце жизни Анаксагор подвергся судебному преследованию и едва не был приговорен к смертной казни, в соответствии с законом, который приравнивал к государствен­ным преступлениям непочитание богов и объяснение небесных явлений естественным образом. Только вмешательство Перик-

66

ла спасло философа, но он был вынужден покинуть Афины. Он вернулся в Ионию и вскоре умер.

Анаксагору принадлежит сочинение под традиционным для того времени названием «О природе», от которого сохранилось около двадцати фрагментов.

Мировоззрение Анаксагора сформировалось под влиянием учений Парменида, Эмпедокла и милетской школы. Но в отли­чие от большинства тогдашних древнегреческих мыслителей, Анаксагор первоначалами мира считал не какую-то одну при­родную стихию, как это было у ионийских философов, и даже не смешение этих стихий, о чем говорил Эмпедокл. Первонача­ла — это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы «семенами всех вещей». Впоследствии Аристотель назвал эти се­мена «гомеомериями».

Каждая гомеомерия представляет собой частицу какого-ли­бо вещества — земли, воды, огня, золота, дерева и т.д. Гомео-мерии бесконечны по числу и по делимости, т.е. могут делиться до бесконечности, сохраняя при этом свойства того или иного вещества. Именно гомеомерии составляют в итоге любое веще­ство. Более того, в каждой веще, в каждом веществе существу­ют и все гомеомерии. Анаксагор говорил: «Во всем содержатся все вещи». Качественное же существо той или иной вещи воз­никает в том случае, когда гомеомерии одного рода преоблада­ют над гомеомериями других родов. Так, золото является золо­том потому, что в нем преобладают гомеомерии золота. Они содержатся и в дереве, но они — лишь небольшая часть среди других гомеомерии, в дереве же преобладают гомеомерии дерева.

Гомеомерии существовали изначально, они не обладают мо­ментом рождения или моментом уничтожения. Анаксагор, опи­раясь на мнение Парменида, утверждал, что не может нечто возникнуть из ничего: «Каким образом из не-волоса может воз­никнуть волос и из не-шюти — плоть?»

Первоначальное состояние мира — это смесь гомеомерии, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, спо­собная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум — понятие чисто идеальное, и единствен­ное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое круго­вращение, во время которого происходит смешение и разделе­ние гомеомерии, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей.

67

Постепенно, в процессе кругообращения плотное, влажное, холодное и темное сходятся в одно место и образуют землю, а разряженное, горячее, сухое и светлое устремляются вверх и возникает небо. Вокруг всего мира находится эфир, который Анаксагор не отождествляет с обычным воздухом. Эфир, про­должая вращаться, отрывает от земли камни, которые, воспла­меняясь превращаются в звезды, Солнце и Луну. Но отдельные камни продолжают падать на землю — это метеориты.

Проблему возникновения жизни Анаксагор решал путем при­знания того, что в первичной смеси гомеомерий существовали и гомеомерий живых существ. Со временем они стали падать на землю, что и привело к зарождению будущих живых орга­низмов.

Учение Анаксагора в системе древнегреческой философии стоит несколько особняком. Ни до него, ни после античные философы не акцентировали внимание на том, что все в мире состоит из изначально существовавших «семян всех вещей». В то же время его учение о безгранично могущественном Уме повлияло на последующих философов, адептов идеалистических учений.