Мишель де монтень
Известнейший французский мыслитель Мишель де Монтень (1533—1592) родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С двух лет началось обучение маленького Мишеля — отец нанял ему учителей латыни. Более того, в семье все — и отец, и мать, и слуги, — разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.
В двадцать один год Мишель де Монтень стал советником Счетной палаты в Периге, а вскоре советником парламента города Бордо. На этой должности он находился до 1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, проживая в своем родовом замке. Как писал Монтень, он «давно утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями... решил скрыться в объятия муз, покрови-
411
тельниц мудрости». В результате этого затворничества в 1580 г. вышли в свет две первые книги его «Опытов» — произведения, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии всемирную славу.
Однако желаниям Монтеня до конца дней своих провести жизнь в уединении не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо и по повелению короля Франции занял эту должность. Франция, раздираемая в тот период религиозными войнами между католиками и гугенотами, переживала тяжелые времена. И Монтеню, занимавшему столь значительный пост, не раз приходилось участвовать в решении многих спорных вопросов. Сам он находился на стороне короля и не поддерживал гугенотские притязания. Но в своей политической деятельности Монтень все же старался большинство проблем решать мирным путем.
В 1586—87 гг. Монтень, освободившись от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал третью книгу «Опытов». Однако позднее ему вновь пришлось принять участие в политических баталиях и за свою приверженность королю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бастилию (1588 г.).
Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни.
Если говорить о философских воззрениях Монтеня, то следует заметить, что в своем духовном развитии он пережил увлечение разными философскими учениями. Из первой книги «Опытов» видно, что философские предпочтения отдаются Мон-тенем стоицизму. Затем значительное влияние на его мировоззрение оказывал эпикуреизм. И все же основное направление рассуждений французского мыслителя лежит в русле другого учения, известного с древности — скептицизма.
Сомнение — в силах человеческого разума, в возможности соблюдения человеком нравственных принципов, в исполнении неких общих для всех людей идеалов — вот что пронизывает все содержание «Опытов». Недаром главный вопрос, который ставится в этом сочинении, звучит следующим образом — Что я знаю?
Ответ на этот вопрос, который дает Монтень, в принципе неутешителен — человек знает слишком мало, и, что еще более неутешительно, даже не может знать многого. Причина подобного положения вещей заключена в природе самого человека: «Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеб-
412
лющееся существо — человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное представление».
О суетности, непостоянстве и несовершенстве человеческой природы говорилось задолго до Монтеня. Но он оказался первым, кто вдруг обнаружил — в этом несовершенстве и спрятана вся прелесть человеческого существования. Монтень как бы призывает своих читателей — признайте свое несовершенство, согласитесь со своей собственной посредственностью, не стремитесь подняться над своей неполноценностью. И тогда вам станет легче жить, ибо смысл жизни откроется в самой обыденности и повседневности, а вовсе не в служении каким-то оторванным от реальности идеалам. «Жизнь — вот мое занятие и мое искусство», — утверждает Монтень.
И тогда получается, что истинная мудрость выражается не в многознании или безраздельной вере, а совсем в другом: «Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни...»
Монтень утверждает, что не стоит предаваться страданиям или, наоборот, всячески стремиться к наслаждениям — и то, и другое только прячут от человека радость повседневности. Так, Монтень удивляется стремлению людей к свершению «великих дел» и тому, что люди мучаются собственной посредственностью, восклицая — «Я сегодня ничего не совершил!». «Как! А разве ты не жил?» — спрашивает французский мыслитель. И продолжает: «Просто жить — не только самое главное, но и самое значительное из твоих дел... А сумел ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил величайшее дело».
Как можно заметить, признавая несовершенство человеческого разума, Монтень призывает именно таким разумом и руководствоваться в жизни, ибо другого нам все равно не дано: «Лучшее наше творение — жить согласно разуму. Все прочее — царствовать, накоплять богатства, строить — все это, самое большее, дополнения и довески».
И Монтень приходит к выводу — жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум, не претендуя ни на что большее: «Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах».
По сути дела, в своих «Опытах» Мишель де Монтень как бы завершает этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения.
413
Отдельное человеческое сознание, личное Я, свободное от поиска ответов на «вечные», «проклятые» вопросы о смысле жизни — вот на чем держится все человеческое общество. Гуманистический лозунг «Великое чудо — человек!» находит в рассуждениях Монтеня свое логическое завершение и практическое применение. Ибо вся мудрость веков состоит только в одном — признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жизни. «Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны, — пишет Мон-тень. — Незачем нам вставать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног. И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».
Исходя до такого мироощущения, Монтень по-новому решает и проблему, которая волновала многих мыслителей с момента возникновения христианства — проблему соотношения веры и разума, религии и науки. Французский философ просто напросто разделяет сферы действия этих форм человеческого сознания: религия должна заниматься вопросами веры, а наука — познанием природных законов.
При этом только вера способна дать человеку хоть какую-то незыблемость в этом суетном и непостоянном мире: «Узы, которые должны связывать наш разум и нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом, такие узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях, а на божественном и сверхъестественном основании; они должны покоиться на авторитете Бога и Его благодати: это их единственная форма, единственный облик, единственный свет».
И так как вера руководит и управляет человеком, то она заставляет служить себе и все другие человеческие способности. Наука же, как продукт несовершенного разума, может лишь немного помочь человеку в освоении религиозной истины, но никогда не сможет заменить ее: «Нашу веру следует подкреплять всеми силами нашего разума, но всегда памятуя при этом, что она зависит не от нас и что наши усилия и рассуждения не могут привести нас к этому сверхъестественному и Божественному познанию». Более того, наука без веры приводит человеческое сознание к атеизму — «учению чудовищному и противоестественному», по определению Монтеня.
Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне популярным в XVI—ХУНвв., а его «Опыты» —
414
одной из самых читаемых книг. Связано это было с тем, что произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой начала жить Западная Европа в XVI—XVII столетиях. Все более набирающий силу буржуазный уклад жизни постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов индивидуализма.
Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях «личного Я» в условиях новой исторической эпохи. И ,не зря многие мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости «Опытов» французского философа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее. Потому и сегодня «Опыты» стоят в ряду книг, в которых современный человек находит многое созвучное своим чувствам и мыслям.
- Фрагменты произведений
- Тесты для самоконтроля
- Творческие задания
- Isbn 5-526-00004-4 © Перевезенцев с.В., авторские тексты,
- Часть 1. Античная философия
- Глава I истоки древнегреческой философии
- Глава II рождение древнегреческой философии
- Глава VII философия во времена римской империи
- Часть 2. Средневековая философия
- Глава I христианство, как основа средневековой философии
- Глава II патристика
- Глава III схоластика
- Глава V
- Методические рекомендации
- Предисловие
- Часть I
- Глава I
- Мифология
- «Теогония». Фрагменты
- Рапсодическая теогония
- Глава II
- Философия «физиса» (натурфилософия)
- Милетская школа
- Анаксимандр
- Гераклит эфесский
- «О природе». Фрагменты
- Изречения пифагора
- Космогония пифагора
- Ксенофан
- Фрагменты
- Парменид
- «О природе»
- [Проэмий]
- Эмпедокл
- «О природе». Фрагменты
- Анаксагор
- «О природе». Фрагменты
- Глава III
- Софисты
- «Апология сократа»
- После обвинительных речей
- Два рода обвинителей
- Критика новых обвинителей
- Сократ о самом себе
- После смертного приговора
- Глава IV рождение идеализма платон
- Из диалога «тимей»
- [О рождении мироздания]
- [Об эйд осах]
- Глава V
- Аристотель
- Что такое идея вещи?
- Что такое вещь?
- Система наук аристотеля
- Логика, или аналитика
- Из «метафизики»
- Из трактата «о душе»
- Глава VI
- Письмо менекею
- Этика стоиков
- Глава VII философия во времена римской империи
- Эпиктет
- Не полагай своего счастья в том, что не в твоей власти
- Где надо искать благо?
- О том, что дорого в человеке
- Об отношениях человека к богу
- Марк аврелий
- Из книги «эннеады»
- Глава I
- Библия. Фрагменты
- [Сотворение мира и человека. Первое грехопадение]
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- [Начало мира и сын божий] от иоанна святое благовествование глава 1
- От матфея святое благовествование глава 5
- [О жизни человеческой] книга екклесиаста или проповедника
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- IV [о конце мира] от матфея святое благовествование глава 24
- [О любви]
- Глава 13
- Глава II патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- «О началах». Фрагменты
- [О творении мира из ничего]
- [Учение об апокатастасисе]
- Никейский орос
- «Каппадокийцы» (IV в.)
- Аврелий августин
- Фрагменты сочинений
- [Этика]
- [Общество и история]
- «Ареопагитики»
- Глава 1 что такое божественный сумрак
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава III
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов «о предопределении» и «о разделении природы»
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинений
- «Пролог» к «да и нет»
- Фома аквинский
- [Вера и наука]
- [Естественная теология]
- Часть 3
- Глава I основные проблемы философии эпохи возрождения
- Глава II рождение гуманизма франческо петрарка
- Лоренцо балла
- [Мнение эпикурейца]
- [Мнение христианина]
- Глава III
- Марсилио фичино
- Как должно любить бога
- Глава IV
- Никколо макиавелли
- «Государь». Фрагменты
- [О новом государе]
- [О фортуне]
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- «Опыты». Фрагменты
- Глава V
- Томас мор
- «Утопия». Фрагменты
- [О философии утопийцев]
- [Об удовольствиях]
- [О религии]
- «Введение в историю европейской философии»
- Поурочное планирование курса «введение в историю европейской философии»
- Часть 1. Античная философия
- Глава I
- Глава II
- Глава VI
- Глава VII
- Часть 2 средневековая философия
- Глава II
- Глава III
- Часть 3 философия эпохи возрождения главы I, II
- Главы III, IV, V
- Часть 1. Античная философия
- Часть 2. Средневековая философия
- Часть 3. Философия эпохи возрождения
- Глава VI.
- Глава VII.
- Глава II.
- Глава III.
- Практикум по истории западноевропейской философии Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения.
- 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
- Предлагает
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- Владос»
- 800 Наименований новейшей учебной литературы