logo
Практикум по истории западноевропейской философ

«О началах». Фрагменты

Текст сочинения «О началах» сохранился в переводе с грече­ского языка на латынь, осуществленном в 397—398 гг. Руфином Аквилейским — большим поклонником Оригена. Защищая учение Оригена, Руфин нередко смягчал и исправлял его бого­словские рассуждения, приводя их в соответствие с уже устано­вившимися к концу IV века христианскими догматами. Осо­бенно это касалось трактовки существа Святой Троицы.

На рубеже IV—V вв. имелся еще один перевод, выполнен­ный Иеронимом, который был, наоборот, резким обличителем Оригена. Этот перевод сегодня известен в отрывках — в письме Иеронима испанскому монаху Авиту.

В данной публикации текст перевода Руфина перемежается с текстом перевода Иеронима.

Печатается по: Ориген. О началах. — Самара, 1993. С. 78, 81, 97-98, 230-236, 263-264.

[О ТРЕХ СПОСОБАХ ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ]

<...> Итак, способ чтения Писаний и отыскания смысла их, предлагаемый нами, основывается на самих изречениях (Писа­ния) и состоит в следующем. У Соломона в Притчах мы нахо­дим такое предписание относительно божественных догматов, записанных (в священных книгах): «Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?» (Притч. 22.21). Следовательно, мысли священных книг должно записывать в своей душе трояким образом: простой ве­рующий должен назидаться как бы плотью Писания (так мы называем наиболее доступный смысл); сколько-нибудь совер­шенный (должен назидаться) как бы душою его; а еще более совершенный и подобный тем, о которых говорит апостол: «Муд­рость же мы проповедуем среди совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. Но проповеду­ем Премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую пред­назначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из

260

властей века сего не познал» (1 Кор. 2.6—7), — такой человек должен назидаться духовным законом, содержащим в себе тень будущих благ. Ибо как человек состоит из тела, души и духа, точно так же и Писание, данное Богом для спасения людей, состоит из тела, души и духа. <...>