logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Никколо макиавелли

Никколо Макиавелли (1469—1527) родился во Флоренции в семье небогатого юриста. В юности Никколо не получил широ­кого образования, в отличие от большинства других гумани­стов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно — с одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты своих наблюдений. Этот ре­альный жизненный опыт и оказался, может быть, главным ис­точником всего творчества Макиавелли. Недаром, говоря о самом себе, он однажды написал: «Сначала жить, потом философст­вовать».

Уже в молодые годы он оказался приближенным к республи­канским властям Флоренции. Занимая пост секретаря комиссии Десяти — фактического правительства Флорентийской республи­ки, — Никколо Макиавелли оказался в самой гуще европейской политики, неоднократно исполняя различные политические и дип-

393

ломатические поручения. На этом посту Макиавелли проявил не-дюженные организаторские и дипломатические способности, уже тогда прославившись, так сказать, как человек действия.

В 1512 году, после свержения республиканского строя во Фло­ренции, Макиавелли оказался в опале, а в следующем, 1513 году, по подозрению в участии в заговоре он был даже арестован и подвергнут пыткам.

В итоге Никколо Макиавелли запретили проживание во Фло­ренции и он был удален в свое небогатое поместье. Находясь в вынужденном бездействии, он занялся литературным и фило­софским творчеством, написав несколько сочинений — «Рас­суждение на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции», а также трактат под названием «Государь», ставший наиболее известным из всех его работ и принесший ему посмертную ми­ровую славу. Произведения Макиавелли были опубликованы только после смерти мыслителя, в начале 30-х гг. XVI в.

Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения заключается в том, что он ру­ководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. «Имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, — писал он в «Госуда­ре», — я предпочел следовать правде не воображаемой, а дейст­вительной — в отличие от тех многих, кто изобразил республи­ки и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал». И далее продолжал: «...Расстояние между тем, как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто от­вергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру».

В этом смысле Никколо Макиавелли проявил себя сторон­ником самого жесткого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обыч­ного человека.

Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочай­шему убеждению, что человек — это существо сугубо эгоисти­ческое, во всех своих поступках руководствующееся лишь собст­венными интересами. Вообще, по мнению Макиавелли, инте­рес — это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности. Проявления интереса доста­точно различны, однако самый важный интерес связан с сохра-

394

нением собственности, имущества и с приобретением новой собственности и нового имущества. Он утверждал, что «люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». В одной из работ встречается и такой, довольно резкий пассаж, подчер­кивающий неискоренимый эгоизм человеческой природы: «...О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпуги­вает опасность, влечет нажива». Иначе говоря, Макиавелли по­казывает, что человек — это бесконечное сочетание добра и зла, и зло столь же присуще человеческой природе как и добро.

Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало, что человек во всем подчинен высшему Божественному Провидению, заранее определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба че­ловека не «фатум» (рок, неизбежность), а фортуна. Судьба-фор­туна никогда не может полностью определить жизнь человека. Более того, в «Государе», флорентийский мыслитель пытается даже вычислить соотношение — насколько жизнь человека за­висит от высших обстоятельств, а насколько от него самого. И приходит к выводу, что «фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим».

И недаром, утверждая свободу воли человека, Макиавелли призывает людей «лучше быть смелым, чем осторожным», ибо «фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен коло­тить ее и пинать».

Будучи сам «человеком действия», Макиавелли приходит к выводу, что главное в человеке — это способность к деятель­ности, воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Данную способность к деятельности он назвал доблестью (вирту). «Вирту» присуща да­леко не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья «доблесть» заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю человечества. И Макиавелли призывает брать пример с этих людей, осознаю­щих потребности своего времени и способных делать то, что необходимо в данный момент.

С этой точки зрения, в работах Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение все предшествующие гумани-

395

стические рассуждения о сущности человеческой личности. От­казавшись от чисто религиозно-философских рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные пра­вила и нормы человеческого общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь каждого конкретного человека. От­дельный человек предстает в сочинениях Макиавелли во всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с при­сущими ему добрыми намерениями и злыми поступками.

Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыс­лителем в рассуждениях на тему власти и значении государя. Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как ре­зультат все той же эгоистической природы человека. Государст­во — это высшая сила, способная поставить достаточно жест­кий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от самоуничтожения. Люди, руководству­ясь интересом самосохранения, и создают государство.

Говоря о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои республиканские убеждения, приходит к выводу, что наибо­лее целесообразным и полезным государственным устройством является все же монархия. Отсюда возникает его идея нового госу­даря. «Новый государь» должен опираться не на теории и фило­софские представления о жизни, а на саму реальную жизнь. Люди не могут быть только добрыми и хорошими, они — и хорошие и плохие одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в своем правлении опираться и на хорошее и на плохое. Иначе говоря, в руках государя должен находиться не только пря­ник, но и плеть. Более того, как только государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок.

Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель госу­дарства обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла», по сути дела признает — реаль­ное управление государством невозможно без насилия, без реши­тельных, жестоких поступков. Недаром, характеризуя «нового государя», он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца.

Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестоко­сти. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в том случае, когда они подчинены государ­ственным интересам, когда целью их применения является го­сударственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать — утверждает флорентийский мыслитель.

396

В трактате «Государь» Макиавелли много места посвящает конкретным рекомендациям, направленным политическим ру­ководителям. По большому счету, «Государь» — это настоящий учебник власти, пособие, в котором очень реально рассказыва­ется о том, как получить власть, как осуществлять власть и о том, как сохранить власть. Впоследствие в политической науке даже возник специальный термин — макиавеллизм, который ха­рактеризует собой такой образ правления, когда используются любые средства для удержания власти. В принципе, содержа­ние этого современного термина не имеет отношения к тому, что писал сам Макиавелли. Ведь для него власть — не само­цель, а средство обеспечения государственного порядка. Власть ради власти, жестокость ради жестокости Макиавелли порицал.

Философско-политическое учение Никколо Макиавелли вызы­вало неоднозначную реакцию в тогдашней Европе. Его проповедь свободного эгоистического человека, размышления о правах и возможностях светских государей послужили поводом для резко­го неприятия мыслителя со стороны римско-католической церкви. В 1559 г. его книги были внесены в «Индикт запрещенных книг».

В то же время, внешне осуждая Макиавелли, многие европей­ские политики на деле, в своем собственном правлении приме­няли все те средства, о которых писал флорентиец. Это говорит не о том, что они основывались в своей деятельности на трудах Макиавелли, а лишь о том, насколько реалистичен он был при анализе существа власти и законов управления обществом.

И до сих пор в науке не сложилось однозначной оценки творчества флорентийского мыслителя. В одних работах он под­вергается критике за аморализм, в других, наоборот, восхваля­ется за реализм. Наверное, однозначной оценки творчества Никколо Макиавелли и невозможно дать.