logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Мишель де монтень

Известнейший французский мыслитель Мишель де Монтень (1533—1592) родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С двух лет началось обучение ма­ленького Мишеля — отец нанял ему учителей латыни. Более того, в семье все — и отец, и мать, и слуги, — разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил ла­тынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился при­вить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.

В двадцать один год Мишель де Монтень стал советником Счетной палаты в Периге, а вскоре советником парламента го­рода Бордо. На этой должности он находился до 1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, проживая в своем родовом замке. Как писал Монтень, он «давно утомленный рабским пребыванием при дворе и общественны­ми обязанностями... решил скрыться в объятия муз, покрови-

411

тельниц мудрости». В результате этого затворничества в 1580 г. вышли в свет две первые книги его «Опытов» — произведения, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую извест­ность, а впоследствии всемирную славу.

Однако желаниям Монтеня до конца дней своих провести жизнь в уединении не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо и по повелению короля Франции занял эту должность. Франция, раздираемая в тот период рели­гиозными войнами между католиками и гугенотами, пережива­ла тяжелые времена. И Монтеню, занимавшему столь значи­тельный пост, не раз приходилось участвовать в решении многих спорных вопросов. Сам он находился на стороне короля и не поддерживал гугенотские притязания. Но в своей политической деятельности Монтень все же старался большинство проблем решать мирным путем.

В 1586—87 гг. Монтень, освободившись от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал третью кни­гу «Опытов». Однако позднее ему вновь пришлось принять участие в политических баталиях и за свою приверженность ко­ролю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бас­тилию (1588 г.).

Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни.

Если говорить о философских воззрениях Монтеня, то сле­дует заметить, что в своем духовном развитии он пережил увле­чение разными философскими учениями. Из первой книги «Опытов» видно, что философские предпочтения отдаются Мон-тенем стоицизму. Затем значительное влияние на его мировоз­зрение оказывал эпикуреизм. И все же основное направление рассуждений французского мыслителя лежит в русле другого учения, известного с древности — скептицизма.

Сомнение — в силах человеческого разума, в возможности соблюдения человеком нравственных принципов, в исполне­нии неких общих для всех людей идеалов — вот что пронизыва­ет все содержание «Опытов». Недаром главный вопрос, кото­рый ставится в этом сочинении, звучит следующим образом — Что я знаю?

Ответ на этот вопрос, который дает Монтень, в принципе неутешителен — человек знает слишком мало, и, что еще более неутешительно, даже не может знать многого. Причина подоб­ного положения вещей заключена в природе самого человека: «Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеб-

412

лющееся существо — человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное представление».

О суетности, непостоянстве и несовершенстве человеческой природы говорилось задолго до Монтеня. Но он оказался пер­вым, кто вдруг обнаружил — в этом несовершенстве и спрятана вся прелесть человеческого существования. Монтень как бы при­зывает своих читателей — признайте свое несовершенство, со­гласитесь со своей собственной посредственностью, не стреми­тесь подняться над своей неполноценностью. И тогда вам станет легче жить, ибо смысл жизни откроется в самой обыденности и повседневности, а вовсе не в служении каким-то оторванным от реальности идеалам. «Жизнь — вот мое занятие и мое искус­ство», — утверждает Монтень.

И тогда получается, что истинная мудрость выражается не в многознании или безраздельной вере, а совсем в другом: «От­личительный признак мудрости — это неизменно радостное вос­приятие жизни...»

Монтень утверждает, что не стоит предаваться страданиям или, наоборот, всячески стремиться к наслаждениям — и то, и другое только прячут от человека радость повседневности. Так, Монтень удивляется стремлению людей к свершению «великих дел» и тому, что люди мучаются собственной посредственно­стью, восклицая — «Я сегодня ничего не совершил!». «Как! А разве ты не жил?» — спрашивает французский мыслитель. И продолжает: «Просто жить — не только самое главное, но и самое значительное из твоих дел... А сумел ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил величайшее дело».

Как можно заметить, признавая несовершенство человече­ского разума, Монтень призывает именно таким разумом и ру­ководствоваться в жизни, ибо другого нам все равно не дано: «Лучшее наше творение — жить согласно разуму. Все прочее — царствовать, накоплять богатства, строить — все это, самое боль­шее, дополнения и довески».

И Монтень приходит к выводу — жить нужно так, как под­сказывает тебе твой разум, не претендуя ни на что большее: «Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в по­вседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах».

По сути дела, в своих «Опытах» Мишель де Монтень как бы завершает этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения.

413

Отдельное человеческое сознание, личное Я, свободное от по­иска ответов на «вечные», «проклятые» вопросы о смысле жиз­ни — вот на чем держится все человеческое общество. Гумани­стический лозунг «Великое чудо — человек!» находит в рассуж­дениях Монтеня свое логическое завершение и практическое применение. Ибо вся мудрость веков состоит только в одном — признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жиз­ни. «Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны, — пишет Мон-тень. — Незачем нам вставать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног. И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».

Исходя до такого мироощущения, Монтень по-новому ре­шает и проблему, которая волновала многих мыслителей с момента возникновения христианства — проблему соотноше­ния веры и разума, религии и науки. Французский философ просто напросто разделяет сферы действия этих форм челове­ческого сознания: религия должна заниматься вопросами веры, а наука — познанием природных законов.

При этом только вера способна дать человеку хоть какую-то незыблемость в этом суетном и непостоянном мире: «Узы, ко­торые должны связывать наш разум и нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом, такие узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях, а на божественном и сверхъестественном основа­нии; они должны покоиться на авторитете Бога и Его благодати: это их единственная форма, единственный облик, единствен­ный свет».

И так как вера руководит и управляет человеком, то она за­ставляет служить себе и все другие человеческие способности. Наука же, как продукт несовершенного разума, может лишь немного помочь человеку в освоении религиозной истины, но никогда не сможет заменить ее: «Нашу веру следует подкреп­лять всеми силами нашего разума, но всегда памятуя при этом, что она зависит не от нас и что наши усилия и рассуждения не могут привести нас к этому сверхъестественному и Божествен­ному познанию». Более того, наука без веры приводит челове­ческое сознание к атеизму — «учению чудовищному и противо­естественному», по определению Монтеня.

Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жиз­ни стало крайне популярным в XVI—ХУНвв., а его «Опыты» —

414

одной из самых читаемых книг. Связано это было с тем, что произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой на­чала жить Западная Европа в XVI—XVII столетиях. Все более набирающий силу буржуазный уклад жизни постепенно приво­дил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов индивидуализма.

Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях «личного Я» в условиях новой историче­ской эпохи. И ,не зря многие мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости «Опытов» французского фи­лософа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее. Потому и сегодня «Опыты» стоят в ряду книг, в которых современный человек находит многое созвучное своим чувствам и мыслям.