logo
Практикум по истории западноевропейской философ

«Теогония». Фрагменты

Печатается по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. С. 34-36. Перевод А.В.Лебедева.

<...> Радуйтесь, чада Зевса, и даруйте вожделенную песнь,

Славьте бессмертных священный род вечносущих,

Тех, что родились от Земли и звездного Неба,

И от темной ночи, и тех, кого вскормило соленое Море.

Скажите, как родились вначале боги и земля,

И реки, и беспредельное море, бушующее волнами,

И сверкающие звезды, и широкое Небо — горе,

И как распределяли богатство, и как разделили почести,

И как впервые заняли складчатый Олимп.

Об этом скажите мне, Музы, чьи жилища на Олимпе,

С самого начала и скажите, что из них возникло первым.

— Перво-наперво возник Хаос (Бездна), а затем

Широкогрудая Гея (Земля), прочное седалище навек

Всех бессмертных, живущих на вершине снежного Олимпа,

И Тартар туманный в недрах широкодорожной Земли,

И Эрот (Любовь) — прекраснейший среди бессмертных богов,

Расслабляющий члены всех богов и всех людей

Покоряет он разум и соображение в груди.

Из Хаоса родились Эреб (Мрак) и черная Ночь,

А от Ночи произошли Эфир и Денница,

22

Которых она родила, зачав от Эреба в любовном совокуплении.

Земля сначала родила равное себе

Звездное Небо (Урана), чтобы оно покрыло ее повсюду,

И да будет блаженным богам прочным седалищем навек,

Родила и высокие Горы — прелестные обиталища

Богинь-Нимф, которые живут в ущелистых горах,

Еще родила бурно волнующуюся неистощимую пучину

— Море, [все это] — без вожделенной любви. А потом, Разделив ложе с Небом, родила глубоководовертного Океана, Кея с Крием и Гипериона с Япетом, Тейю с Реей и Фемиду с Мнемосиной, Златовенчанную Фебу и обворожительную Тефию... <...>

[Титанов связали и низвергли]

Столь глубоко под землю, насколько небо [отстоит] от земли:

Ибо столько же и от земли до туманного Тартара.

И впрямь, падая с неба девять дней и [девять] ночей,

Медная наковальня на десятый достигла бы земли.

Равное [расстояние] и от земли до туманного Тартара:

Падая с земли девять ночей и [девять] дней,

Медная наковальня на десятый достигла бы Тартара.

Его окружает медная ограда, а вокруг нее — ночь

В три ряда разлита вокруг шеи; сверху же —

Корни земли и неистощимые моря.

Там, под туманною мглою, сокрыты боги Титаны

По решению Зевса тучесобирателя

В месте гнилостно-затхлом, на крайних пределах

чудовищной Земли.

Оттуда не выйти: Посейдон закрыл [вход] дверьми

Медными, стена сооружена с обеих сторон.

Там обитают Гиг, Котт и отважный Обриарей,

Верные стражи Зевса Эгиоха.

Там и темной Земли и туманного Тартара,

И неистощимого моря, и звездного Неба,

— Всех подряд — находятся истоки и концы

Страшные, затхло-гнилые, они внушают жуть даже богам:

Бездна великая, даже и за целый год, [падая],

Не достигнет дна тот, кто вошел в ворота,

Но страшная буря за бурей будет носить его туда и сюда,

Даже бессмертным богам страшно.

Это чудо. <...>

23

ОРФЕЙ

В отличие от Гесиода, Орфей — личность абсолютно леген­дарная. В Древней Греции существовал миф об Орфее, великом певце и стихотворце, который спускается в Аид, чтобы вернуть на землю свою погибшую от укуса змеи жену Эвридику.

С именем Орфея связывают многие сочинения и в том числе так называемые «орфические теогонии» — оригинальные версии родословия богов. Носителями и хранителями «орфических те­огонии» стали орфики, последователи религиозного учения, ос­нователем которого также считается Орфей.

В основе орфизма лежит тайный, закрытый культ бога Дио­ниса, значительно отличающийся и даже противостоящий олим­пийской религии, в том числе и традиционному пониманию роли олимпийского Диониса. И сами «орфические теогонии» являются крайне своеобразными, совершенно непохожими на более привычные для нас теогонии Гесиода или Гомера.

Сегодня нам немного известно о сути орфического культа, ибо история сохранила слишком мало сведений об орфиках, к тому же эти сведения противоречат друг другу. По этой же причи­не очень сложно выделить какое-либо единственное орфическое сказание о происхождении мира. Уже сами древние, рассказы­вая об орфизме, приводили разные версии — кто-то первонача­лом называл Ночь, кто-то Воду, другие — слитность Земли, Неба и Моря, а некоторые — само Время (Хронос).

Из сохранившихся фрагментов «орфических теогонии» мож­но сделать вывод о том, что в представлениях орфиков о проис­хождении мира были перемешаны миф и космогония. Мифо­логические персонажи перемежаются с некими природными объектами. В отличии от Гомера, в орфических теогониях пер­воначалами мира считаются не божественные семейные пары, а некие триады. Сначала были вода и ил, «который затвердел в землю». Третье начало, идущее после двух, родилось из них, т.е. из воды и земли, и являет собой «Дракона (Змея) с приросши­ми головами быка и льва, а посреди (них) — лик бога. На пле­чах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос (Время), он же Геракл. С ним соединена Ананкэ (Необходимость) — то же самое существо, что и Адрастея — бестелесная, распростер­тая по всему космосу и касающаяся его границ».

Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир», «безграничный Хаос» и «мглистый Эреб (Мрак)». Эта вторая триада соответствует первой, как потенциальная — отчей. В них

24

(Эфире, Хаосе, Эребе) «Хронос родил яйцо». Так рождается третья триада. Во-первых, яйцо, во-вторых, двоица заключен­ных в нем существ, мужского и женского пола, и, в-третьих, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове — чудо­вищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей».

В некоторых «орфических теогониях» говорится о «всемир­ном яйце», из которого вылупляется некий «сияющий» бог Фа-нес, содержащий в себе зачатки всех богов, существ и вещей.

С учением орфиков связана и еще одна важная идея — идея метемпсихоза, т.е. переселения душ. В представлениях орфи­ков, душа человеческая имела божественное начало и оказалась в теле по причине изначального греха. Душа не только сущест­вует раньше тела, но и не умирает вместе с телом, ибо осуждена на жизнь в других телах до тех пор, пока через некое количест­во рождений не искупит свой изначальный грех.

Орфизм оказал огромное влияние на всю древнегреческую и вообще европейскую философскую мысль. Элементы орфизма прослеживаются во взглядах Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, Платона, а также и в более поздних философских и религиоз­ных учениях.