«О природе». Фрагменты
Печатается по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. — М, 1989. С. 531—534. Перевод А.ВЛебедева.
Все вещи были вперемешку, бесконечные и по множеству, и по малости, так как и малость была бесконечной. И пока все было вперемешку, ничто не было ясноразличимо по причине [своей] малости: все обнимали аэр (туман) и эфир, оба бесконечные. Ибо из всех [тел], которые содержатся во Вселенной, эти [два] самые большие и по множеству, и по величине.
Ибо аэр (туман) и эфир выделяются из небосвода Объемлющего, а Объемлющее бесконечно по множеству.
Ибо ни у малого нет наименьшего, но всегда [еще] меньшее (ибо бытие не может перестать быть путем деления), и точно так же у большого есть всегда большее. И оно равно малому по множеству. Сама же по себе всякая вещь и велика и мала.
68
Коль скоро это так, следует предполагать, что во всех образованиях содержится много всевозможных [вещей] и семян вещей, обладающих всевозможными образами, цветами и запахами. [Следует предполагать] также, что и человеки [там] образовались, и все другие животные, обладающие душой. И что у человеков есть и населенные города, и возделанные поля, как и у нас, и Солнце у них есть, и Луна, и все прочее, как у нас, и земля ^ш родит много всевозможных [злаков и плодов], самые полезные из которых они собирают в жилище и употребляют. Все это я сказал о выделении [из смеси], т.е. что выделение могло произойти не только у нас, но и в другом месте [Вселенной].
А прежде чем выделилось это [=наш мир], пока все было вперемешку, нельзя было различить даже ни один цвет; этому препятствовало смешение всех вещей — влажного и сухого, горячего и холодного, светлого и темного, причем [в смеси] содержалось и много земли, и бесконечное множество семян, совершенно не похожи друг на друга. Также и из прочих [вещей] одна совершенно не похожа на другую. Коль скоро это так, следует предполагать, что во всем содержатся все вещи.
<...> Следует признать, что всех [вещей] ничуть не меньше и не больше (ибо их не может быть больше всей их совокупности), но всегда ровно столько же.
А так как и у большого и у малого равное число долей по количеству, то и на этом основании все должно заключаться во всем. И [следовательно, ничто] не может быть по отдельности, но все содержит долю всего. Так как наименьшей величины быть не может, то она не могла бы обособиться или стать сама по себе, но как вначале, так и теперь: все вперемешку. Во всех [вещах] содержится много [веществ], и причем как в больших, так и в меньших [вещах] содержится равное количество [веществ], выделяющихся [из смеси].
Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из
не-плоти — плоть?
Все [вещи] содержат долю всего, Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной вещью, но — единственный — сам по себе. Если бы он не был сам по себе, но был смешан с чем-то другим, он был бы причастен всем
69
вещам [сразу], будь он смешан с чем-то [одним]. Ибо, как я сказал выше, во всем содержится доля всего. Примешанные [вещи] препятствовали бы ему, [не давая] править одной вещью так, как [он правит] в одиночку и сам по себе.
Ибо он тончайшее и чистейшее из всех вещей, и предрешает абсолютно все, и обладает величайшим могуществом. И всеми [существами], обладающими душой, как большими, так и меньшими, правит Ум. И совокупным круговращением [мира] правит Ум, так что [благодаря ему это] круговращение вообще началось. Сперва круговращение началось с малого, [теперь] оно расширилось, а в будущем расширится еще больше. И то, что смешивается, и то, что выделяется [из смеси], и то; что разделяется, — все это предрешает Ум. И все, чему суждено было быть, и все, что было, но чего теперь нет, и все, что есть теперь и будет в будущем, — все это упорядочил Ум, равно как и это круговращение, в котором кружатся теперь звезды, Солнце и Луна, а также выделяющийся аэр (темный воздух) и эфир. Именно это круговращение стало причиной выделения. И выделяется из разряженного плотное, из холодного горячее, из темного светлое и из влажного сухое. Но [в них по-прежнему] содержится много долей многих [веществ]. Полностью ничто не выделяется и не отделяется одно от другого, кроме Ума. Всякий ум, и больший, и меньший, подобен [=однороден]. Однако ничто другое не подобно ничему, но чего в каждой отдельной вещи больше содержится, тем она с наибольшей ясноразли-чимостью была и есть.
Плотное, влажное, холодное и темное сошлось сюда, где теперь земля, а разряженное, горячее, сухое «и светлое» ушло в даль эфира.
Из этих [тел?] по мере их выделения сплачивается земля: из облаков выделяется вода, из воды — земля, а из земли под действием холода сплачиваются камни. Впрочем, камни скорее выходят [=образуются] из воды.
О рождении и гибели эллины думают неправильно: на самом деле ничто не рождается и не гибнет, но соединяется из вещей, которые [уже] есть, и разделяются. Так что правильнее было бы называть рождение «соединением», а гибель «разделением».
70
АТОМИЗМ. ЛЕВКИПП И ДЕМОКРИТ
Последними, кто попытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции философии «физиса» (натурфилософии) стали Левкипп и Демокрит. С именами этих двух философов связывают рождение материализма — философского учения, признающего первичность бытия по отношению к мышлению, первичность материи по отношению к сознанию. Впрочем, древнегреческий атомизм нельзя считать вполне материалистическим учением, в том смысле как мы привыкли говорить о материализме XIX—XX веков.
О Левкиппе нам известно, что он жил в V в. до н.э., бывал в Элее, где познакомился с учением элеатов, а затем переселился в гАбдеры (милетская колония на Фракийском побережье) и основал там философскую школу. В науке до сих пор не решено окончательно — жил ли Левкипп на самом деле и какие известные нам сочинения могут ему принадлежать.
Самым талантливым учеником Левкиппа стал уроженец Аб-дер Демокрит (ок. 460—ок. 370 гг. до н.э.). Выходец из богатой семьи, еще в юности Демокрит решил посвятить себя науке. Отказавшись от значительной части наследства, Демокрит отправился в путешествие на Восток, стремясь изучить тамошнюю мудрость. Он побывал в Египте, Вавилоне, Индии и даже в Эфиопии. Рассказывают, что будучи в Афинах, он встречался с Сократом.
В отличии от Гераклита, «плачущего философа», который, каждый раз выходя из дома и видя вокруг себя множество дурно живущих людей, плакал, жалея всех, уже в древности Демокрит получил прозвание «смеющегося философа», ибо считал достойным смеха все человеческие дела.
Демокриту обычно приписывается множество сочинений — около семидесяти, посвященных моральным, естественнонаучным, математическим и техническим темам. Но, вполне возможно, наряду с его собственными трудами, в этом перечне работ есть и сочинения как Левкиппа, так и учеников самого Демокрита. Поэтому, при рассказе о философии Демокрита, всегда подразумевается, что какие-то идеи, высказанные в трудах под его именем, могли принадлежать и Левкиппу. В целом же принято говорить не просто об учениях Левкиппа или Демокрита, а о философии атомистов.
В своей философии атомисты как бы отталкивались от идей, высказанных элеатами. Атомисты также признавали, что глав-
71
ными философскими категориями являются понятия бытия и небытия. Но, в отличии от элеатов, атомисты считали, что небытие существует также, как и бытие. Левкиппу приписываются слова о том, что «небытие существует нисколько не менее, чем бытие», а «бытие существует нисколько не более, чем небытие».
Небытие — это пустота, неподвижное, беспредельное, бесформенное, не имеющее плотности и единое пространство. Бытие же как раз множественно и состоит из неделимых частиц — атомов. Атом (атомос), в переводе с древнегреческого означает «неделимое», «то, что не делится».
Атомам присущи все качества парменидовского бытия. Они обладают абсолютной плотностью (т.е. не содержат пустоты), непроницаемы, неделимы, вечны (т.е. не рождены и не подвержены гибели). Атомы — это мельчайшие частицы бытия, и в силу своей малости не могут восприниматься человеческими чувствами. Атомы не могут превращаться в пустоту, как и пустота не может обращаться в атомы. Иначе говоря, переход бытия в небытие и небытия в бытие невозможен.
Если элеаты утверждали идею неподвижности бытия, то атомисты, говорили как раз об обратном. По их мнению атомы находятся в постоянном движении, а само движение является таким же необходимым их свойством, как и плотность, непроницаемость, неделимость и вечность. При этом для атомистов был неважен источник движения, ибо движение атомов существует изначально и как бы само по себе. Демокрит высмеял Анаксагора, считавшего, что первоисточником всякого движения является мировой Ум (Нус).
Движение атомов возможно потому, что они находятся в пустоте и, следовательно, между атомами всегда есть некое пустое пространство. Поэтому атомы не могут сталкиваться друг с другом и тем более превращаться друг в друга.
Атомы различаются по внешним качествам — прежде всего по форме и по величине. Сами формы атомов могут быть разными: шарообразными, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми и т.д.
Атомисты признавали реальность мира вещей и явлений, состоящего из атомов и пустоты. «Складываясь и сплетаясь», атомы, говорили они, «рождают вещи». В этом случае, определенное сочетание атомов приводит к появлению определенного вещества. Причем сами атомы не обладают качествами какого-либо вещества — здесь отличие от гомеомерий Анаксагора. Качество вещи возникает лишь при сочетании тех или иных атомов.
72
Если сами атомы вечны и неизменны, то вещи, по мнению атомистов, преходящи и изменчивы. Это связано с тем, что атомы, находясь в постоянном движении, постоянно создают новые свои сочетания, ликвидируя старые. Демокрит приводил в пример монету, которая стирается от долгого ее употребления. Стирание монеты определяется тем, что постепенно происходит распад сочетания атомов, ее составляющих.
При ответе на вопрос о возникновении мироздания, атомисты отказались от поиска неких сверхъестественных, божественных причин. В их космогонических представлениях идея богов — создателей Вселенной, столь характерная для многих древнегреческих философов, практически отсутствует — боги находятся в некоем пространстве между различными мирами.
Рождение мироздания также объяснялось с позиций атомистического понимания бытия. По мнению атомистов мироздание в целом — это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, чье число беспредельно, ибо эти миры образованы беспредельным количеством атомов разной формы. Плотность атомов в пустоте различна. Там, где атомов много, из совокупного движения атомов возникает «вихрь» — кругообразное движение всех этих атомов. В процессе этого кругообразного движения одни атомы смещаются в центр и образуют землю. Другие атомы отбрасываются на периферию и возникает небо, огонь, воздух, небесные светила.
Атомистами впервые была высказана идея множественности миров: число миров бесконечно и каждый из них имеет шарообразную форму. Наша же Вселенная строится по геоцентрическому принципу — все видимые человеком небесные тела расположены вокруг Земли, которая является центром Вселенной.
Отказавшись от традиции объяснять все в мире лишь божественными причинами, атомисты, естественно, должны были найти иную причину, иные законы, которые управляют мирозданием. Таким главным законом мироздания у атомистов стала необходимость, Левкиппу приписывают такую формулировку этого закона: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости».
Атомисты утверждали, что все явления природы и общества имеют свою причину, поэтому в мире царит необходимость. Даже случайные события можно объяснить определенными причинами. Демокрит приводит следующий пример. На человека неожиданно с неба падает черепаха и убивает его. Что это? Случайность? Нет, отвечает Демокрит, это орел, схватив черепаху,
73
бросает ее с высоты, чтобы разбить панцирь, но попадает в голову человека, которую орел принял за камень. Иначе говоря, у любой случайности можно найти причину. Случайность — это тоже своего рода необходимость, причины которой людям еще неизвестны или они не хотят их понять. Демокрит говорил: «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия».
Стремление объяснить все явления природы ее собственными свойствами, привело к тому, что атомисты естественными причинами объясняли и возникновение живого на Земле. По их мнению, живое возникло из неживого без участия каких-либо сверхъестественных сил. Когда образовалась земля, она поначалу была теплой и грязеобразной. .Под воздействием теплоты, на земле возникли некие пузыри, в которых стали зарождаться живые организмы. Со временем эти пузыри лопнули и из них вышли люди, все виды животных и растений. При этом все живые существа, в том числе и растения были одушевлены, только в разной степени, а источником души была теплота, которая произвела все живое на земле.
Человек возник из природы и отличается от животных лишь тем, что он «получил в удел больше теплоты, так как материя, из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывающей в себя теплоту... Он вобрал в себя и некоторое количество более божественной природы; поэтому в нем есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее». Человек — это «животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость».
Сама душа человеческая — совокупность атомов определенного рода, которые пронизывают все тело человека. Душа не обладает бессмертием, а умирает вместе с телом, распадаясь на отдельные атомы также, как распадается на атомы и само тело. Поэтому Демокрит считал, что не существует загробного мира, ибо не существует жизни после смерти. «Некоторые люди, не зная, что смертная природа человека подлежит разрушению... сочиняют басни о том, что будет после смерти», — говорил он.
Учение Левкиппа и Демокрита стало своеобразным завершением развития предшествующей традиции философии «фи-зиса» (натурфилософии). В изучении природы они дошли до предела возможностей тогдашней науки, создав философию атомистического материализма. Дальнейшая древнегреческая философия, развивавшаяся на основе натурфилософских теорий, поставила в центр философии уже иные проблемы.
74
УЧЕНИЕ ЛЕВКИППА И ДЕМОКРИТА
(В изложении позднейших авторов)
Печатается по: Лурье С. Я. Демокрит. — Л., 1970. С. 246-247, 275, 297-298, 314. Перевод С.ЯЛурье.
Наиболее методически построили свою теорию, руководствуясь одним общим принципом при объяснении явлений, Лев-кипп и Демокрит, исходя из того, что сообразно природе, какова она есть. Некоторые из древних полагали, что необходимо (логически), чтобы бытие было едино и неподвижно. Ибо пустоты не существует, а при отсутствии отдельной пустоты невозможно движение, равно как и не может быть многих предметов, если отсутствует то, что отделяло бы их друг от друга... Исходя из таких рассуждений, некоторые (ученые) вышли за пределы ощущений и пренебрегли ими, так как считали, что нужно следовать разуму. Поэтому они говорят, что целое едино и неподвижно, да к тому же, как говорят некоторые, еще и безгранично, ибо всякая граница была бы границей между телом и пустотой (а пустоты не существует). Что касается этих (ученых), то причины, руководившие ими, и их высказывания об истинной (природе вещей) были такими. Заметим, что с логической точки зрения все это последовательно, но с точки зрения фактов такой взгляд похож на бред сумасшедшего. Лев-кипп же был убежден, что у него есть теория, которая, исходя из доводов, согласных с чувствами, (в то же время) не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни движение, ни множественность вещей. Признав все это в согласии с явлениями, он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконечные по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приводят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению. Они действуют на другие частицы и подвергаются воздействию сами в тех местах, где касаются: ведь именно в этих местах нарушается их единство. При соединении и зацеплении друг за друга они образуют (новые тела). Из того же, что едино по своей истинной (природе), не может получиться множественное
75
и, наоборот, из того, что множественно по своей истинной (природе), не получится единое — это невозможно. Но происходит так, как говорит Эмпедокл и некоторые другие, утверждая, что воздействие происходит через поры; таким же образом, по мнению Левкиппа, совершается всякое изменение и всякое воздействие, причем распадение и уничтожение происходит через пустоту и сходным образом также рост, (имеющий место) при проникновении новых твердых тел (в пустоты). Пожалуй, и Эмпедокл (логически) обязан был бы говорить то же, что и Лев-кипп, именно, по словам последнего, есть какие-то (тела) твердые, но неделимые. (В противном случае) осталось бы только (допустить, что) всюду имеются непрерывные поры, но это невозможно: тогда не останется, помимо этих пор, ничего другого — твердого, но все окажется пустотой. Поэтому необходимо, чтобы соприкасающиеся между собой частицы были неделимыми, а то, что между ними, — пустотой, именно тем, что Эмпедокл называет порами. Так говорит и Левкипп о воздействии одного тела на другое. <...>
Из них (из атомов) как из элементов Демокрит рождает уже и образует путем соединения видимые глазом и доступные чувствам тела. Они вступают в столкновения между собой и носятся в пустоте вследствие несходства и других указанных выше различий; носясь таким образом, они сталкиваются и образуют такого рода переплетение, что оно вынуждает их касаться друг друга и находиться вблизи друг от друга, но тем не менее не рождает из них никакой в истинном смысле единой природы. Ведь, по его мнению, совершенно нелепо допускать, чтобы то, что было двумя или многими телами, стало когда-нибудь одним. Причину того, что первосущности некоторое время пребывают неизменно вместе друг с другом, он видит в сцеплении и сплетении тел. Ведь одни из них изогнутые, другие якореоб-разные, третьи вогнутые, четвертые выпуклые, а другие имеют еще и иные бесчисленные различия. Он считает, что они сцеплены друг с другом и пребывают неизменно вместе лишь до тех пор, пока какая-нибудь более сильная необходимость, присоединившаяся из окружающего мира, не разбросает их и не рассеет в разные стороны. <...>
После того как атомы собрались воедино, те из них, которые были побольше и потяжелее, окончательно осели вниз, те же, которые были малыми, круглыми и гладкими, были вытолкнуты вследствие стечения (других) атомов и унесены вверх. Когда же иссякла уже сила толчка, двигавшая их вверх, и толчок не
76
гнал уже их больше вверх, а движение вниз встречало препятствия, они остались сжатыми в тех местах, которые могли еще их принять. Это были места на периферии, и здесь по кривой поверхности расположилась масса этих тел. Переплетаясь друг с другом по этой кривой поверхности, они произвели небо. Эти атомы, разнообразные, но близкие к той же природе, как уже было сказано, были вытолкнуты вверх и образовали звездную материю. Множество тел, поднявшихся вверх вследствие испарения, ударялось о воздух и выталкивало его. Воздух в результате движения превращался в ветер и, увлекая своим движением звезды, гнал их вместе с собой, удерживая их в воздухе и сохраняя неизменным то их круговое движение, которое они имеют и теперь. После этого из осевших атомов произошла земля, а из унесенных вверх — небо, огонь и воздух. Но так как в земле содержалось еще много материи и так как она сгущалась вследствие напора ветров и вследствие испарений, (вызываемых) светилами, то все ее части, состоящие из (атомов), имеющих мелкие формы, сплотились друг с другом и произвели жидкую субстанцию; отличаясь текучестью, она была унесена в углубления, которые лучше могли и вместить, и сохранить ее; в других случаях застоявшаяся вода сама по себе углубляла находящуюся под ней землю. Важнейшие части мира возникли таким образом. <...> Некоторые утверждают, что душа преимущественно и прежде всего есть движущее (начало). Так как они считают, что то, что не движется само, не может приводить в движение другое (тело), то они и приняли, что душа — одно из движущихся тел. Поэтому-то Демокрит и утверждает, что душа — это нечто вроде огня или теплоты. (Различных) форм и атомов — бесконечное множество; «набор (таких) семян» он считает первоначалом всей природы (сходным образом учил и Левкипп). Из них шарообразные являются душой, так как (тельца) такой формы лучше всего проникают через какие угодно (тела) и движут все остальное, двигаясь и сами. Они полагали, что душа — это то, что вызывает движение живых существ. Демокрит, считая, что душе (по природе) присуще движение, сказал, что она — огонь вследствие ее подвижности. Ведь он утверждает, что огонь состоит из шарообразных атомов, ибо шар — самое подвижное из всех тел, так как он касается плоскости только в одной точке. Далее, так как душа приводит в движение, а приводящее в движение должно само более всего двигаться (ибо чем более она движется, тем более она движет), то он и утверждает, что и душа, и огонь состоят из самых подвижных атомов — из шарообразных. <...>
77
- Фрагменты произведений
- Тесты для самоконтроля
- Творческие задания
- Isbn 5-526-00004-4 © Перевезенцев с.В., авторские тексты,
- Часть 1. Античная философия
- Глава I истоки древнегреческой философии
- Глава II рождение древнегреческой философии
- Глава VII философия во времена римской империи
- Часть 2. Средневековая философия
- Глава I христианство, как основа средневековой философии
- Глава II патристика
- Глава III схоластика
- Глава V
- Методические рекомендации
- Предисловие
- Часть I
- Глава I
- Мифология
- «Теогония». Фрагменты
- Рапсодическая теогония
- Глава II
- Философия «физиса» (натурфилософия)
- Милетская школа
- Анаксимандр
- Гераклит эфесский
- «О природе». Фрагменты
- Изречения пифагора
- Космогония пифагора
- Ксенофан
- Фрагменты
- Парменид
- «О природе»
- [Проэмий]
- Эмпедокл
- «О природе». Фрагменты
- Анаксагор
- «О природе». Фрагменты
- Глава III
- Софисты
- «Апология сократа»
- После обвинительных речей
- Два рода обвинителей
- Критика новых обвинителей
- Сократ о самом себе
- После смертного приговора
- Глава IV рождение идеализма платон
- Из диалога «тимей»
- [О рождении мироздания]
- [Об эйд осах]
- Глава V
- Аристотель
- Что такое идея вещи?
- Что такое вещь?
- Система наук аристотеля
- Логика, или аналитика
- Из «метафизики»
- Из трактата «о душе»
- Глава VI
- Письмо менекею
- Этика стоиков
- Глава VII философия во времена римской империи
- Эпиктет
- Не полагай своего счастья в том, что не в твоей власти
- Где надо искать благо?
- О том, что дорого в человеке
- Об отношениях человека к богу
- Марк аврелий
- Из книги «эннеады»
- Глава I
- Библия. Фрагменты
- [Сотворение мира и человека. Первое грехопадение]
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- [Начало мира и сын божий] от иоанна святое благовествование глава 1
- От матфея святое благовествование глава 5
- [О жизни человеческой] книга екклесиаста или проповедника
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- IV [о конце мира] от матфея святое благовествование глава 24
- [О любви]
- Глава 13
- Глава II патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- «О началах». Фрагменты
- [О творении мира из ничего]
- [Учение об апокатастасисе]
- Никейский орос
- «Каппадокийцы» (IV в.)
- Аврелий августин
- Фрагменты сочинений
- [Этика]
- [Общество и история]
- «Ареопагитики»
- Глава 1 что такое божественный сумрак
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава III
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов «о предопределении» и «о разделении природы»
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинений
- «Пролог» к «да и нет»
- Фома аквинский
- [Вера и наука]
- [Естественная теология]
- Часть 3
- Глава I основные проблемы философии эпохи возрождения
- Глава II рождение гуманизма франческо петрарка
- Лоренцо балла
- [Мнение эпикурейца]
- [Мнение христианина]
- Глава III
- Марсилио фичино
- Как должно любить бога
- Глава IV
- Никколо макиавелли
- «Государь». Фрагменты
- [О новом государе]
- [О фортуне]
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- «Опыты». Фрагменты
- Глава V
- Томас мор
- «Утопия». Фрагменты
- [О философии утопийцев]
- [Об удовольствиях]
- [О религии]
- «Введение в историю европейской философии»
- Поурочное планирование курса «введение в историю европейской философии»
- Часть 1. Античная философия
- Глава I
- Глава II
- Глава VI
- Глава VII
- Часть 2 средневековая философия
- Глава II
- Глава III
- Часть 3 философия эпохи возрождения главы I, II
- Главы III, IV, V
- Часть 1. Античная философия
- Часть 2. Средневековая философия
- Часть 3. Философия эпохи возрождения
- Глава VI.
- Глава VII.
- Глава II.
- Глава III.
- Практикум по истории западноевропейской философии Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения.
- 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
- Предлагает
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- Владос»
- 800 Наименований новейшей учебной литературы