Ксенофан
Ксенофан (VI—начало V вв. до н.э.) родился в Ионии, в г.Колофоне. Из всех противоречивых и легендарных биографических сведений о нем, достоверно известно немногое. Ксенофан прожил долгую жизнь, и умер в возрасте не менее 92 лет. Еще в молодые годы он покинул родные места и переселился в Великую Элладу — западную часть греческого мира. Будучи странствующим поэтом, он проживал в различных городах нынешней Сицилии и Южной Италии.
Творчество Ксенофана получило свое выражение исключительно в стихотворной форме. Сегодня неизвестно, написал ли он какой-либо единый философский труд (есть версия, что такой труд под названием «О природе» существовал) или же излагал свои философские представления в отдельных, зачастую коротких стихотворных произведениях. Тем не менее фрагменты стихов, которые история сохранила для нас, позволяют составить определенное мнение о его философских воззрениях.
Прежде всего необходимо отметить, что Ксенофан активно пропагандировал идею некого единого для всех бога, который все видит, все сознает и одним «помышленьем ума» «все потрясает». В этом смысле четко монотеистическая позиция Ксенофана довольно жестко противостояла бытующей в то время олимпийской религии, основанной на политеистических представлениях, на признании множественности богов, имеющих некий человеческий облик. Последнее Ксенофан особенно отвергает. Он пишет о том, что единый и всемогущий бог не может иметь
50
человеческих черт, да и вообще каких-либо осознаваемых черт, иначе, если бы кони или быки умели изображать богов, то изображали бы их конями и лошадьми. Человекоподобие бога — всеобщее заблуждение.
По сути дела, бог Ксенофана — это некая всевластная разумная сила, которая наполняет собой каждый миг мироздания. Бог настолько распростерт во Вселенной, что находится в постоянно неподвижном состоянии, ибо ему просто незачем совершать какие-либо движения. Правит же миром он исключительно силой своей мысли.
Это прославление Единого, Неподвижного, Мыслящего ми-робога в значительной степени повлияло на последующих фи-лософов-элеатов, в первую очередь на Парменида в разработке учения о «едином бытии», в котором утверждалось единство и даже тождество бытия и мышления.
Интересны некоторые натурфилософские замечания Ксенофана. Здесь надо сразу же отметить, что сам Ксенофан, видимо, изучению собственно природы придавал гораздо меньшее значение, нежели познанию единой божественной сути мира. Тем не менее у него можно встретить замечания о том, что «мы все родились из земли и воды», или же — «ибо все из земли и в землю все умирает». Однозначного ответа на вопрос о первоначале мира мы у Ксенофана не находим, хотя большинство современных исследователей склонны согласиться с мнением Аристотеля о том, что таковыми Ксенофан считал одновременно воду и землю.
И, наконец, стоит отметить, что сам Ксенофан не считал свое учение абсолютно истинным. Более того, он утверждает, что
Истины точной никто не узрел и никто не узнает Из людей о богах и о всем, что я только толкую: Если кому и удастся вполне сказать то, что сбылось, Сам все равно не знает, во всем лишь догадка бывает.
- Фрагменты произведений
- Тесты для самоконтроля
- Творческие задания
- Isbn 5-526-00004-4 © Перевезенцев с.В., авторские тексты,
- Часть 1. Античная философия
- Глава I истоки древнегреческой философии
- Глава II рождение древнегреческой философии
- Глава VII философия во времена римской империи
- Часть 2. Средневековая философия
- Глава I христианство, как основа средневековой философии
- Глава II патристика
- Глава III схоластика
- Глава V
- Методические рекомендации
- Предисловие
- Часть I
- Глава I
- Мифология
- «Теогония». Фрагменты
- Рапсодическая теогония
- Глава II
- Философия «физиса» (натурфилософия)
- Милетская школа
- Анаксимандр
- Гераклит эфесский
- «О природе». Фрагменты
- Изречения пифагора
- Космогония пифагора
- Ксенофан
- Фрагменты
- Парменид
- «О природе»
- [Проэмий]
- Эмпедокл
- «О природе». Фрагменты
- Анаксагор
- «О природе». Фрагменты
- Глава III
- Софисты
- «Апология сократа»
- После обвинительных речей
- Два рода обвинителей
- Критика новых обвинителей
- Сократ о самом себе
- После смертного приговора
- Глава IV рождение идеализма платон
- Из диалога «тимей»
- [О рождении мироздания]
- [Об эйд осах]
- Глава V
- Аристотель
- Что такое идея вещи?
- Что такое вещь?
- Система наук аристотеля
- Логика, или аналитика
- Из «метафизики»
- Из трактата «о душе»
- Глава VI
- Письмо менекею
- Этика стоиков
- Глава VII философия во времена римской империи
- Эпиктет
- Не полагай своего счастья в том, что не в твоей власти
- Где надо искать благо?
- О том, что дорого в человеке
- Об отношениях человека к богу
- Марк аврелий
- Из книги «эннеады»
- Глава I
- Библия. Фрагменты
- [Сотворение мира и человека. Первое грехопадение]
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- [Начало мира и сын божий] от иоанна святое благовествование глава 1
- От матфея святое благовествование глава 5
- [О жизни человеческой] книга екклесиаста или проповедника
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- IV [о конце мира] от матфея святое благовествование глава 24
- [О любви]
- Глава 13
- Глава II патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- «О началах». Фрагменты
- [О творении мира из ничего]
- [Учение об апокатастасисе]
- Никейский орос
- «Каппадокийцы» (IV в.)
- Аврелий августин
- Фрагменты сочинений
- [Этика]
- [Общество и история]
- «Ареопагитики»
- Глава 1 что такое божественный сумрак
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава III
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов «о предопределении» и «о разделении природы»
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинений
- «Пролог» к «да и нет»
- Фома аквинский
- [Вера и наука]
- [Естественная теология]
- Часть 3
- Глава I основные проблемы философии эпохи возрождения
- Глава II рождение гуманизма франческо петрарка
- Лоренцо балла
- [Мнение эпикурейца]
- [Мнение христианина]
- Глава III
- Марсилио фичино
- Как должно любить бога
- Глава IV
- Никколо макиавелли
- «Государь». Фрагменты
- [О новом государе]
- [О фортуне]
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- «Опыты». Фрагменты
- Глава V
- Томас мор
- «Утопия». Фрагменты
- [О философии утопийцев]
- [Об удовольствиях]
- [О религии]
- «Введение в историю европейской философии»
- Поурочное планирование курса «введение в историю европейской философии»
- Часть 1. Античная философия
- Глава I
- Глава II
- Глава VI
- Глава VII
- Часть 2 средневековая философия
- Глава II
- Глава III
- Часть 3 философия эпохи возрождения главы I, II
- Главы III, IV, V
- Часть 1. Античная философия
- Часть 2. Средневековая философия
- Часть 3. Философия эпохи возрождения
- Глава VI.
- Глава VII.
- Глава II.
- Глава III.
- Практикум по истории западноевропейской философии Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения.
- 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
- Предлагает
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- Владос»
- 800 Наименований новейшей учебной литературы