logo
Практикум по истории западноевропейской философ

[Общество и история]

Для того чтобы род человеческий не только соединить вза­имно сходством природы, но и связать в согласное единство мира в известном смысле узами кровного родства, Богу угодно было произвесть людей от одного человека. Сказали также, что этот род не умирал бы и в отдельных личностях, если бы того не заслужили своим неповиновением первые два человека, из которых один создан из ничего, а другая из первого. Они совер­шили такое великое преступление, что вследствие его измени­лась в худшую самая природа человеческая и передана потом­ству повинная греху и неизбежной смерти. Царство же смерти до такой степени возобладало над людьми, что увлекло бы всех как к заслуженному наказанию, во вторую смерть, которой нет конца, если бы незаслуженная благодать Божия не спасла от ней некоторых. Отсюда вышло, что, хотя такое множество и таких многочисленных народов, живущих по лицу земному каж­дый по особым уставам и обычаям, и различается между собою многочисленным разнообразием языков, оружия, утвари, одежд, тем не менее существовало всегда не более как два рода челове­ческого общения, которые мы, следуя Писаниям своим, спра­ведливо можем называть двумя градами. Один из них составля­ется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу. Когда каждый из них достигает своего желания, каждый в мире своего рода и живет (О граде Божием XIV, 1).

Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — лю­бовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а Небесный —

297

любовью к себе, доведенною до презрения к самому себе. Пер­вый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава Бог, свидетель совести. Тот в своей славе возносит главу свою, а этот говорит своему Богу: слава моя, и возносяй главу мою (Пс. III, 4). Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями его, и подчиненными ему народа­ми; в этом по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь. Тот в своих великих лю­дях любит собственную силу, а этот говорит своему Богу: воз­люблю тя, Господи крепосте моя (Пс. XVII, 2) (О граде Божием XIV, 2 ).

Думаю... что мы уже достаточно сделали для решения вели­ких и весьма трудных вопросов о начале мира, души и самого человеческого рода. Последний мы разделили на два разряда: один — тех людей, которые живут по человеку, другой — тех, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одно­му предназначено вечно царствовать Богом, а другому подверг­нуться вечному наказанию с дьяволом (О граде Божием XV, 1).

Мы находим в земном граде два вида: один — представляю­щий самую действительность этого града, а другой — служащий посредством этой действительности для предизображения Не­бесного града. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града Небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосу­дами гнева Божия, а эти — сосудами милосердия (Рим. IX, 22,23) (О граде Божием XV, 2).

Управляют те, которые заботятся, как муж — женою, роди­тели — детьми, господа — рабами. Повинуются же те, о кото­рых заботятся, как жены — мужьям, дети — родителям, рабы — господам (О граде Божием XIX, 14).

Это предписывает естественный порядок, так создал челове­ка Бог. Да обладает, говорит он, рыбами морскими и птицами небесными и всем гады, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26). Он хотел, чтобы разумное по образу Его творение господство­вало только над неразумным: не человек над человеком, а чело­век над животным. Оттого первые праведники явились больше пастырями животных, чем царями человеческими: Бог и этим внушал, чего требует порядок природы, к чему вынуждают гре­хи. Дается понять, что состояние рабства по праву назначено грешнику. В Писаниях ведь мы не встречаем раба прежде, чем

298

праведный Ной покарал этим именем грех сына (Быт. IX, 25). Не природа, таким образом, а грех заслужил это имя. Название же рабов (servi) на языке латинском имеет, по-видимому, такое происхождение: когда победители тех, кого по праву войны могли убить, оставляли в живых, последние делались рабами, получая название от сохранения (servi a servando). И в этом даже случае небеспричастен грех. Ведь и в то время, когда ведется справед­ливая война, ради греха подвергает себя опасности противная сторона, и всякая победа, хотя бы склонилась она и на сторону дурных, по суду Божественному уничижает побежденных, или исправляя, или наказывая грехи... Итак, грех — первая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в силу со­стояния своего; и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды и который умеет распределять различ­ные наказания соответственно винам согрешающих... Лучше быть рабом у человека, чем у похоти; ибо самая похоть господ­ствования, чтобы о других не говорить, со страшною жестоко­стью опустошает души смертных своим господствованием. В порядке же мира, по которому одни люди подчинены другим, как уничижение приносит пользу служащим, так гордость вре­дит господствующим. Но по природе, с которою Бог изначала сотворил человека, нет раба человеку или греху. Впрочем, и присужденное в наказание рабство определяется в силу того же закона, который повелевает сохранять порядок естественный и запрещает его нарушать, потому что, не будь проступка против этого закона, нечего было бы наказывать принуждением к раб­ству. Почему апостол увещевает и рабов подчиняться господам и служить им от души с готовностью (Еф. VI, 6, 7), т.е. чтобы, если не могут получить от господ своих свободы, они сами сде­лали некоторым образом служение свое свободным, служа не из притворного страха, а по искреннему расположению, пока прейдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая, и будет Бог всяческая во всех (О граде Божием XIX, 15).

Итак, этот Небесный град, пока находится в земном стран­ствовании, призывает граждан из всех народов и набирает стран­ствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которы­ми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но на­правляется к одной и той же цели земного мира, если только не

299

препятствует религии, которая учит почитанию единого высо­чайшего и истинного Бога (О граде Божием XIX, 17).

Весь человеческий род, жизнь которого от Адама до конца настоящего века есть как бы жизнь одного человека, управляет­ся по законам божественного промысла так, что является раз­деленным на два рода. К одному из них принадлежит толпа людей нечестивых, носящих образ земного человека от начала до конца века. К другому — ряд людей, преданных единому Богу, но от Адама до Иоанна Крестителя проводивших жизнь земного человека в некоторой рабской праведности; его исто­рия называется Ветхим заветом, так сказать обещавшим земное царство, и вся она есть не что иное, как образ нового народа и Нового завета, обещающего Царство Небесное. Между тем вре­менная жизнь последнего народа начинается со времени при­шествия Госпрда в уничижении и [продолжается] до самого дня Суда, когда Он явится во славе Своей. После этого дня, с унич­тожением ветхого человека, произойдет та перемена, которая обещает ангельскую жизнь; ибо все мы восстанем, но не все изменимся (I Кор. XV, 51). Народ благочестивый восстанет для того, чтобы остатки своего ветхого человека переменить на но­вого; народ же нечестивый, живший от начала до конца ветхим человеком, восстанет для того, чтобы подвергнуться вторичной смерти. — Что же касается подразделения [того и другого наро­да] на возрасты, то их найдут те, которые вникают [в историю]: такие люди не устрашатся пред судьбою ни плевел, ни соломы. Ибо нечестивый живет ведь для благочестивого и грешник — для праведника, чтобы чрез сравнение с нечестивым и грешни­ком человек благочестивый и праведный мог ревностнее воз­вышаться, пока достигнет конца своего (Об истинной религии XXVII).