logo
Практикум по истории западноевропейской философ

[Этика]

Это она, [философия], учит, и учит справедливо, не почи­тать решительно ничего, а презирать все, что только ни зрится очами смертных, чего только ни касается какое-либо чувство. Это она обещает показать с ясностью Бога истиннейшего и та-инственнейшего, и вот — вот как бы обрисовывает уже Его в светлом тумане (Против академиков I, 1).

Мудрость... по моему мнению, есть не одно знание, но и тщательное исследование вещей человеческих и божественных, относящихся к жизни блаженной. Если захочешь разделить это определение на части, то часть первая, которая говорит о зна­нии, относится к Богу, а та, которая довольствуется исследова­нием, — к человеку (Против академиков I, 8).

Разум. Пока живем мы в этом теле, мы решительно должны избегать этого чувственного и всячески остерегаться, чтобы лип­костью его не склеились наши крылья, которым нужно быть вполне свободными и совершенными, чтобы мы могли воспа­рить к оному свету из этой тьмы, ибо свет тот не удостоит и показаться заключенным в эту клетку, если они не будут таки­ми, чтобы могли, разбив и разломив ее, улететь в свои воздуш­ные области. Поэтому, как скоро ты станешь таким, что ничто земное не будет доставлять тебе решительно никакого удоволь­ствия, поверь мне, в ту же самую минуту, в тот же самый мо­мент ты увидишь что желаешь (Монологи I, 14).

Разум. Нужно ли после этого снова трактовать о науке рас­суждения? Покоятся ли фигуры геометрические на истине, или в них самих заключается истина, никто не усомнится, что они содержатся в нашей душе, т.е. в нашем уме; а отсюда необходи­мо следует, что и истина существует в нашей душе... Следова­тельно, душа бессмертна. Поверь же наконец своим выводам, поверь истине: она провозглашает, что обитает в тебе, что бес-

296

смертна она и что никакая смерть тела не может вытащить из-под ней ее седалища. Отвернись от своей тени, возвратись в себя самого; для тебя нет другой погибели, кроме забвения, что ты погибнуть не можешь (Монологи II, 19).

Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т.е. по человеку. Ибо и дьявол захотел жить сам по себе, когда не усто­ял во истине; так что стал говорить ложь от своих, а не от Бо-жиих — стал не только лживым, но и'отцом лжи (Ин. VIII, 44). Он первый солгал. От него начался грех, от него же началась и ложь (О граде Божием XIV, 3).

Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу (О граде Божием XIV, 4).