logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Глава IV рождение идеализма платон

Выдающийся мыслитель древности Платон (427—347 гг. до н.э.) родился в Афинах в знатной, аристократической семье. При рож­дении ему было дано имя Аристокл. Платон — прозвище (от дреЕ негреческого «platos» — широкий, широколобый).

Авторитет Платона был настолько значителен, а его роль в развитии античной и общемировой культуры столь велика, что еще при жизни его имя сопровождали многочисленные леген­ды. Согласно одной из них, отцом Платона назывался бог Апол­лон, который призвал мудрых пчел, наполнивших уста младен­ца Платона медом, как предзнаменование его будущего слад­чайшего словесного дара.

Платон получил прекрасное образование и уже в юности по­ражал всех своим поэтическим и литературным даром. Но встреча с Сократом, произошедшая в 408 г. до н.э., перевернула жизнь молодого человека. Он сжег все написанные им к этому времени сочинения и стал преданным и самым одаренным учеником афинского мудреца. Сократ тоже высоко ценил Платона. Расска­зывают, что он предчувствовал появление среди своих учеников необыкновенного таланта: перед встречей с Платоном, во сне, Сократ видел у себя на коленях молодого лебедя, который, взмах­нув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь — птица, посвя­щенная Аполлону. Символическое толкование этого сна предска­зывало появление у Сократа необычайно талантливого ученика, который самим богом послан продолжить дело своего учителя.

Платон до самой смерти Сократа не расстается с учителем. Ученики и друзья Сократа, среди которых был и Платон, при­сутствуют на суде, и, стремясь повлиять на судебное решение, предлагают внести денежный штраф за Сократа. Перед вынесе­нием окончательного приговора Платон попытался выступить с защитительной речью. Он уже начал говорить, но его прерва­ли и прогнали с криками «Долой! Долой!».

112

Уважение и любовь к Сократу Платон хранил всю свою жизнь. Большинство сведений о Сократе, его диалоги и речи мы знаем благодаря тому, что Платон записал их, сохранив тем самым для истории. Более того, практически все произведения Плато­на написаны в форме диалогов, главным действующим лицом которых выступает Сократ. Между прочим, в этом заключается так называемый «Платонов вопрос» — не всегда ясно, какие идеи, высказываемые в диалогах, принадлежат самому Платону, ибо чаще всего собственные мысли он вкладывал в уста героев своих произведений и, прежде всего, в уста главного героя — Сократа.

Несправедливое осуждение Сократа на смерть так потрясло молодого философа, что он покинул Афины и на долгие годы отправился в странствия. Он побывал в Персии, Ассирии, Фини­кия, Вавилоне, Египте, может быть и в Индии. В 389 г. до н.э. Платон оказался в Сиракузах (о.Сицилия), где пытался побу­дить тамошнего тирана Дионисия Старшего к преобразованиям государственного управления в соответствии со своими поли­тическими представлениями. Двухлетнее пребывание в Сира­кузах закончилось охлаждением отношений между философом и тираном, в результате чего Платон был продан в рабство. И только усилиями друзей, которые выкупили его, Платон был спасен от неволи.

Платон возвратился в Афины и вскоре, в 386 г. до н.э., осно­вал школу. Эта школа располагалась в роще, посвященной атти­ческому герою Академу и потому стала называться Академией. Платоновская Академия просуществовала 915 лет — до 529 г.

В Афинах Платон прожил до конца жизни, за исключением еще двух поездок в Сиракузы (367, 362—361 гг. до н.э.) к сыну Дионисия Старшего — Дионисию Младшему. Попытки оказать влияние на молодого тирана также окончились неудачей.

Умер Платон в день своего рождения на брачном пиру и был похоронен в Академии. По преданию, на его могиле была вы­бита надпись:

Двух Аполлон сыновей — Эскулапа родил и Платона, Тот исцеляет тела, этот целитель души.

Платону принадлежит большое количество сочинений, и практически все из них дошли до нашего времени. Все они — образцы высокого литературного таланта, ибо Платон не просто ученый — он прекрасный писатель, великолепно владеющий пером. Свои научнью идеи он чаще всего излагает на языке

113

художественных и даже мифологических образов, делая их таким образом более доступными для понимания современников.

В своих сочинениях Платон предстает первым в европей­ской истории мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы — с позиции своих философских взгля­дов он разработал учения чуть ли не о всех сторонах человече­ской жизни: о бытии (онтология), о космосе (космология), о по­знании (гносеология), о душе (психология), о боге (теология), об обществе (социология), о нравственности (этика). Платоновскую систему нельзя назвать окончательно завершенной, ибо его фи­лософские воззрения постоянно развивались и совершенство­вались.

Философия Платона в целом — это необъятное поле знания. Поэтому мы рассмотрим лишь наиболее важные компоненты платоновского учения.

Главная составляющая философии Платона — учение обэйдо-сах (идеях). Слово «эйдос» имело в древнегреческом языке до Платона много значений — вид, внешность, образ, облик. Но именно Платон придал этому понятию философское звучание. Поэтому он считается создателем первого в истории идеали­стического учения. Идеализм — это учение, признающее первич­ность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию.

Предшествующие Платону древнегреческие мыслители-на­турфилософы искали первопричины мироздания и причины воз­никновения конкретных вещей в феноменах физической при­роды — вода, воздух, огонь, земля, теплота, наконец, атомы.

Уже софисты, а затем и Сократ, подвергли сомнению вер­ность философии «физиса». Обратив внимание на особенности человеческого сознания, Сократ показал, что теории «физиков» не дают объяснения главному — мотивам человеческих пос­тупков, ибо в своем поведении человек руководствуется совер­шенно иными причинами, чаще всего нематериального харак­тера. В своих беседах Сократ и пытался выяснить их существо. Платон стал продолжателем Сократа в стремлении осмыслить и понять истинную природу этих причин. При этом он расши­рил сферу поиска истины на все мироздание, придя к мысли, что не только у человеческих поступков, но и у всех вещей и вообще у всего физического мира есть некие нематериальные причины.

Как мы различаем вещи? Например, чем отличается стол от стула? Стол и стул могут быть сделаны из одного материала,

114

иметь примерно равные физические параметры. Но тем не менее человек вполне определенно отличает один от другого. Благодаря чему? Благодаря тому, что стол и стул имеют разное предназна­чение. Образно говоря: это стул — на нем сидят, это стол — на нем едят. Следовательно, все вещи имеют свое предназначение.

Но откуда берется данное предназначение? Оно не заложено в материале, из которого сделан тот или иной предмет. Дерево, металл или камень, пошедшие на изготовление стола, сами по себе не определяют его предназначение. Иначе говоря, причи­на появления стола и его предназначение — не имеет мате­риального характера. Материал лишь средство для осуществле­ния вещи.

Главная же причина, по мнению Платона, в том, что чело­век в своем сознании всегда имеет некий образ как стола, так и всех вещей вообще. В соответствии с этими образами люди и творят окружающий их мир.

Эти образы Платон и назвал «эйдосами», или «идеями». Идея вещи — вот истинная причина появления конкретной вещи, сделанной из какого-нибудь вполне осязаемого материала. Идея вещи предшествует самой вещи и никакая вещь не может воз­никнуть, если нет ее идеи. Вещи — результат, следствие, вопло­щение, образец той или иной идеи, выполненные в конкрет­ном материале.

В этой мысли заключено основное содержание платонов­ской философии: идея вещи соединяясь с тем или иным материа­лом, рождает реальную вещь. Следовательно, каждая вещь имеет как бы тройственную природу — идея, материал и сама вещь, обладающая одновременно идеальными и материальными свой­ствами. При этом идея вещи — причина, материал — средство, а вещь — лишь следствие взаимодействия идеи и материала.

Здесь необходимо заметить, что Платон смог понять столь сложную философскую природу каждой вещи благодаря, с од­ной стороны, влиянию орфизма, с его мистическим понимани­ем троичности бытия, тройственной природы всего в мире, а с другой стороны, в силу собственной диалектической логики. Именно диалектическое мышление Платона позволило ему уви­деть, что соединение двух противоположных, обладающих раз­ными свойствами начал — идеи и материала, рождает некий новый феномен — вещь. Поэтому каждая вещь, с точки зрения Платона, внутренне противоречива — идеальна и материальна од­новременно, при этом «идеальность» как бы «испорчена» мате­риальностью.

115

Все учение Платона, как мы увидим в дальнейшем, построе­но на основе этого принципа — везде, во всех явлениях миро­здания он видел их диалектическую сущность, пытался обнару­жить и показать их внутреннюю противоречивость. И только поняв эту платоновскую диалектику, которая стала результатом творческого переосмысления орфизма и пифагорейства, мы смо­жем разобраться в сути его учения, в том числе и учения об идеях.

Какими же свойствами обладает идея? Прежде всего, соглас­но Платону, идея — это смысл вещи. Познать идею вещи озна­чает познать, чем одна вещь отличается от другой. Зная идею стола и идею стула, мы знаем смысл их существования, знаем их предназначение и только потому отличаем один от другого.

Во-вторых, идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи. Неважно, из какого материала сделан реаль­ный стол — из дерева, камня или металла. Неважно, какую форму имеет конкретный стол — круглый он, квадратный или прямоугольный. Идея стола включает в себя все проявления стола как такового и определяет общую природу всех столов вообще. Каменные, деревянные, металлические, круглые, квад­ратные, прямоугольные, высокие и низкие столы являются сто­лами потому, что воплощают в себе единую для них всех идею. И именно эта идея делает все эти столы столами.

В-третьих, идея вещи является законом возникновения единич­ных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи — идея стола предшествует созданию конкретного стола, является причиной, законом его появления.

В-четвертых, идея вещи сама по себе невещественна. Стол мо­жет быть изготовлен из любого материала. Но это совсем не значит, что сама идея обладает какими-то вещественными характеристиками. Наоборот, благодаря тому, что идея вещи является умозрительным объектом, то есть постигаема только разумом, люди и могут создавать стол какой угодно формы из какого угодно материала. Сама по себе идея — сверхчувствен­на, доступна только разуму, мысли.

И, наконец, в-пятых, идея вещи, несмотря на свою невеще­ственность, обладает собственным существованием. Идея как та­ковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своем мире. Поэтому отсутствие стола в том или ином месте не означает, что вообще нет идеи стола.

Как видим, платоновская логика в анализе свойств идеи ве­щи приходит к выводу о самостоятельности существования идеи,

116

о том, что идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Самый простой ответ — в сознании человека. Однако, тогда получается, что человек приравнивается к Богу, ибо огромное количество вещей возникли до человека и без его участия — Солнце, звезды, Земля, природа, мироздание вообще.

Следовательно, есть некий мир, в котором и существуют идеи, мир, независимый от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, «мир эйдосов» находится вне физического пространства. Гиперура-ния — это место, которое на самом деле не есть место, ибо не обладает никакими физическими характеристиками. Гиперура-ния — образ умопостигаемого мира, образ мифологический.

Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и веч­ные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей явля­ется истинным бытием, ибо он и только он — причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.

Как возникает реальный мир? Здесь Платон, на основе своей диалектической логики, приходит к выводу, что наряду с миром идей первозданно существует и противоположное ему некое яв­ление материального характера. Сам Платон для его обозначе­ния использовал понятие хора, а также понятие необходимость. Позднее, когда языком науки стал латинский язык, это явление стали называть «материей».

«Хора-материя» противостоит миру идей, не обладает твор­ческим характером и не имеет никакой формы. Она — всего лишь материал для воплощения в физическую реальность идей, живущих в своем мире. Поэтому рождение реального мира — это следствие соединения идеального и материального. Также как и в случае с отдельной вещью, мир идей — причина, «хора-материя» — материал, а реальный мир — следствие совокупле­ния идеального и материального, обладающий свойствами и того, и другого.

«Хора-материя» — косное, неподвижное и даже грубое явле­ние. Соединение идей и «хоры-материи» ведет к тому, что материя как бы «портит» прекрасные идеи, огрубляет их, иска­жает их истинность и красоту. Следовательно, и реальный, вещ­ный мир — лишь глупая, искаженная копия мира идеального. И все вещи реального мира — «тень», искаженное отображение своих идей. Материальность физического мира не дает возмож-

117

ность полному воплощению мира идеального — материя пор­тит идею.

Из этого положения Платона и вытекает давно установив­шееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей, полно­стью соответствующих своей идее, не существует и не может существовать. В самом деле, попробуйте нарисовать идеальный круг. При всех художественных талантах рисующего, всегда мож­но найти те или иные огрехи в исполненном им изображении. Следовательно, материальные характеристики человека, физи­ческие свойства его организма не позволяют воплотить в реаль­ности идеального представления о круге. Но это не значит, что нет самой идеи круга. По логике Платона, пытаясь реализовать идею круга, мы и создаем, совмещая идею и материю, круг ре­альный, но, к сожалению, очень далекий от идеального.

В силу всего этого, Платон называл реальный мир кажущим­ся бытием, подчеркивая его отличие от истинного бытия — мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несоверше­нен и некрасив. И все беды реального мира — от его матери­альности.

Определение причин рождения реального мира, поставило перед Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и «хора-материя» пришли в дви­жение и сотворили мироздание? Логика платоновского анализа потребовала найти первоисточник этого движения. Поэтому, наряду с двумя первоначалами — мир идей и «хора-материя» — Платон выделял третье первоначало, назвав его демиургом. Де­миург — это платоновский бог, своей энергией приводящий изначально покоящиеся два других первоначала в движение и тем самым творящий мироздание.

Бог-демиург не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как Душа Мира. Душа Мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, оду­шевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное зна­ние о мире. Кроме того, Мировая Душа — это опосредованный божественный источник жизни. Поэтому, по мнению Платона, мир в целом — живое существо в форме шара, имеющее душу и тело (последнее состоит из земли, воды, огня и воздуха).

Во всех этих космогонических представлениях Платона, на­ряду с использованием им диалектического анализа, вновь яв­но заметно значительное влияние орфизма, а также пифагорей-

118

ства — мистическая троичность первоначал, шарообразность Все­ленной, одушевленность мироздания. Сказалось здесь и влия­ние Анаксагора с его учением о Нусе (Уме).

С этих же позиций он рассматривает и сущность человека. В представлении Платона, человек — продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело человека — бренно, смертно, преходяще. Бестрепетно следуя своей логике, Платон приходит к выводу о вторичности челове­ческого тела, о его полной зависимости от души. Как и в случа­ях с другими вещами реального мира, тело — это материальная оболочка души, это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает собственно мыслящего и чувствующего человека. Ина­че говоря, мы опять встречаем здесь диалектическую логику и орфическую троицу — душа и тело, соединяясь, порождают но­вый феномен — живого человека.

Душа, являясь источником жизни человека, обладает собст­венной жизнью и бессмертием, ибо она — остаток, частичка Мировой Души. Потому со смертью тела душа не погибает, а переселяется в другое тело, давая жизнь новому человеку.

Идея метемпсихоза, воспринятая Платоном от орфиков и пифагорейцев, определяет и то, как он объясняет познаватель­ные возможности человека. По его мнению, процесс познания — это процесс припоминания. Душа, вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело, в сво­ем роде, «портит» душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полно­стью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему чело­век и получает знания о мире.

Чем больше человек занимается воспитанием собствен­ной души, тем больше раскрывает ее возможности. В этом плане, Платон, как мы видим, был достойным учеником и продолжателем учения Сократа. Цель человека, по мысли Платона, состоит в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в мак­симальном наполнении самого себя знанием о мире. Только таким путем человек может приблизиться к своему идеаль­ному образу.

Однако отдельный человек живет в обществе и зависит от общества. Следовательно, способ воспитания наиболее прибли­женных к идеалу людей — создание идеального общества, или, как говорил Платон, идеального государства.

119

С этой точки зрения Платон был истинным идеалистом, даже мечтателем. До конца жизни не прекращал он попытки вопло­тить на практике свои представления об идеальном государстве. Неудачи, которые постигали Платона, когда он сталкивался с непониманием, а то и с откровенной враждебностью политиков, которым рекомендовал свои социально-политические проекты, побуждали его еще с большим рвением продолжать разработку планов «идеального государства». Ведь он считал, что дело, в конечном итоге, не в этих политиках, а в том, что он сам не до конца, не полностью, не истинно понял идею «справедливого общества», не смог уловить истинный образ «идеального госу­дарства». То есть и в этом случае Платон до конца оставался верным сути своего учения — создать идеальное общество мож­но только тогда, когда постигнешь в полной мере его идею.

Учение Платона об идеях позволило позднейшим исследо­вателям охарактеризовать его философию как объективный иде­ализм, ибо Платон признает существование идеального незави­симо от сознания человека. Более того, в его представлении само человеческое сознание — продукт некого всеобщего, все­мирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано учение субъективного идеализма, ко­торое все явления мира видит лишь как производные от чело­веческого сознания и человеческой воли.

Платон, творчески использовав идеи практически всех пред­шествующих античных философов, но, в первую очередь, ор-фиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не толь­ко не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Кто-то принимал и прини­мает его учение полностью. Другие на основе его мыслей строят уже свои философские системы, как, например, Плотин, со­здавший философию неоплатонизма, или Гегель, не прошед­ший мимо великой созидательной роли платоновской диалек­тической логики. Третьи — спорят с Платоном, опровергают его, как большинство философов-материалистов, однако собст­венные идеи они формулируют только отталкиваясь от Платона, т.е. опять же он является побудителем их творческой энергии. Огромное влияние, пусть и опосредованное, учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли вообще.

Большинство произведений Платона, как уже говорилось, написаны в художественно-мифологической форме и не явля-

120

ются каким-то систематизированным изложением его учения. Мысли, идеи Платона разбросаны по разным диалогам, они смешиваются с идеями, высказываемыми героями диалогов.

Огромную роль в работах Платона играет мифология. Не­редко для придания большей значимости, доступности и худо­жественности своим произведениям Платон облекает их в фор­му мифа и сам творит новую мифологию. Например, именно Платону мы обязаны многовековым существованием мифа об Атлантиде. Кроме того, многие свои идеи он еще не мог выра­зить научным языком и тогда для их пояснения использовал мифологические образы. В этом смысле, художественно-мифо­логический образ мышления и способ изложения является неотъемлемой частью всего творчества Платона. Поэтому ис­тинное познание Платона вне мифологии невозможно.

По сути дела, единственным сочинением, где в более или менее систематизированной форме Платон излагает свое уче­ние, стал диалог «Тимей». Но и в нем читатель встретит прежде всего художественно-мифологический рассказ о Боге-демиур­ге, о создании им Вселенной, о качествах и свойствах человече­ской души. И уже в этот рассказ органично вплетены собствен­но философские представления Платона.

Интересен и тот факт, что для подобного рода изложения своих взглядов Платону пришлось нарушить обычный диалоги­ческий принцип повествования и в процессе разговора речь Тимея, устами которого и говорит Платон, превращается в монолог.