logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Парменид

Сведения о времени жизни Парменида (вторая половина VI— сер. V вв. до н.э.) из южноиталийского города Элея достаточно противоречивы. Есть упоминание о том, что его акмэ приходится на 504—501 гг. до н.э., т.е. в данном случае Парменид оказыва­ется практически ровесником Гераклита. В то же время, Платон сообщает, что 65-летний Парменид беседовал с юным Сокра­том, а это означает, что Парменид был намного моложе и Ге­раклита, и Ксенофана и родился приблизительно в 515 г. до н.э. Мнение Платона как будто подтверждает и свидетельство о том, что Парменид был одно время учеником Ксенофана. Впослед­ствии Парменид сам стал главой философской школы, сторон­ники которой получили прозвание элеатов (от названия г.Элея).

Философское учение изложено Парменидом в сочинении «О природе», написанном гекзаметрами. От этой философской поэмы целиком сохранился «Пролог», значительные фрагмен­ты из первой части и некоторые куски из второй.

Свои мысли Парменид вкладывает в уста некой богини, ко­торая призывает в свои божественные чертоги юного Пармени­да. Путь к богине Парменид описывает в прекрасных образах — карета, запряженная «мудрыми конями», в которой по всей Все­ленной летит на встречу с богиней Парменид; управляющие ею Девы Дочери Солнца; Ворота путей Дня и Ночи; грозновозмезд-ная Правда, стерегущая двойные ключи от этих ворот. И, нако­нец, сама богиня, обещающая открыть Пармениду великое знание об истинном и неистинном. Этому описанию посвящен «Пролог» поэмы.

В первой части («Путь Истины») богиня раскрывает Пар­мениду учение об истинном и умопостигаемом бытии, которое чуждо большинству мнений смертных. По сути дела, здесь ставятся две важнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления.

Уже в начале этой части поэмы мы встречаемся с дилеммой, имеющей глубочайшее значение, т.к. на ней строится вся фи-

53

лософия Парменида: ЕСТЬ — НЕ ЕСТЬ. ЕСТЬ — это то, что не может не быть, это бытие. НЕ ЕСТЬ — это, наоборот, то, что не может быть, т.е. небытие. Бытие — это то, что существует. Небытие — это то, что не существует.

И здесь впервые в античной философии Парменид приводит логические доказательства в пользу своего мнения, ибо до него философы либо изрекали истины, либо опирались на аналогии и метафоры, как, например, Гераклит. Например, главное до­казательство несуществования небытия в том, что его невоз­можно познать, невозможно выразить в слове. Небытие — немыслимо, невыразимо, следовательно оно не может сущест­вовать. Более того, сама мысль о небытии является доказатель­ством того, что небытие не существует. Мысль о небытии пред­полагает существование данного небытия, ибо, иначе не о чем было бы и мыслить. Значит небытие существует. Но если небы­тие существует, то оно в таком случае является бытием. Следо­вательно, сама мысль о существовании небытия доказывает как раз обратное — то, что небытие не существует.

Существует же лишь только то, что мыслимо и выразимо в словах, т.е. бытие. И тогда получается, что «мыслить — то же, что быть». В этой фразе Парменид формулирует идею совпаде­ния, тождества бытия и мышления. Более того, самое главное доказательство существования бытия и состоит в том, что его можно осмыслить.

Парменид выделяет основные признаки или свойства бытия:

1) бытие не возникло;

2) бытие не подвержено гибели;

3) бытие целокупно, т.е. не состоит из многих частей;

4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его един­ственности;

5) бытие неподвижно;

6) бытие закончено или совершенно.

Все эти свойства бытия необходимо вытекают из несуще­ствования небытия, ибо только при наличии небытия само бытие может иметь момент рождения и момент гибели, мо­жет состоять из многих частей и не быть единственным, может двигаться и не быть законченным. В силу же отсутствия не­бытия бытие обладает как раз совсем противоположными свойствами.

Во'второй части своей поэмы («Путь мнений») Парменид излагает «мнения» смертных, которые не соотносятся с исти­ной, ибо ошибочны. Эти мнения могут только в какой-то сте-

54

пени соответствовать истине и одно из наиболее правдоподоб­ных философ приводит в своем сочинении.

Учение Парменида стало своего рода возражением учению Гераклита. Если эфесский мыслитель воспевал противоречи­вый и постоянно изменчивый мир, то Парменид утверждал как раз обратное — в мире царит неподвижность и непротиворечи­вость. Само запрещение противоречия — своего рода закон мыш­ления, ибо чтобы мыслить противоречиями нужно иметь две головы, иначе противоречивые мысли не могут быть поняты.

Учение Парменида и других элеатов сыграло огромную роль в истории философии. По сути дела, впервые в истории европей­ской цивилизации столь ярко и убедительно прозвучала мысль о мощи человеческого разума. Оказывается, что поиск мудро­сти мира может быть заключен не только и не столько в изуче­нии природы, сколько в осмыслении свойств самого человече­ского разума, в познании его способности мыслить. В трактовке Парменида — мыслить, значит быть. Мышление, логика — вот главная сила человека, вот что может позволить людям познать истину. Остальные же пути познания — ложные.