logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Система наук аристотеля

Общефилософские представления Аристотеля позволили ему создать своеобразную систему наук, в которую входили мета­физика, физика, психология, логика. Кроме того, в эту систему включаются и так называемые практические науки, которым Аристотель также посвятил ряд своих сочинений — этика («Ни-комахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), эстети­ка («Поэтика», «Риторика»), история («Афинская политая»), политика («Политика»), биология («О частях животных», «Ис­тория животных», «О происхождении животных»).

ФИЗИКА, ИЛИ УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ

Познание естественной природы для Аристотеля — это преж­де всего познание сущности природы, а значит познание осу­ществления «мысли» и «желаний» Ума-Бога в созданной им фи­зической природе. И в своем сочинении «Физика» Аристотель, со свойственным ему стремлением к систематизации знания, очень подробно разбирает процесс осуществления Ума в при­роде, анализируя такие понятия как пространство, время, дви­жение, бесконечность, необходимость и случайность, и т.д.

В дальнейшем он переходит к рассмотрению процесса воз­никновения космоса — космологии. В этом случае Аристотель не приемлет атомизма и выступает сторонником античной натурфи­лософии, считая, что космос возник из смешения пяти стихий — воды, земли, огня, воздуха и эфира. В центре Вселенной находится шарообразная Земля, вокруг которой расположены сферы. Кос­мос вне Земли подразделяется как бы на две части — подлунный мир, наиболее близкий к Земле, и надлунный мир.

Следует отметить, что впоследствии учение Аристотеля в целом и его космология, в частности, пользовались таким боль­шим авторитетом, что благодаря ему на многие столетия в ев­ропейской науке утвердилось совершенно четкое представле­ние о геоцентрическом строении Вселенной.

ПСИХОЛОГИЯ, ИЛИ УЧЕНИЕ О ДУШЕ

Аристотелю принадлежит трактат «О душе», в котором он рассматривает свойства и виды души, а также проблему челове-

143

ка. По его мнению, душой обладает любое естественное тело. В соответствии со своими общефилософскими представления­ми, он считал душу сущностью тела (формой), а само тело — материей, возможностью осуществления формы. В этом слу­чае, любое реальное тело — это результат единства формы и материи, овеществленная форма.

Аристотель выделял три вида души: 1) растительная душа, 2) животная душа, 3) разумная душа. Высший вид души — ра­зумная душа, обладающая умом, который способен познавать мир. В разумной душе, как частное в общем, существуют и два более низких вида души — растительная и животная.

Цель человека, как обладающего разумной душой, — всесто­роннее познание мира и самого себя, и тем самым, реализация всех возможностей, которые заложены в разумную душу Умом-Богом.

более общие роды высказываний, такие как «сущность», «коли­чество», «качество», «отношение», «место», «время» и др. Зна­ние категорий, как наиболее общих родов высказываний, необ­ходимо для составления более частных высказываний. И в этом случае категории являются главными условиями познания, без владения которыми невозможно познание вообще.

В целом же учение Аристотеля, став завершением и верши­ной развития античной науки, оказало и оказывает до сих пор огромное влияние на развитие науки вообще. Систематизиро­ванное знание, к которому стремился великий античный мыс­литель, легло в основу всего здания дальнейшего западноевро­пейского знания — и научного, и религиозного. Более того, аналитический, систематизированный стиль мышления и изло­жения, характерный для Аристотеля, стал одним из главных, если не самым главным, в западноевропейской общественной и научной мысли вообще.