logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Письмо менекею

Печатается по: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: 1986. С. 402—405. Перевод МЛ.Гаспарова.

Эпикур Менекею шлет привет.

Пусть никто в молодости не откладывает занятий филосо­фией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно. Поэтому заниматься фи­лософией следует и молодому и старому: первому — для того, чтобы он и в старости остался молод благами в доброй памяти о' прошлом, второму — чтобы он был и молод и стар, не испыты­вая страха перед будущим. Стало быть, надобно подумать о том, что составляет наше счастье — ведь когда оно у нас есть, то все у нас есть, а когда его у нас нет, то мы на все идем, чтобы его заполучить.

Итак, и в делах твоих, и в размышлениях следуй моим всег­дашним советам, полагая в них самые основные начала хоро­шей жизни.

Прежде всего верь, что бог есть существо бессмертное и бла­женное, ибо таково всеобщее начертание понятия о боге; и по­этому не приписывай ему ничего, что чуждо бессмертию и несвойственно блаженству, а представляй о нем лишь то, чем поддерживается его бессмертие и его блаженство. Да, боги су-

163

ществуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа, ибо толпа не сохраняет их [в пред­ставлении] такими, какими полагает. Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах, — ибо высказывания толпы о богах — это не предвосхи­щения, а домыслы, и притом ложные. Именно в них утверж­дается, будто боги посылают дурным людям великий вред, а хорошим — пользу: ведь люди привыкли к собственным досто­инствам и к подобным себе относятся хорошо, а все, что не таково, считают чуждым.

Привыкай думать, что смерть для нас — ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть ли­шение ощущений. Поэтому если держаться правильного зна­ния, что смерть для нас — ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна: не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда бессмертия. По­этому ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни. Поэтому глуп, кто говорит, что боится смерти не потому, что она причинит страдания, когда придет, а потому, что она причинит страдания тем, что придет; что и присутствием своим не беспокоит, о том вовсе напрасно горевать заранее. Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют.

Большинство людей то бегут смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пи­щу он выбирает не более обильную, а самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым при­ятным. Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо кончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хоро­шо умереть — это одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто сказал: хорошо не родиться.

Если ж родился — сойти поскорее в обитель Аида.

Если он говорит так по убеждению, то почему он не уходит из жизни? ведь если это им твердо решено, то это в его власти.

164

Если же он говорит это в насмешку, то это глупо, потому что предмет совсем для этого не подходит.

Нужно помнить, что будущее — не совсем наше и не совсем не наше, чтобы не ожидать, что оно непременно наступит, и не отчаиваться, что оно совсем не наступит.

Сходным образом и среди желаний наших следует одни считать естественными, другие — праздными; а среди естест­венных одни — необходимыми, другие — только естественны­ми; а среди необходимых одни — необходимыми для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — просто для жизни. Если при таком рассмотрении не допускать ошибок, то всякое предпочтение и всякое избегание приведет к телесному здо­ровью и душевной безмятежности, а это — конечная цель бла­женной жизни. Ведь все, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги; и когда это, наконец, достигну­то, то всякая буря души рассеивается, так как живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему, и чего-то искать, словно для полноты душевных и телесных благ. В самом деле, ведь мы чувствуем нужду в наслаждении только тогда, когда страдаем от его отсутствия: а когда не страдаем, то и нуж­ды не чувствуем. Потому мы и говорим, что наслаждение есть и начало и конец блаженной жизни; его мы познали как первое благо, сродное нам, с него начинаем всякое предпочтение и избегание и к нему возвращаемся, пользуясь претерпеванием как мерилом всякого блага.

Так как наслаждение есть первое и сродное нам благо, то поэтому мы отдаем предпочтение не всякому наслаждению, но подчас многие из них обходим, если за ними следуют более значительные неприятности; и наоборот, часто боль мы пред­почитаем наслаждениям, если, перетерпев долгую боль, мы ждем следом за нею большего наслаждения. Стало быть, всякое наслаждение, будучи от природы родственно нам, есть благо, но не всякое заслуживает предпочтения; равным образом и вся­кая боль есть зло, но не всякой боли следует избегать; а надо обо всем судить, рассматривая и соразмеряя полезное и непо­лезное — ведь порой мы и на благо смотрим как на зло и, на­против, на зло — как на благо.

Самодовление мы считаем великим благом, но не с тем, что­бы всегда пользоваться немногим, а затем, чтобы довольство­ваться немногим, когда не будет многого, искренне полагая, что роскошь слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше все­го, и что все, чего требует природа, легко достижимо, а все

165

излишнее — трудно достижимо. Самая простая снедь доставля­ет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют вели­чайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэто­му привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас ободряет, и при встрече с роскошью после долгого перерыва делает нас силь­нее, и позволяет не страшиться превратностей судьбы.

Поэтому когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, ис­следующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе.

Начало же всего этого и величайшее из благ есть разумение; оно дороже даже самой философии, и от него произошли все остальные добродетели. Это оно учит, что нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно, и [нельзя жить разумно, хорошо и праведно], не живя сладко: ведь все добродетели сродни сладкой жизни и сладкая жизнь неотделима от них. Кто, по-твоему, выше человека, который и о богах мыслит благочести­во, и от страха перед смертью совершенно свободен, который размышлением постиг конечную цель природы, понял, что вы­сшее благо легко исполнимо и достижимо, а высшее зло или недолго, или нетяжко, который смеется над судьбою, кем-то именуемой владычицею всего, [и вместо этого утверждает, что иное происходит по неизбежности,] иное по случаю, а иное зависит от нас, — ибо ясно, что неизбежность безответственна, случай неверен, а зависящее от нас ничему иному не подвласт­но и поэтому подлежит как порицанию, так и похвале. В самом деле, лучше уж верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками, — басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая неиз­бежность. Точно так же и случай для него и не бог, как для толпы, потому что действия бога не бывают беспорядочны; и не безосновательная причина, потому что он не считает, будто слу­чай дает человеку добро и зло, определяющие его блаженную жизнь, а считает, что случай выводит за собой лишь начала

166

больших благ или зол. Поэтому и полагает мудрец, что лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым: всегда ведь лучше, чтобы хорошо задуманное дело не было обя­зано успехом случаю.

Обдумывай же эти и подобные советы днем и ночью, сам с собою и с тем, кто похож на тебя, и тебя не постигнет смятение ни наяву, ни во сне, а будешь ты жить, как бог среди людей. Ибо кто живет среди бессмертных благ, тот и сам ни в чем не сходствует со смертными.

ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА СТОИКОВ

В конце IV в. до н.э. в Афинах возникла философская шко­ла, основателем которой был Зенон, родившийся на острове Крит около 333—332 г. до н.э. и переехавший в Афины в 311 г. до н.э. Зенон, не будучи афиняном, не имел право арендовать здание для своей школы и занятия проводил в каком-то порти­ке — коллонаде. По-гречески портик — «стоя», поэтому после­дователей Зенона стали называть стоиками.

В развитии философии стоицизма принято выделять три пе­риода: Старшая Стоя (к. IV—III вв. до н.э.); Средняя Стоя (Π­Ι вв. до н.э.); Младшая Стоя (I—III вв. н.э.). Среди стоиков наиболее известны философы Старшей Стой Зенон и Хрисипп, а также представители Младшей Стой римские мыслители Сене­ка, Эпиктет и Марк Аврелий.

Взгляды философов Старшей Стой выделить довольно слож­но, потому что труды их утрачены, однако сохранилось немало упоминаний о них в других источниках.

Стоики интересовались проблемами физики, логики, космо­логии. Но главная их заслуга все-таки в том, что они создали своеобразное морально-этическое учение.

По их мнению, в мире властвует некий всеобщий закон жиз­ни, данный богом, и все люди равны перед ним. Этот природ­ный закон всесилен и бесстрастен, человек не может его пре­одолеть и значит должен жить в соответствии с ним — должен следовать бесстрастию природы и любить свою судьбу, какой бы она не была. Жить в соответствии с природой — значит быть в ладу с самим собой. Только тогда человек может познать истинное счастье.

Философия стоиков — это философия мужества. Если эпи­курейцы считали, что людям необходимо избегать страданий,

167

то стоики, наоборот, признавали страдания неотъемлемой час­тью жизни, настаивали на том, что человек должен воспиты­вать в себе нечувствительность к страданиям, уметь мужествен­но их переносить. Один из философов-стоиков, испытывая силь­ные боли во время приступов артрита, продолжал заниматься привычными делами, утверждая: «Как ни мучительно это стра­дание, но не признаю никогда, что оно — зло».

Стоики ввели в ряд философских категорий понятие апа­тия — бесстрашие, бесстрастность. Апатия — это путь к дости­жению счастья, когда человек бесстрашно и бесстрастно воспри­нимает жизнь во всех ее проявлениях и этим полностью выражает свою сущность.

В этом же плане важна трактовка стоиками понятия долг. С их позиций, жизнь человека представляет собой исполнение долга, обязанности, которые каждому отдельному индивиду не­обходимо нести гордо и достойно.

Высшим типом человеческой личности стоики считали муд­рецов. Мудрец — это человек, который не просто мужественно переносит жизненные невзгоды, а стоит выше всяких страстей, даже не допуская их возникновение в своей душе. Мудрец на­столько нравственно совершенен, что ему нет нужды совершать какого-то усилия в преодолении страданий. В своей бесстраст­ности мудрец полностью освобождается от таких чувств как сострадание, жалость, милосердие, которые тоже являются стра­стями. «Милосердие участвует в дефектах и пороках души, — говорили стоики, — лишь недалекий и легкомысленный чело­век может быть жалостливым». «Мудрец не шелохнется в ответ на болтовню; никого не осудит за совершенную ошибку. Недо­стойно сильного человека — поддаться мольбам и отказаться от справедливой суровости».