logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Эмпедокл

Эмпедокл (приблизительно 480-е—420-е годы до н.э.) жил в Сицилии в г.Агригенте (Акраганте). Одним из его учителей был Парменид, в подражание которому Эмпедокл изложил свои воз­зрения в философских поэмах «О природе» и «Очищения». Учил­ся он также и у пифагорейцев, но ему было запрещено участво­вать в пифагорейских занятиях, ибо Эмпедокл якобы придал огласке их тайны.

Эмпедокл — одна из самых ярких и колоритных фигур в истории греческой философии. Философ, поэт, прекрасный ора­тор, ученый-естествоиспытатель, врач, он одновременно был и талантливым религиозным проповедником. Более того, сам Эм­педокл, обладая достаточно тщеславным характером, выдавал себя за божество. Так, согласно легенде, он хотел, чтобы люди думали, что боги взяли его еще живым на Олимп. Потому, чув-

59

ствуя приближение смерти, он бросился в кратер вулкана Этна. Однако после его гибели вулкан выбросил одну из его медных сандалий. Это было свидетельством того, что Эмпедокл не при­надлежит к небожителям.

В философском плане учение Эмпедокла сочетает и как бы примиряет в себе ионийскую и элеатскую традиции. Основыва­ясь на мнениях ионийских философов, и опять же примиряя их, Эмпедокл считал первоначалом мира не один какой-то эле­мент, а четыре элемента, которые он называл «корнями всех вещей». Огонь, воздух, вода и земля, по мнению Эмпедокла, вечны и низменны. Все прочие вещи получаются из их смеше­ния. Сами первоэлементы в своих поэмах Эмпедокл нередко мифологизирует, отождествляя их с богами.

Признавая же неизменность «корней всех вещей», Эмпедокл придавал им качества бытия Парменида. Точно также, в духе элеатов, он утверждал, что в мире нет ни рожденья, ни смерти, а присутствует лишь «смешение» и «разделение».

Первоэлементы Эмпедокла сами по себе пассивны. Поэтому все процессы мироздания определяются борьбой двух сил, не имеющих материального воплощения — Любви (Гармонии, Ра­дости, Афродиты) и Ненависти (Распри, Вражды). Любовь сое­диняет, смешивает разнородные элементы, Ненависть же раз­деляет их. В своей борьбе Любовь и Ненависть попеременно одерживают верх друг над другом. В первой фазе побеждает Любовь, а Ненависть вытесняется за пределы мира. В этом слу­чае мироздание представляется Эмпедоклом в виде Сфайроса (шара), в котором нет места Ненависти. Сфайрос также облада­ет качествами бытия Парменида и миробога Ксенофана.

Затем наступает фаза равновесия Любви и Ненависти. В третьей фазе уже Ненависть получает преобладание над Лю­бовью. Четвертая же фаза вновь характеризуется равновесием Ненависти и Любви. По окончанию каждого четырехфазного цикла начинается новый такой же цикл борьбы двух сил. Иначе говоря, миру присущей неизменный и постоянно повторяю­щийся «круг времени».

Как видно, сочетание ионийской и элеатской традиций в философии, приводят Эмпедокла к тому, что он постулирует неизменность мира в своих корнях и в пределах «круга време­ни», но признает изменчивость мира на уровне вещей и внутри «круга времени».

Из смешения разных первоэлементов возникает и реальный живой мир. Эмпедокл создает фантасмагорическую картину воз-

60

никновения живого, когда сначала в природе возникают от­дельные части живых организмов, затем они под воздействием Любви (Афродиты) беспорядочно сочетаются между собой в са­мых невообразимых видах и на свет появляются «чудища... кру-тоногонерасчлененнорукие», некие «двулицые и двугрудые», «бы-кородные человеколицые» и «человекородные быкоголовы».

Человеческая природа определяется также смешением пер­воэлементов. Именно поэтому, кстати, человек и способен к познанию мира, ибо «Землею мы видим Землю, Водою — Воду, Эфиром — дивный Эфир, а Огнем — Огонь истребляющий, Нежностью — Нежность, а Ненависть — злой Ненавистью». Да и само сознание по Эмпедоклу имеет материальный носи­тель — сознание живет в крови людей.

В поэме «Очищения» можно встретить и влияние пифагорей­ского учения на мнение самого Эмпедокла. Оно проявляется в признании Эмпедоклом идеи метемпсихоза — переселения душ:

Некогда я уже был мальчиком и девочкой,

Кустом, птицей и выныривающей из моря немой рыбой.

Эмпедокл стал последним выдающимся представителем ита­лийской философии, пытавшимся примирить натурфилософ­ские и уже собственно философские учения своих предшест­венников.