«О природе». Фрагменты
Печатается по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. С. 189—254. Перевод А.В.Лебедева.
Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий.
Под залог огня все вещи, и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота — имущество и [под залог] имущества — золото.
Обращения огня: сначала — море; а [обращения] моря — наполовину земля, наполовину — престер.
Море расточается и восполняется до той же самой меры, какая была прежде, нежели оно стало землей.
Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит.
Одно-единственное Мудрое [Существо] называться не желает и желает именем Зевса.
Ибо Мудрым [Существом] можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной.
Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [ее], и выслушав однажды. Ибо, хотя все [люди] сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [ее], даром что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] согласно природе [=истинной реальности] и высказывая [их] так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие.
Большая часть божественных вещей ускользает от познания по причине невероятности.
Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено.
39
Человеческая натура не обладает разумом, а божественная обладает.
Для бога все прекрасно и справедливо, люди же одно признали несправедливым, другое — справедливым.
Взрослый муж слывет глупым у бога, как ребенок — у взрослого мужа.
Большинство [людей] не мыслят ["воспринимают] вещи такими, какими встречают их [в опыте] и узнав, не понимают, но воображают ["грезят].
Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю. Многого знатоками должны быть любомудрые мужи. Природа любит прятаться. Тайная гармония лучше явной.
Глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские.
Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем.
Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознание и мошенничество.
[Пифагор] — предводитель мошенников [по другому толкованию — «изобретатель надувательства»].
Гомер стоил того, чтобы его выгнали с состязаний и высекли, да и Архилох тоже.
Люди были обмануты явлениями, подобно Гомеру, даром что тот был мудрее всех эллинов. Ведь и его обманули дети, убивавшие вшей, загадав: «что видали да поймали, того нам поубавилось, а чего не видали и не поймали, то нам в прибыток».
40
Учитель большинства — Гесиод: про него думают, что он много знает — про того, кто не знал [даже] дня и ночи! Ведь они суть одно.
Правда (Дикэ) постигнет мастеров лжи и лжесвидетелей.
Эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовно за то, что изгнали они Гермодора, мужа из них наилучшего, сказавши: «Среди нас никто да не будет наилучшим! А не то быть ему на чужбине и с другими!»
В своем ли они уме? В здравом ли рассудке? Они дуреют от песен деревенской черни и берут в учителя толпу, того не ведая, что многие — дурны, немногие — хороши.
Своеволие надо гасить пуще пожара.
Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — бренным вещам, а большинство обжирается как скоты.
Стало быть, самый несомненный [мудрец] распознает мнимое, чтобы остерегать от него.
Кто намерен говорить [=«изрекать свой логос»] с умом, те должны крепко опираться на общее для всех, как граждане полиса — на закон, и даже гораздо крепче. Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного: оно простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и [все] превосходит.
Поэтому должно следовать общему, но хотя разум (логос) — общ, большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок.
Выслушав не мою, но вот эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно.
Здравый рассудок — у всех общий.
Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными.
41
Целомудрие ["самоограничение] — величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая.
Война (Полемос) — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными.
Бог: день — ночь, зима — лето, война — мир, избыток — нужда; изменяется же словно, когда смешается с благовониями, именуется по запаху каждого [из них].
Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одного — все.
Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры.
Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно.
Гомер, молясь о том, чтобы «вражда сгинула меж богами и меж людьми», сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ].
Путь вверх — вниз один и тот же.
Море — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная.
Свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой. Ослы солому предпочли бы золоту.
На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды.
Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается.
Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых.
42
Бессмертные смертны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают.
Человек — свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув.
Все, что мы видим наяву, — смерть; все, что во сне, — сон; все, что по смерти — жизнь.
Души испаряясь влажными вечно рождаются. Души же из влаги испаряются.
Душам смерть — воды рожденье, воде смерть — земли рожденье, из земли вода рождается, из воды — душа.
Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее мера.
Сухая душа — мудрейшая и наилучшая.
Когда взрослый муж напьется пьян, его ведет [домой] безусый малый; а он сбивается с пути и не понимает, куда идет, ибо душа его влажна.
Душе присуща самовозрастающая мера. Души, павшие в бою, чище тех, что в болезнях.
[Мудрым суждено] будучи в Аиде восставать [от сна смерти] и становиться наяву стражами живых и мертвых.
Людей ожидает после смерти то, чего они не чают и не воображают.
Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы родилась [новая] смерть.
Солнце <правит> <кос>мосом согласно естественному порядку, будучи шириной [всего лишь] в ступню человеческую. Оно не переступает положенных границ, ибо если оно <престу-пит> должные сроки, его разыщут Эринии <союзницы ПравдыХ
43
Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь.
Сообразно с числом времен года <год> исчисляется седмицами по луне, а делится по Медведицам, знакам бессмертной Памяти.
ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В конце VI в. до н.э. Иония оказалась завоевана персами. Милет был разрушен. В это время центр древнегреческой философии смещается в так называемую «Великую Элладу», которая включала в себя ряд городов-полисов, основанных древнегреческими колонистами на побережье Южной Италии и о.Сици-лия. К италийским философам принадлежали пифагорейцы, школа элеатов и Эмпедокл.
ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ
Личность и учение Пифагора — одна из загадок в истории философии. Дело в том, что о самом Пифагоре мы знаем из позднейших сообщений, многие из которых носят легендарный характер. И недаром в этих сообщениях довольно часто его сравнивали с легендарными персонажами греческой истории — Орфеем, Ликургом, Мусием и другими.
Известно, что Пифагор родился ок. 570 г. до н.э. на о.Самос в Ионии. Еще в древности появились утверждения, что он, стремясь постичь мудрость, путешествовал почти тридцать четыре года, побывав в Египте, Персии, Вавилоне и даже Индии. Тогда же начало складываться мнение о том, что большинство своих знаний Пифагор почерпнул на Востоке. Однако современные исследования показали — версии о поездках Пифагора на Восток и о восточном происхождении многих его идей не подтверждаются. На самом деле он примерно до сорока лет жил на родном острове, а затем по невыясненным, но скорее всего политическим причинам, покинул Самос и переселился в Великую Элладу, в г.Кротон.
Здесь он основал общество, которое стали называть Пифагорейским союзом. Пифагорейцы занимались изучением математики, геометрии, астрономии, музыки, медицины и анатомии. Большое значение придавали они политической деятельности,
44
взяв под свой политический контроль не только Кротон, но и многие другие южноиталийские города.
Пифагор вызывал различную реакцию уже у своих современников. Философ Гераклит Эфесский называл его «предводителем мошенников». А знаменитый древнегреческий историк Геродот — «величайшим эллинским мудрецом». Пифагор, видимо, и правда был очень противоречивой фигурой, совмещающей в себе острый ум и немалую мудрость с умением часто откровенно обманным путем создать себе ложный авторитет. Сохранилось предание о том, что Пифагор однажды спрятался в подземелье, приказав своей матери сообщить всем о своей смерти. Пока Пифагор скрывался, его мать вела записи всех событий, произошедших в городе. Затем, через некоторое время Пифагор вновь объявился «на этом свете», заявив, что спускался в Аид и оттуда наблюдал за жизнью города. В доказательство своей осведомленности он приводил факты, записанные его матерью. Ходили легенды о том, что его видели одновременно в двух городах, что у него золотое бедро, что его громким человеческим голосом приветствовала река Кае.
Последние сведения о Пифагоре относятся к концу VI в. до н.э. — в Кротоне произошли антипифагорейские выступления и основатель общества бежал из города. Умер он или в самом конце VI, или в самом начале V вв. до н.э.
Пифагорейское общество в Великой Элладе просуществовало еще некоторое время, но в середине V в. до н.э. пифагорейцы были вынуждены покинуть южноиталийские города. Впоследствии подобного рода общества возрождались в разное время и в разных местах — вплоть до V в. н.э.
Сам Пифагор не оставил после себя письменного наследия. Но некоторые сведения о его мировоззрении сохранились в сочинениях, вышедших из недр пифагорейского общества. Поэтому сегодня говорят в большей степени не о философских взглядах самого Пифагора, а о философии пифагорейцев, ибо авторство многих пифагорейских сочинений невозможно установить. До нас эти сочинения дошли в составе произведений еще более поздних античных авторов. И в этом заключается главная трудность для современных исследователей — очень трудно в массе противоречивых сообщений найти зерно истины. Поэтому в науке до сих пор нет устоявшегося мнения ни о Пифагоре, ни об основанном им обществе.
Долгое время наиболее популярным и вошедшим практически во все учебники было утверждение, что Пифагорейский со-
45
юз — это тайное научно-философское и религиозно-мистическое общество, члены которого тщательно скрывали от непосвященных суть своего учения. В целях сохранения тайны, Пифагорейский союз состоял как бы из двух ступеней. На низшей ступени находились акусматики — послушники, постепенно подготавливаемые к посвящению в пифагорейские тайны, которыми обладали математики — члены более высокой ступени в союзе пифагорейцев. Религиозные и философские взгляды пифагорейцев связывали с традициями орфизма и некоторых восточных мистических учений.
Еще Аристотель, а вслед за ним и многие другие писали, что ядро пифагорейской философии составляет «учение о числе». Считалось, что пифагорейцы в основе мироздания определяли число, которое владеет всеми вещами и всеми духовными качествами. «Самое мудрое — число», «справедливость есть число, помноженное само на себя» — подобные утверждения пифагорейцев можно встретить в большинстве позднейших сочинений.
Поэтому признавалось, что пифагорейское число управляет миром, ибо самим миром правят некоторые закономерности, которые можно вычислить с помощью числа. Впоследствии, философию пифагорейцев нередко называли «магией чисел».
В последние годы эта точка зрения все чаще и чаще подвергается пересмотру. Внимательное изучение всех свидетельств о Пифагоре и пифагореизме приводит многих современных исследователей к иной трактовке учения древнегреческого философа*.
В соответствии с ней, пифагорейское общество не имело ничего общего ни с философской школой, ни с тайным религиозно-мистическим объединением. Совместные занятия ради постижения мудрости, соблюдение религиозной обрядности — не были главными для подавляющего числа пифагорейцев. Скорее пифагорейское общество напоминало социально-политическое объединение, члены которого имели в первую очередь общие политические интересы, а во вторую — некоторую общую направленность научных занятий.
Ныне все более популярным становится утверждение — у пифагорейцев не было какой-то стройной и строгой системы религиозных и философских взглядов, которой бы придерживались все участники общества. Тем более таковым нельзя считать «учение о числе».
*См. об этом: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. — СПб., 1994.
46
И все же можно выделить некоторые компоненты философии Пифагора и некоторых его последователей. Прежде всего речь идет о космогоническом учении, которое с долей условности можно назвать учением о «дышащей Вселенной». Восстановить эту космогонию в полном объеме практически невозможно. Ясно лишь, что мир образуется из взаимодействия двух начал — «предельного» и «беспредельного» (апейрона). Причем «беспредельное» мыслилось Пифагором и как бесконечное воздушное пространство — пневма, окружающая мир; и одновременно как пустота. Ближайшая часть этой «беспредельной пневмы» вдыхается внутрь мира и ограничивается «пределом». Далее эта часть пневмы разграничивает природные вещи, положив тем самым начало их существованию. Что именно играло роль «предела» непонятно, но создается впечатление, что пневма сама начинает играть роль ограничивающего начала, отделяя одни вещи от других.
В этом случае прослеживается видимая связь космогонии Пифагора с предшествующими учениями Анаксимандра и Анак-симена. Более того, вполне логичным выглядит, что в противоположность «апейрону» Анаксимандра Пифагором было выдвинуто дуалистическое объяснение космоса и принцип ограничения «беспредельного».
Сомневаясь в принадлежности Пифагору «учения о числе», современные исследователи тем не менее признают огромную роль, которую сыграл Пифагор и пифагорейцы в развитии математических знаний. Однако речь не идет ни о какой «магии чисел».
Большинству древнегреческих философов было свойственно представление о геометрическом строении Вселенной. Пифагорейцы же пришли к выводу, что практически все соотношения, существующие в космосе, все чувственно воспринимаемые вещи можно просчитать математическим путем. Иначе говоря, выразить с помощью чисел.
Например, Пифагор считал, что музыку можно тоже выразить числом. Однажды, проходя мимо кузницы, он заметил, что разные по размеру молоты издают разные звуки, сливающиеся в некую мелодию. А так как величину и вес молотов можно измерить, т.е. выразить числом, то можно числом измерить и собственно мелодию. Иначе говоря, по мнению пифагорейцев, качественное явление (созвучие) можно измерить количеством (числом).
Поэтому во всех явлениях мироздания пифагорейцы стремились найти числовое соотношение. Высшей ступенью разви-
47
тия Вселенной они считали гармонию, которую можно выразить также числовым отношением. В этом смысле знаменитое выражение, приписываемое Пифагору — «числу все вещи подобны» — наверное, близко к истине. Но в том плане, что число служит средством выражения сущности всех вещей.
Еще одна важнейшая идея, характерная для пифагорейцев, состояла в том, что они признавали идею «переселения душ». Сам Пифагор утверждал, что знает о всех своих прошлых воплощениях и в первом воплощении он был сыном бога Гермеса. Идея метемпсихоза, популярная еще у орфиков, благодаря учению Пифагора оказала большое влияние на развитие последующих философских систем.
Впрочем метемпсихоз Пифагора отличался от его орфических толкований. Орфики объясняли «переселение душ» греховностью человеческой природы и стремлением грешной души вырваться от своего телесного начала и вновь слиться с богом. Пифагор же первым стал учить, что душа совершает своего рода круговращение, по очереди облекаясь то в одно, то в другое тело. При этом любая душа вселяется в любое тело и орфический тезис о греховности души у Пифагора отсутствует.
С именем Пифагора связывают и проникновение в Европу идеи шарообразности земли. В самом деле, попытка представить Вселенную в виде некой геометрической модели, неизбежно ведет либо к шару, либо к кругу. Поэтому и Вселенную в целом пифагорейцы видели в виде сферической формы. Центром Вселенной они признавали Землю, считая, что все ее сферы движутся вокруг Земли. При этом небесные сферы, в которых расположены звезды, Луна и Солнце, во время движения издают звуки, сливающиеся в единую мелодию — «гармонию сфер».
Вопреки идущим от поздней античности представлениям о том, что «небесная гармония» — это некая мистическая доктрина, можно считать ее, в сущности, физическим учением. Не бывает звука без движения, — утверждали пифагорейцы. Следовательно, не может быть и движения без звука. И недаром многие из них активно занимались теорией музыки, гармонией, стремясь с помощью математики познать и выразить числом музыкальные интервалы.
Научные открытия пифагорейцев сыграли важную роль в развитии античного философского знания. Известные уже самим древним в достаточно искаженном виде, они, тем не менее, оказали значительное влияние как на современников, так и на многих более поздних мыслителей.
48
- Фрагменты произведений
- Тесты для самоконтроля
- Творческие задания
- Isbn 5-526-00004-4 © Перевезенцев с.В., авторские тексты,
- Часть 1. Античная философия
- Глава I истоки древнегреческой философии
- Глава II рождение древнегреческой философии
- Глава VII философия во времена римской империи
- Часть 2. Средневековая философия
- Глава I христианство, как основа средневековой философии
- Глава II патристика
- Глава III схоластика
- Глава V
- Методические рекомендации
- Предисловие
- Часть I
- Глава I
- Мифология
- «Теогония». Фрагменты
- Рапсодическая теогония
- Глава II
- Философия «физиса» (натурфилософия)
- Милетская школа
- Анаксимандр
- Гераклит эфесский
- «О природе». Фрагменты
- Изречения пифагора
- Космогония пифагора
- Ксенофан
- Фрагменты
- Парменид
- «О природе»
- [Проэмий]
- Эмпедокл
- «О природе». Фрагменты
- Анаксагор
- «О природе». Фрагменты
- Глава III
- Софисты
- «Апология сократа»
- После обвинительных речей
- Два рода обвинителей
- Критика новых обвинителей
- Сократ о самом себе
- После смертного приговора
- Глава IV рождение идеализма платон
- Из диалога «тимей»
- [О рождении мироздания]
- [Об эйд осах]
- Глава V
- Аристотель
- Что такое идея вещи?
- Что такое вещь?
- Система наук аристотеля
- Логика, или аналитика
- Из «метафизики»
- Из трактата «о душе»
- Глава VI
- Письмо менекею
- Этика стоиков
- Глава VII философия во времена римской империи
- Эпиктет
- Не полагай своего счастья в том, что не в твоей власти
- Где надо искать благо?
- О том, что дорого в человеке
- Об отношениях человека к богу
- Марк аврелий
- Из книги «эннеады»
- Глава I
- Библия. Фрагменты
- [Сотворение мира и человека. Первое грехопадение]
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- [Начало мира и сын божий] от иоанна святое благовествование глава 1
- От матфея святое благовествование глава 5
- [О жизни человеческой] книга екклесиаста или проповедника
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- IV [о конце мира] от матфея святое благовествование глава 24
- [О любви]
- Глава 13
- Глава II патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- «О началах». Фрагменты
- [О творении мира из ничего]
- [Учение об апокатастасисе]
- Никейский орос
- «Каппадокийцы» (IV в.)
- Аврелий августин
- Фрагменты сочинений
- [Этика]
- [Общество и история]
- «Ареопагитики»
- Глава 1 что такое божественный сумрак
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава III
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов «о предопределении» и «о разделении природы»
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинений
- «Пролог» к «да и нет»
- Фома аквинский
- [Вера и наука]
- [Естественная теология]
- Часть 3
- Глава I основные проблемы философии эпохи возрождения
- Глава II рождение гуманизма франческо петрарка
- Лоренцо балла
- [Мнение эпикурейца]
- [Мнение христианина]
- Глава III
- Марсилио фичино
- Как должно любить бога
- Глава IV
- Никколо макиавелли
- «Государь». Фрагменты
- [О новом государе]
- [О фортуне]
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- «Опыты». Фрагменты
- Глава V
- Томас мор
- «Утопия». Фрагменты
- [О философии утопийцев]
- [Об удовольствиях]
- [О религии]
- «Введение в историю европейской философии»
- Поурочное планирование курса «введение в историю европейской философии»
- Часть 1. Античная философия
- Глава I
- Глава II
- Глава VI
- Глава VII
- Часть 2 средневековая философия
- Глава II
- Глава III
- Часть 3 философия эпохи возрождения главы I, II
- Главы III, IV, V
- Часть 1. Античная философия
- Часть 2. Средневековая философия
- Часть 3. Философия эпохи возрождения
- Глава VI.
- Глава VII.
- Глава II.
- Глава III.
- Практикум по истории западноевропейской философии Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения.
- 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
- Предлагает
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- Владос»
- 800 Наименований новейшей учебной литературы