logo
Практикум по истории западноевропейской философ

О том, что дорого в человеке

Ты говоришь, что нет надобности заботиться о том, чтобы правильно мыслить и соображать, — и просишь меня дока­зать тебе пользу правильного мышления. Но как же ты узна­ешь, справедливы ли мои доказательства, как не при помо­щи именно правильного мышления и соображения? Следо­вательно, прося меня доказать тебе пользу правильного мыш­ления, ты этим самым доказываешь мне, что имеешь наме­рение приложить к делу свое правильное мышление. А если так, то ты не нуждаешься в том, чтобы тебе еще доказывали его пользу.

Человек имеет преимущество над животным не телом, а сво­ими душевными способностями. В них заключается высшее до­бро для человека; кто пренебрегает ими, тот впадает в настоя­щее зло. Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разуме­ние. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадает в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

— А когда бывает человек похож на скотину?

— Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небреж­но, похотливо.

— А когда похож он на дикого зверя?

— Тогда, когда он живет насильничеством: когда он посту­пает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недру­желюбию, изнеженности и необузданности. Всему этому мож­но не давать ходу только тогда, когда будешь помнить Бога, стремиться к Нему и исполнять во всем Его заповеди. Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того, чтобы ис­кать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

185

Человек создан не для одинокой жизни, но для совмест­ной — для того чтобы любить себе подобных и находить счастье в общении с ближним. Но вместе с тем человек не должен ску­чать и тогда, когда ему приходится жить одному. Он должен уметь обходиться без развлечений и пользоваться одиночеством для того, чтобы беседовать с самим собою, размышлять о Боге и о том, какое назначение человека в этом мире. Находясь в одиночестве, мы должны разобрать наше собственное поведе­ние, прошлое и настоящее, сообразить, что именно еще ме­шает нам жить праведно и как избавиться от этих помех; и затем — приступить к борьбе с теми слабостями и пороками, которые мы в себе подметим.

Дело разумного человека — в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы. У всякого челове­ка два дела: одно — держаться истины, отстранять заблуждение и не рассуждать о том, что неизвестно; другое — любовно льнуть ко всему тому, что есть добро, отстранять от себя зло и не обра­щать внимания на то, что ни добро ни зло.

Человек, который не знал бы, что глаза могут видеть, и кото­рый никогда не раскрывал бы их, был бы очень жалок. Но еще более жалок тот человек, который не понимает, что ему дан разум для того, чтобы спокойно переносить всякие неприятно­сти. С помощью разума мы можем справиться со всеми непри­ятностями. Непереносимых неприятностей разумный человек не встретит в жизни: для него их нет. А между тем как часто вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза какой-нибудь не­приятности, мы малодушно стараемся увернуться от нее. Не лучше ли радоваться тому, что Бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить Его за то, что Он подчинил нашу душу только тому, что от нас самих зависит. Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. Он, по благости Своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, — разумению нашему.

Свободным человеком бывает только тот, с которым слу­чается все так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Ни­сколько. Ведь грамота, например, научает нас писать буква­ми и словами все, что мы захотим; но для написания хоть своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне взду-маются: этак я никогда не напишу своего имени. А я должен

186

пожелать писать именно такие буквы, какие нужны, и в том порядке, который нужен. И во всем так. Мы бы никогда ни­чему не научились, если бы делали так, как только нам взду­мается. Значит, для того чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придет в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто управляет всем миром.