logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Глава 3

КАКОВО КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И КАКОВО АПОФАТИЧЕСКОЕ

В «Богословских очерках»1 мы раскрыли, что принадлежит собственно катафатическому богословию: почему божественная и благая Природа называется единственной, почему тройствен­ной, что в ней именуется Отцовством и Сыновством, проясне­нию чего служит богословие Духа, как от невещественного и неделимого Блага происходят в сердце благостные светы и пре­бывают в нем, в самих себе и друг в друге неотрывными от совечного их возникновению Пребывалища2; почему пресуще­ственный3 Иисус восуществляется естественными для человека истинами; и остальное, что явлено Писанием, разъяснено в «Бо­гословских очерках».

В книге же «О божественных именах»4 говорится о том, по­чему Бог именуется Благим, почему Сущим, почему Жизнью, Премудростью, Силой и прочим, чем пользуется умозритель­ное богоименование.

В «Символическом же богословии»5 — каковы от чувствен­ного на божественное метонимии, что такое божественные фор-

'Что содержит книга «Богословских очерков». Вот богословские принципы и отправные положения, касающиеся всякого божественного просвещенного знания и православия, необходимые, чтобы понимать, почему единственна бо­жественная природа, которую позднейшие 318 отцов назвали единосущной; почему тройственна природа, которую мы называем триипостасной; что озна­чают свойства лиц, т.е. Отцовство и Сыновство; каковы освящающая сила и богословие божественного Духа; почему сказано «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44, 2); почему о почитаемом Духе сказано, что он от Отца исходит; и почему Сын и Дух в Отце, в Себе и Друг в Друге находятся вечно, нерасторжимо и нераздельно в пребывании неисходном. Подобает также знать, что пребывание и стояние одно и то же, движение же — оборотная сторона пребывания. Он говорит, что божественная природа, всегда пребывающая в неподвижности, представляется движущейся перемещением друг в друга.

2Смысл сказанного таков: он говорит, что бытие Святой Троицы вечно, и что Она не была когда-то иной, а после стала какой-то другой, и ни разделе­ния, ни превращения какого-либо Она не получила, но вместе, одновременно с Отцом и из Него существуют Сын и Дух Святой, а не после Него.

'Заметь, — против несториан и акефалов.

4Что содержит книга «О божественных именах».

5Что содержит «Символическое богословие».

309

мы, каковы божественные образы, части, органы, что представ­ляют собой божественные места, миры, каковы стремления, стра­дания, негодования, что такое упоения и похмелья, каковы клят­вы и проклятия, что — сны, каковы пробуждения, и что пред­ставляют собой прочие священнозданные формы символиче­ского богословия.

Ты, я думаю, видел, насколько последнее многословнее пер­вого6.

Подобает ведь «Богословским очеркам» и раскрытию боже­ственных имен быть короче «Символического богословия»7. Ибо, по мере нашего восхождения вверх, речи вследствие сокраще­ния умозрений сокращаются8. Так что и ныне, входя в сущий выше ума сумрак, мы обретаем не малословие, но совершен­ную бессловесность и неразумение9.

А оттуда, сверху, до пределов нисходя, слово по мере ни­схождения10 соответствующим образом распространяется. Но те­перь, восходя от нижнего к высшему, по мере восхождения оно сокращается и после полного восхождения будет вовсе беззвуч­ным и все соединится с невыразимым.

Почему, спрашиваешь ты, утверждения о божественном на­чиная с первичного11, божественные отъятия мы начинаем с последнего12? Потому что, высказывая утверждение о Все Пре-

'Первым он называет «Символическое богословие».

Шочему «Богословские очерки» и книга «О божественных именах» мало-словней, чем «Символическое богословие».

8Говоря о сокращении умозрений, он имеет в виду подобающие их немате­риальной простоте созерцания. А «сокращаются» он сказал вместо «свертыва­ются».

'Бессловесностью он называет неспособность представить словом то, что выше слова; неразумением же — неспособность составить понятие и помыс­лить о том, что выше ума.

'"Поскольку существуют умственные и превышающие ум Божий единицы, един и Бог, а скорее и выше единого. Естественным образом слово сокращает­ся, поскольку Он неделим и неумножаем. После же восхождения к Богу, по мере нисхождения к чувственному, слово все больше входит в связь с делимым, разлагающимся и множественным и соумножается в соответствии с делимо­стью и многообразием чувственного. «До пределов» же — это из области «Бого­словских основоположений».

"С первичного^ говорит,— как с более подходящего и соответствующего мысли, как, например, что Бог — Сущий, как Он и Сам Себя наименовал.

"Как подобает пользоваться утверждениями и отъятиями применительно к Богу, и что утверждения мы начинаем с первичного и в большей мере родст­венного Богу; отъятия же — с того, что как можно более от Него отстоит.

310

восходящем, подобает начинать гипотетическую катафазу13с бо­лее тому родственного. Отнимая же от того, что выше всякого отъятия, — начинать отнимать с более от того удаленного. Разве не более Бог жизнь и благость14, нежели воздух и камень15? И не в большей ли мере не бывает Он в похмелье и не гневается, чем не может быть выражен словом или помыслен?