logo
Практикум по истории западноевропейской философ

«Введение в историю европейской философии»

Автор программы: кандидат исторических наук С.В.Перевезенцев

Курс «Введение в историю европейской философии» рас­считан на учащихся 10—11 классов с углубленным гуманитар­ным образованием. В первой части курса (10 класс) представле­на история философии западноевропейских стран. Во второй части (11 класс) — история российской философии.

Главная цель данного курса — на материале истории фило­софии раскрыть основную философскую проблематику, пока­зать истоки и смысл основных философских проблем, выявить, как исторически менялись способы их трактовки и решения в связи с изменениями в обществе, культуре и науке. И в то же время — показать единство и общность философского знания в разные времена.

Необходимость изучения истории философии в 10—11 клас­сах с углубленным гуманитарным образованием очевидна. Ведь большинство из философских проблем принято называть «веч­ными». Каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим пробле­мам, искать свои решения. Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как прихотливыми течениями истории, так и особенностями индивидуального опыта человека; вместе с тем, однако, в них заключено и общечеловеческое содержание. Именно поэтому знание истории философии является одной из основ всякого образования вообще и гуманитарного, в частности.

В пределах одного курса, конечно, невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских проблем, направлений и течений — речь может идти лишь о том, чтобы дать некото­рые основополагающие знания об истории философии и ее современной проблематике, которые позволяли бы учащимся самостоятельно ориентироваться в этом многообразии. Поэто-

439

му курс и носит название «Введение в историю европейской философии».

Как и во всяком другом, в данном курсе излагается опреде­ленная сумма знаний, которую должен усвоить каждый уча­щийся. Это, однако, только одна сторона дела. Не менее, а может быть, и более существенно то, что изучение истории фи­лософии — это школа, позволяющая воспитывать культуру мыш­ления, умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, от­делять существенное от второстепенного, раскрывать взаимо­связи между разнообразными явлениями действительности, на­конец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит — видеть ее в изменении и развитии.

Следует, однако, иметь в виду, что эта способность, эта куль­тура мышления, которые несет с собой философия, не могут быть навязаны извне. Для того, чтобы ступить на путь, ведущий к овладению культурой философского мышления, человек — и это необходимо подчеркнуть особо — должен совершить собст­венное усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллек­туальных способностей. Поэтому наряду с лекциями, в форме которых читается значительная часть курса, вводятся обязатель­ные обобщающе-повторяющие зачетные занятия в конце каж­дой темы, а также семинары по каждой центральной теме кур­са, к которым учащиеся на основе предварительного изучения источников по истории философии готовятся самостоятельно.

Кроме того, для развития способности учащихся к самостоя­тельной интеллектуальной деятельности, предполагается напи­сание ими рефератов по той или иной отдельной избранной теме.

Курс «Введение в историю европейской философии» рас­считан на 70 часов — двухчасовые занятия каждую неделю.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. 10 КЛАСС. (70 ЧАСОВ) ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

Основные задачи и цели курса.

Формы древнейшего сознания. Мифология. Гесиод. Гомер. Орфей.

Религия. Политеизм.

Философия. Возникновение философии.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (16 часов)

Милетская школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Натур­философия.

Гераклит Эфесский. Понятие о Логосе. Диалектика, как уче­ние о развитии и борьбе противоположностей.

Элеаты. Парменид. Понятия «бытие» и «небытие». Зенон. Апории Зенона.

Пифагор. Космогония пифагорейцев. Идея метемпсихоза.

Эмпедокл. Анаксагор. Понятие «Нус» (Ум).

Левкипп, Демокрит. Атомизм, как одна из первых форм ма­териализма.

Софисты. Рациональное знание.

Сократ. Философский метод Сократа. Ирония. Нравствен­ная философия.

Платон. Первая система философских взглядов. Идеализм. Учение об идеальном государстве.

441

Аристотель. Система философских взглядов. Метафизика. Ло­гика как наука. Учение о формах государства.

Эллинистическая философия. Учение киников. Диоген из Си-нопа. Эпикур. Учение о наслаждении (гедоне). Учение стоиков.

Римская философия. Стоицизм. Сенека. Скептицизм. Секст Эмпирик. Неоплатонизм. Плотин. Учение о Едином.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (8 часов)

Христианство, как основа средневековой философии. Основные идеи христианства. Библия. Теоцентризм. Христи­анская этика.

Патристика. Отцы церкви. Тертуллиан. Ориген. Учение об апокатастасисе. Утверждение Символа веры. «Каппадокийцы».

Аврелий Августин. Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий).

Схоластика. Иоанн Скот Эриугена. Пьер Абеляр. Фома Ак-винцкий. Томизм — официальное учение римско-католической церкви.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНСА) (4 часа)

Основные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм. Антропоцентризм. Пантеизм.

Литература и искусство, как одни из первых форм выражения идей Возрождения. Данте Алигьери. Ф.Петрарка. Дж.Боккаччо.

Возрождение идеалов античности. Марсилио Фичино. Уче­ние о «всеобщей религии». Пико делла Мирандола.

Политические и этические учения эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли. Понятие «интерес». Дезидерий Эразм Рот­тердамский. «Философия Христа». Мишель де Монтень.

Новое естествознание. Леонардо да Винчи. Николай Копер­ник. Джордано Бруно.

Представления гуманистов об идеальном обществе. Томас Мор. Томмазо Кампанелла.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (2 часа)

Реформация. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Основные черты протестантизма.

Основные черты философии Нового времени. Механисцизм. Дуализм. Естественные науки, как основа философии Нового времени.

Рационализм. Р.Декарт. Математический метод. Интуиция, как способ познания. Лейбниц. Учение о монадах.

Эмпиризм. ДжЛокк. Т.Гоббс. Чувства, как один из основ­ных источников познания.

Б.Спиноза. Учение о единой субстанции.

Теория естественного права. Г.Гроций. С.Пуфендорф. Прин­цип разумного эгоизма.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)

(4 часа)

Основные черты философии эпохи Просвещения. Деизм. Идеал свободной человеческой личности. Критика церкви и ре­лигии. Критика феодально-крепостнических порядков. «Просве­щение умов», как основной двигатель истории.

Вольтер. Кондорсе. Ж.-Ж.Руссо. Энциклопедисты.

Механистический материализм. Кондильяк. Гельвеции.

Возникновение атеизма. П.Гольбах.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (10 часов)

И.Кант. Понятие трансцедентальности. Этическое учение. И.Г.Фихте. Учение об автономности «Я». Ф.В.И.Шеллинг. Идея «абсолютной идентичности». Г.В.Ф.Гегель. Объективный идеализм. Понятие об «Абсолют­ной идее». Диалектика, как логика и теория познания.

ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (12 часов)

К.Маркс. Ф.Энгельс. Марксизм. Материалистическая диа­лектика. Материалистическое понимание истории.

442

443

Иррационализм. А.Шопенгауэр. С.А.Кьеркегор.

Ф.Ницше. «Воля к власти», как основное понятие ницшеан­ства. Идея сверхличности.

Позитивизм. Г.Спенсер. О.Конт.