logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Эпиктет

Эпиктет (ок. 50—ок. 135 гг.) родился во Фригии (Малая Азия) в г.Геирополисе. Он родился рабом и стал свободным лишь в зрелом возрасте. Оказавшись в Риме, Эпиктет, еще будучи ра­бом и сопровождая своего хозяина, посещал лекции стоика Му-сония Руфа и увлекся философией. К сожалению, знакомство с философией никак не повлияло на изменение нрава хозяина Эпиктета, который в приступе ярости однажды сломал ногу сво­ему рабу-философу и Эпиктет на всю жизнь остался хромым. Рассказывают, что когда хозяин начал выкручивать Эпиктету ногу, тот неустрашимо сказал: «Вы сломаете», а когда нога и в самом деле сломалась, хладнокровно добавил: «Разве я не гово­рил, что сломаете».

Неизвестно каким образом и когда Эпиктет получил свобо­ду, но в 92—94 гг., уже будучи свободным, он вместе с другими философами был изгнан из Рима по указу императора Домици­ана. После этого он обосновался в г.Никополисе на Балканах и открыл свою философскую школу.

177

Несмотря на то, что у Эпикгета было много богатых учени­ков и почитателей, он, в соответствии со своими принципами, вел нищенскую жизнь. Все его имущество состояло из соло­менной подстилки, деревянной скамьи, циновки и глиняной лампы. Интересно, что после смерти философа эта лампа была продана на аукционе как реликвия за три тысячи драхм (более 13 кг серебра).

Эпиктет не оставил после себя никаких произведений, сле­дуя в этом смысле заветам Сократа. Речи Эпикгета записал его ученик Флавий Арриан, составив из них несколько книг, из ко­торых до нас дошли только четыре.

По сравнению с Сенекой, Эпиктет вносит в учение стоиков еще больший религиозный компонент. Бог, по его мнению, — это всевышний разум и всеобщее благо. Бог — Провидение, которое контролирует не только общее состояние вещей, но и каждого человека в отдельности. Люди обязаны подчиняться Божией воле, ибо только тогда они смогут умножать божест­венное величие.

Существующий миропорядок, установленный Богом, люди изменить не в силах, ибо он не зависит от их воли и желаний. Но зато можно изменить свое отношение к этому миропоряд­ку. По мнению Эпикгета, в этом смысле все вещи в мире де­лятся на два вида: 1) те, которые нам подвластны (мнения, стрем­ления, вообще все собственно человеческие действия); 2) те, которые нам неподвластны, не зависят от наших действий (соб­ственность, богатство, родственники, тело).

С этой точки зрения, обладание богатством, властью, соб­ственностью всего лишь новая форма рабства, ибо человек, вожделея вещей, которые ему неподвластны, становится их рабом. Поэтому мудрец, смиренно и покорно принимая ог­раниченность своих возможностей, концентрирует усилия лишь на том, что в его власти — на развитии собственного разума, на воспитании собственной воли, на ограничении собственных страстей и желаний. И только в этом случае он способен достичь истинной свободы, приняв жизнь такой как она есть, подчинив все свои силы исполнению высшей божественной воле.

Учение Эпикгета всегда импонировало христианству, не­даром один из отцов церкви, Иероним, именно в связи с Эпиктетом говорил о том, что стоическая философия во мно­гих случаях близка христианской теологии, сходна с ее дог­матами.

178

ИЗ КНИГИ «В ЧЕМ НАШЕ БЛАГО?»

Печатается по: Римские стоики. — М.: 1995. С. 216—221, 249— 251. Перевод В.Г.Черткова.