logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Аврелий августин

Аврелий (Блаженный) Августин (354—430 гг.) — крупнейший христианский мыслитель и писатель периода патристики, наи­более выдающийся из отцов церкви. Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения, почему его богословские труды признаются как ос­новополагающие и в римско-католической, и в православной церквах до сих пор.

Жизненный путь Августина, описанный им самим в сочине­нии под названием «Исповедь», — это путь долгих и мучитель­ных духовных скитаний в поисках единственной истины, которую Августин нашел только в христианстве.

Он родился в Северной Африке в г.Тагасте. Его мать, Мони­ка, была христианкой, а отец язычником, принявшим креще­ние лишь в конце жизни. В 370/371 г. Августин попадает в Кар­фаген, где начинает изучать античную философию. Особенное его внимание привлекал неоплатонизм и произведения Цице­рона. Тогда же он обращается к Библии, но не понимает ее.

Постоянно мятущаяся душа молодого человека в 19 лет при­водит его к манихейству. Несколько лет он состоял в этой ре­лигиозно-мистической секте, считавшейся еретической с точки

283

зрения официальной христианской церкви. Но и манихейское учение не удовлетворило Августина и в 383/384 г., оказавшись в Риме, а потом Милане, он опять увлекается философией, пре­подает риторику.

В 387 г. Августин в Милане встречается с епископом Амвро­сием и у него как бы открываются глаза — под влиянием Амв­росия он начинает понимать Библию, ему открывается ее таин­ственное величие. Августин принимает крещение и вскоре возвращается в Тагасту.

Здесь он основывает христианское братство и о его святом образе жизни начинает идти людская молва. В 391 г. Августин был рукоположен в священники, а в 395 г. стал епископом в небольшом городе Гиппоне.

До конца жизни он продолжает проповедовать слово Хри­стово, при этом не только пишет богословские труды, но и при­нимает самое активное участие в борьбе с еретиками и схизма­тиками, за что позднее был прозван «молотом еретиков».

Перу Аврелия Августина принадлежит довольно большое чис­ло произведений, из которых можно выделить несколько наи­более важных для истории философии: «О Троице», «О Граде Божием», «О величие души», «Об истинной религии», «Ис­поведь».

Мировоззрение Аврелия Августина — это своеобразное со­четание христианского религиозно-мифологического мировос­приятия с философским осмыслением проблем мироздания. Ав­густин неоднократно в своих произведениях говорит о пользе и необходимости знания философии. Так, например, он пишет о диалектике: «Это она меня научила, что все вышеприведенные положения, которыми я пользовался, истинны».

Но философия, в понимании Августина, является лишь сред­ством доказательства истинности религии, способом обоснова­ния верности религиозных догматов. «Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости, — пишет Августин и продолжает, — ...ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может». Философия превращается у него в чисто человече­ское знание, низшее по своему уровню, которое должно быть полностью подчинено религии, ибо только вера открывает че­ловеку высшие, божественные истины.

В качестве философского фундамента теологии Августин из­брал учения Платона и неоплатоников. Именно эти философ­ские системы, с его точки зрения, наиболее полно и точно спо­собны обосновать и доказать всем истинность христианского

284

вероучения. Поэтому он провел серьезную и глубокую работу по христианизации платонизма и неоплатонизма, возводя в аб­солют те принципы этих учений, которые соответствовали хри­стианству, и отвергая те, которые для христианства были не­приемлемы. В результате платонизм и неоплатонизм в течении нескольких веков воспринимались европейскими философами исключительно в христианизированной, а значит и усеченной форме, заданной Августином.

Центром религиозно-философской концепции Августина яв­ляется Бог. Основываясь на неоплатонизме, Августин утверж­дает, что Бог — это нематериальный, всемогущий абсолют, выше которого не может быть никого и ничего. Но Августин отвергает неоплатоническое учение о том, что Бог излучает весь мир, и потому един с миром. Августин формулирует положение о дуа­лизме Бога и мира, об их противопоставлении друг другу. Бог создал мир и абсолютно не зависит ни от природы, ни от чело­века. Природа же и человек, наоборот полностью зависят от Бога.

Кроме того, по мнению Августина, Бог — это личность, ко­торая создает мир по собственной воле. «Воля Божия присуща Богу и предваряет всякое творение», — пишет он. Обладая бес­конечностью, бестелесностью и абсолютным всемогуществом, Бог, исходя из своей воли, полностью владеет судьбой мира и человека, поэтому сама судьба в руках Божиих становится Про­видением, промыслом Божиим.

Итак, Бог — это Высшая Сущность и Творец мира из ниче­го. Бог настолько всемогущ, что ни на один миг не оставляет своего попечения над миром и осуществляет непрерывное тво­рение. Если Бог, говорит Августин, «отнимет от вещи свою, так сказать, производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Бог постоянно творит не только вещи, но и каждого человека. Подобное самоощущение ярко выражено Августином в «Исповеди»: «Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы, Тобой ей предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми Ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей».

Бог — это причина познания, ибо все знание дается Божест­венным откровением. Поэтому Бог не только причина, но и ыавный, основной и единственный предмет познания. «Ибо муд­рость у Бога», — говорит Августин.

2Я5

Бог — это наивысшее благо и любовь. Бог — причина всякого блага и всякой любви. Более того, Бог — это и цель любви вообще. В этой любви человек обязан дойти до полного самоотрицания: «Любовь к себе, — пишет Августин, — доведенная до презре­ния к себе как греховному существу, суть любовь к Богу, и лю­бовь к себе, доведенная до презрения к Богу — порок». И в этом смысле, точка зрения Августина прямо противоположна учениям эллинистических философов.

Господь для того и одарил человека душой, чтобы тот полно­стью признал себя под властью Божиего Промысла. В акте тво­рения души Бог избрал именно человека, отказавшись от оду­шевления других природных организмов. При этом, по убежде­нию Августина, каждая человеческая душа творится Господом индивидуально, поэтому души неповторимы.

Человеческая душа имеет начало, но не имеет конца, ибо бессмертна и существует после смерти человеческого тела. Душа нематериальна и к ней непреложимы никакие пространствен­ные и количественные характеристики. Основные же способ­ности души, заложенные в нее Богом — разум, память и воля.

Создавая душу, Бог изначально закладывает в нее стремле­ние к счастью, как цель человеческой жизни. Поэтому человек обязан использовать все способности души для достижения счастья. Само же счастье состоит в максимальном познании Бога. И в этом случае, разум человеческий становится главной опорой веры: «Разумей, чтобы верить, — пишет Августин, и продолжает, — верь, чтобы разуметь». Поэтому вера является основой и исходным пунктом всякого познания. Познание без веры — греховно.

Высшая форма познания — это божественное озарение, снис-посылаемое Богом человеку, искренне убежденному в вере. В этом божественном акте уже не участвует человеческий разум, ибо бессилен перед высшим знанием и мудрость Бога «челове­ку доступна быть не может». Сам Господь по Своей воле посы­лает озарение человеку: «Душа разумная и мыслящая... не может сиять сама по себе, но сияет в силу участия в ином, правдивом сиянии».

В своем стремлении к счастью человек приходит к познанию добра и зла. Добро — это Сам Господь. Но откуда берется зло, ведь Бог не может быть творцом зла? Эту проблему Августин решал опять-таки в неоплатоновском духе. Вге зло в мире про­исходит от материальной природы мироздания. Все зло в челове­ке — от его материального тела. Уже первое знание Адама и

286

Евы заключалось в познании ими своей материальной природы и в этом заключалось их грехопадение. Именно за фетишизи-рование своей материальности, своей телесности люди были наказаны Господом, а после грехопадения первых людей — уже все их потомки (т.е. каждый человек) несвободны, обременены грехом, обречены на телесную смерть.

Однако и сама материя, и тело человеческое были созданы Богом, следовательно, не могли быть источником зла. Здесь Ав­густин приходит к мысли, что зла как такового не существует. Зло — это ослабленное, искаженное материальностью Божест­венное добро. В этом случае Августин опирается на платонов­ское учение об идеях, которые, согласно Платону, присутствует в материальных телах, но «портятся», искажаются материей. Так и добро, поселенное Господом в человеческих душах, не может найти на Земле своего полного выражения, ибо материальное тело ослабляет его, мешает его самовыражению.

В результате Августин приходит к отрицанию земной жизни вообще. Земная жизнь людей — лишь преддверие жизни вечной, нематериальной, духовной: «Чтобы душа могла без препятст­вий погрузить свою сущность в полноту истины, она начинает жаждать как наивысшего дара бегства и полного избавления от тела — смерти».

Исходя из подобного понимания сущности земной жизни людей, Августин формулирует и основные условия существова­ния человеческого общества. По Августину, люди обязаны жить по Божественным законам, а не по человеческим. В этом смыс­ле программной установкой Августина при его анализе смысла истории человечества можно считать слова: «Когда человек жи­вет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу».

Философию истории Августин раскрывает в своей знамени­той книге «О граде Божием». В его понимании, вся история человечества — это постоянная борьба двух божественно-чело­веческих сил: «Царства Божия» и «царства земного».

«Царство земное» находит свое выражение в создании «свет­ского града», т.е. представляет собой историю государств, созда­ваемых людьми. С этой точки зрения, Августин насчитывал шесть периодов человеческой земной истории, в соответствии с шестью эпохами, показанными в Ветхом Завете, а также в сравнении с шестью периодами жизни человека — младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость. После явления Христа человечество вступило в пору старости. Иначе говоря, вся пред­шествующая земная история — это только преддверие истин-

287

ной и окончательной истории людей, ибо история «светского града» всегда была наполнена корыстью, властолюбием, эгоиз­мом, свойственными людям, не знающим Слова Божиего.

Провозвестниками истинной истории человечества были те немногие праведники и пророки, которые еще в «темные века» истории поняли свое истинное божественное предназначение. Именно они, немногие, избранные самим Господом, и состав­ляют ни ;емле «град Божий», как земное выражение «Царства Божиего». «Град Божий» постоянно и неукоснительно стремил­ся повернуть «светский град» к истине, открыть всем людям смысл и существо их жизни.

С возникновением христианства «град Божий», по милости Господа, явившего людям Христа, наконец-то получил свое ре­альное земное воплощение — христианскую церковь. Для Авгу­стина церковь — это высшая форма организации человеческого об­щества, возможная на земле. Разрабатывая свое учение о «граде Божием», он создавал теоретическую базу для утверждения хри­стианской церкви над всеми светскими государствами и госу­дарями, ибо «светский град» обязан подчиниться «граду Божи-ему», как неистинный истинному. Поэтому он всегда и во всем был сторонником теократического общества, в котором цер­ковь главенствует над всеми светскими учреждениями.

Именно церковь должна стоять во главе человечества после того, как пришел Христос. Ведь человечество вступило в пору старости, а значит в скором времени его ожидает смерть. И здесь, в полном соответствии со Священным Писанием, Ав­густин формулирует учение о конце света — эсхатологию (от греч. eshaton — последний, и logos — слово, закон). Высший бо­жественный смысл истории в том, что человечество, пройдя сквозь тернии и грехи, вызванные его материальной природой, вновь будет возвращено к Богу. Погибнув материально, телес­но, человечество будет спасено Богом и воскреснет, возродится духовно, теперь уже на вечные времена. Как говорит Августин, «произойдет та перемена, которая обещает ангельскую жизнь».

Но спасения достойны далеко не все, а только те, кто еще в земной жизни доказал свою искренность в вере. «Народ благо­честивый восстанет для того, — пишет Августин, — чтобы ос­татки своего ветхого человека переменить на нового; народ же нечестивый, живший от начала до конца ветхим человеком, вос­станет для того, чтобы подвергнуться вторичной смерти». И толь­ко церковь, как «град Божий» вправе решать кто достоин спа­сения, а кто нет. Поэтому земное дело церкви, в понимании

288

Августина, — постоянная борьба с язычниками, еретиками и схизматиками за просветление человеческих душ.

Аврелий Августин настолько полно и систематизировано ос­ветил в своих сочинениях главные проблемы христианской тео­логии, что в течении нескольких веков его религиозно-фило­софское учение по сути дела было основным фундаментом всего христианского вероучения. Более того, учение Августина ока­зало значительное влияние вообще на всю последующую евро­пейскую философскую мысль. Помимо собственного вклада Августина в развитие философского мировоззрения, во многом благодаря ему в европейской философии сохранились и нашли свою новую жизнь идеи Платона и неоплатоников. А многие идеи Августина не утратили своего значения и сегодня.