logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Космогония пифагора

(В изложении Аристотеля)

Нелепо также допускать возникновение вечных вещей, а точней, нечто невозможное. Допускают ли пифагорейцы возник­новение или не допускают — на этот счет не может быть ника­ких сомнений: они ясно говорят, что когда составилось Одно — то ли из плоскостей, то ли из поверхности, то ли из семени, то ли сами не знают из чего, — тотчас же стали втягиваться бли-

49

жайшие части Безграничного и ограничиваться границей. Но поскольку они занимаются космогонией и рассуждают натура­листически, то правильно будет отнести рассмотрение их уче­ния к компетенции физики и оставить его за рамками настоя­щего исследования: мы исследуем начала неподвижных вещей, поэтому следует рассмотреть и возникновение таких чисел. <...> Пифагорейцы также признавали существование пустоты и утверждали, что она проникает в Небо [=космос] из [окружаю­щего] бесконечного, как если бы [Небо] вдыхало пневму и пус­тоту, которая разграничивает физические сущности, как если бы пустота была разделением и разграничением смежных [тел]. Прежде всего это наблюдается в числах, так как пустота разгра­ничивает [их, сообщая] им самобытность.