logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Томас мор

Томас Мор (1478—1535) родился в семье известного лондон­ского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Окс­фордском университете Томас Мор, по настоянию отца, закон­чил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гума­нистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Рот­тердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоз­зрение самого Томаса Мора — он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается пе­реводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность — он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государст­венный пост в Англии — стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор отка­зался присягнуть королю, как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, был обвинен в государственной измене, в 1532 году заточен в Тауэр, а через три года казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гума­нистической мысли. Написал ее Мор в 1515—16 гг., и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского,

424

вышло в свет ее первое издание под названием «Весьма полез­ная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наи­лучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», при­несло Мору всемирную славу.

Само слово «утопия» придумано Томасом Мором, составив­шем его из двух греческих слов: «ои» — не и «topos» — место. «Утопия» буквально означает место, которого нет, и не даром сам Мор переводил слово «утопия» как «нигдея».

В книге Мора рассказывается о неком острове под названи­ем Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само на­звание острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, кото­рых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и ни­дерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей выска­зывает свое критическое мнение об увиденном им современ­ном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, — Рафаэль Гитлодей излагает своим собесед­никам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» — как и у Платона в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому впол­не понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с «философией Христа».

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть постро­ено на принципе справедливости, который недостижим в реаль­ном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: «Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны».

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищени­ем описывает «мудрейшие и святейшие установления утопий-

425

цев, которые весьма успешно управляют государством с по­мощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает».

Как возможно существование общества справедливости? То­мас Мор обращается к идеям Платона и устами своею героя заявляет: «Для общественного благополучия имеется один-един­ственный путь — объявить во всем равенство». Равенство пред­полагается во всех сферах — в хозяйственной, социальной, по­литической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной сфере — в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению То­маса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: «Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнений, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы». Более того, «оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бед­ного, ни одного нищего». И — «хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о ъреде денег — децьги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда нажи­вы, скаредность, стремление к роскоши и т.д.

Однако устранение частной собственности и денег не явля­ется для Томаса Мора самоцелью — это всегда лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили воз­можность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собствен­ности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответст­вии с теми идеалами гармонически развитой личности, кото­рые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопий-цы — это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями обществен­ного блага, они не забывают заниматься собственным телес­ным и духовным развитием.

В Утопии царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное со-

426

существование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которого утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало уче­ние Марсилио Фичино о «всеобщей религии». Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной при­роды: «При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неоди­наковыми путями как бы стекаются к единой цели — к почита­нию Божественной природы». И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: «...Никогда они не говорят о счастье, чтобы не сое­динить с ним некоторые начала, взятые из религии, а также философии, использующей доводы разума, — без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным». Причем, удивительным образом, фило­софские учения утопийцев в точности похожи на учения гума­нистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добро­детелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую «апологию наслаждения». Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслажде­ниями.

По сути дела, Утопия — это гуманистический образ совершен­ного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торже­ство индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцве­тать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает — его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей спра­ведливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены част­ная собственность, денежное обращение, привилегии, произ­водство роскоши и т.д. стал своего рода кульминацией гумани­стических мечтаний об «идеальном государстве».

427