logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Аристотель

Два века развития древнегреческой философии дали такой обильный урожай различных мнений и идей, теорий и гипотез, наконец, догадок о проблемах существования мира и человека, что со временем встала задача систематизации уже имеющегося философского знания. Нужно было привести в порядок суще­ствующие разнообразные ветви этого знания — сравнить между собой различные точки зрения, выделить из них наиболее до­стоверные, разработать более или менее единый философский язык и т.д. Иначе говоря, философскому знанию необходимо было придать форму науки.

Платон, стремившийся к созданию подобной системы, в силу своего образа мыслей не смог исполнить поставленной перед собой цели. Например, он почти не учитывал материалистиче­ски окрашенных теорий древнегреческих философов, оставляя их как бы за скобками своей философии.

Идею систематизации античной философии смог воплотить в жизнь его лучший и, по общему признанию, гениальный уче­ник — Аристотель. При этом Аристотель не просто системати­зировал уже имеющееся философское знание, не только пре­вратил философию в науку, но и в процессе этой работы создал свое, крайне интересное и оригинальное философское учение.

С этой точки зрения философия Аристотеля — не просто самая завершенная научно-философская система в истории ан­тичности, но и, своего рода, вершина и завершение всей антич­ной философии. После Аристотеля философских работ подоб­ного рода и такого уровня обобщения античными мыслителями создано уже не было.

Аристотель (384/383—322 гг. до н.э.) родился на северо-вос­точной окраине древнегреческого мира — в Македонии (г.Ста-

134

гиры). Отец его, Никомах, был врачом македонского царя Амин-ты III. Впоследствии Аристотель получил свое второе имя по месту рождения — Стагирит.

В 367 г. до н.э. семнадцатилетним юношей Аристотель при­ехал в Афины и стал обучаться в Платоновской Академии. Уже тогда многие отмечали недюжинные таланты молодого челове­ка, обладающего к тому же самостоятельностью мышления и строптивым нравом. Платон, сравнивая молодого Аристотеля с другим, менее способным учеником, говорил: «Одному нужны шпоры, другому узда!» или «Какого осла мне приходится вскар­мливать, и против какого коня!»

Своеобразие мышления, а также высокое честолюбие Ари­стотеля предопределили довольно раннее его расхождение с Пла­тоном. Уже в те времена сложилось устойчивое мнение, что Аристотель, «получив у Платона важнейшие основы знаний», «сбросил с себя узду» и «стал завзятым противником своего учи­теля». Говорят, Платон сказал на это: «Аристотель меня брыка­ет, как сосунок-жеребенок свою мать».

Впрочем, несмотря на несовпадение теоретических взглядов, оба великих мыслителя поддерживали дружеские отношения. Знаменитым стал афоризм Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», который в полном изложении звучит так: «Хо­тя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине». Иначе говоря, Аристотель считал Платона другом, однако даже во имя дружбы не мог поступать­ся своими философскими принципами.

В 347 г. до н.э., после смерти Платона, а также в связи с антимакедонскими настроениями в Афинах, Аристотель поки­дает город и некоторое время преподает философию в грече­ских городах Малой Азии.

В 343 г. до н.э. он получает приглашение македонского царя Филиппа II и в течение восьми лет занимается воспитанием и обучением наследника престола, будущего великого полковод­ца Александра Македонского. Обучение закончилось в тот мо­мент, когда Александр стал царем. И тогда Аристотель покинул его, возвратясь в Афины.

Здесь в 336 г. до н.э. он открывает свою школу, которая рас­полагалась возле храма Аполлона Ликейского. С той поры шко­ла Аристотеля получила название Ликей. Интересно, что от не­го впоследствии было образовано слово «лицей», как название определенного типа учебного заведения.

135

В Ликее Аристотель преподает практически до конца жизни. Очень часто свои занятия он проводил не в помещениях, а в· «перипатах» — садах, предназначенных для прогулок. Подобная практика преподавания была довольно обычной в то время, по­чему учеников того или иного философа, занимающегося в «пе­рипатах», называли «перипатетиками» — дословно «прогулива­ющимися». Позднее перипатетиками стали именовать только учеников и последователей Аристотеля.

В 323 г. до н.э., после смерти Александра Македонского и в связи с назревавшим распадом его империи, в Афинах резко усилились антимакедонские настроения. Аристотель был вы­нужден вновь покинуть Афины. Он поселяется на о.Эвбее, где через год умирает. Смерть его была загадочна и до сих сущест­вует, хоть и недоказанная, но и не опровергнутая версия о са­моубийстве Аристотеля.

По сравнению с другими древнегреческими философами, Аристотель отличался прямо-таки невероятной работоспо­собностью. Ему принадлежит огромное количество сочине­ний, иногда число их доводят до тысячи, хотя в этом случае, видимо, присутствует преувеличение. Систематизируя антич­ное философское знание, он разработал учения практически о всех отраслях человеческой интеллектуальной деятельно­сти: учение о бытие, логику, психологию, этику, учение об ис­кусстве. Кроме того, из под его пера вышли произведения, посвященные политике, истории, различным естественным наукам. Так, например, создав первую классификацию рас­тений и животных, Аристотель стал основоположником био­логии.

Вполне понятно, что в данном кратком очерке невозможно осветить все стороны многогранного таланта великого мысли­теля, поэтому мы остановимся лишь на анализе существа его философских взглядов. При этом необходимо учитывать, что сама философия Аристотеля не была какой-то однажды создан­ной и навечно законсервированной схемой. Его понимание фи­лософских проблем находилось в постоянном развитии.

МЕТАФИЗИКА ИЛИ «ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Главная часть философии Аристотеля, стержень всего его философского мировоззрения — учение о сущем. Аристотель называл это учение «первая философия», т.е. наука, изучаю-

136

щая самые главные, основные проблемы бытия, «сущее во­обще». Однако в I в. до н.э., когда рукописи Аристотеля были систематизированы, его книги, посвященные основополага­ющим философским проблемам, были помещены после книг по «физике», в которых рассматривались проблемы естест­венной природы. Отсюда возникло название философских рукописей Аристотеля о «сущем» — «Метафизика» («то, что после физики»).

С тех пор «метафизикой» называют как главное философ­ское произведение Аристотеля, так и само учение Аристотеля о сущем. Более того, со временем это слово стало обозначать от­дельную отрасль философской науки и в этом смысле оно су­ществует до сих пор. Метафизика как часть философии, — это учение о сверхчувственном бытии.

Ядро всей аристотелевской метафизики составляет его свое­образное учение об идеях.