logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Глава III

СХОЛАСТИКА (IX-XV ВВ.)

какова Она есть5, ни Она не знает сущего таким, каково оно есть; Е-й не свойственны ни слово, ни имя, ни знание; Она не тьма и не свет, не заблуждение и не истина; к Ней совер­шенно не применимы ни утверждение, ни отрицание; и когда мы прилагаем к Ней или отнимаем от Нее что-то из того, что за Ее пределами, мы и не прилагаем, и не отнимаем, поскольку выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной.

5Что никто не знает Пречистую Троицу такой, какова Она есть; иными словами, что нет ничего подобного Ей, способного познать Ее такой, какова Она есть. Мы ведь знаем, что представляет собой человеческая природа, по­скольку мы люди. Что же представляет собой образ существования Пречистой Троицы, мы не знаем, ибо происходим не от Ее существа. Подобным образом и Бог не знает сущее таким, каково оно есть, как это знаем мы, потому что Он не является чем-то из сущего или подобньм ему. И если Бог — Дух, а ведь Святой Дух так и называется, то Дух в неизвестном нам и ангелам смысле. А почему, сказав выше «Он не есть ни свет, ни истина», чуть ниже он вновь говорит: «Он не есть ни тьма, ни свет, ни обман, ни истина»? Можно попы­таться ответить так: сначала он говорит о свете в абсолютном смысле «и не обман»,— как в существах ангелов, «и истина» — сама-по-себе абсолютно и беспричинно истина. А вслед за этим, — что Он — не из числа того, что имеет отношение к чему-либо, как то свет, возникающий из тьмы, как если бы из потенциального состояния он обращался в свет актуальный — из соотнесенных друг с другом света и тьмы. Ибо и не сумрак это, и не сильный свет, так что и то и другое не из противоположностей, из потенциального заблуждения, пере­вел Он в актуальную истину. Ибо все таковое вторично по отношению к Нему, из Него про мыслительно распространившись. Ничего ведь нет, что было бы не из Него.

314

РАСКОЛ ЦЕРКВЕЙ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

В VI—XI вв. христианство распространяется уже по террито­рии всей Европы, становясь официальной, государственной ре­лигией практически во всех тогда существовавших европейских странах. В Западной Европе нередко обращение в новую веру каких-то племен предшествовало их присоединению к тому или иному европейскому государству. Столь же частыми были фак­ты насильственной христианизации, связанные с захватами пле­менных территорий, не входящих еще ни в одно государство. Так, насильственной христианизации подвергались племена при­балтийских славян, долгое время сопротивлявшиеся экспансии соседних с ними германских государств.

В это время наиболее могущественными и влиятельными цер­ковными организациями в Европе становятся Восточная и За­падная церкви. Обе они с одинаковым упорством вели борьбу с языческими религиями различных племен. В этом смысле можно сказать, что христианские церкви стремились к уничтожению языческих культов и во многом им это удалось — богатейший мир языческой культуры и мифологии был в итоге вытеснен мифологией и культурой христианской. Однако само язычество было настолько укоренено в сознании людей, что долгое время христианство сосуществовало с язычеством, постепенно при­спосабливая его к своим требованиям, а отдельные проявления языческих верований и обрядов сохранились у многих европей­ских народов до сих пор.

Также настойчиво искоренялись и еретические христианские учения, получившие распространение в Европе, например, ари­анство.

Но постепенно все более усиливались разногласия и между Восточной и Западной церквами. С одной стороны, это было

315

связано с их борьбой за политическое преобладание в европей­ских государствах. С другой стороны, — с особенностями само­сознания тех народов, которые попадали в сферу влияния Констан­тинополя и Рима. Например, восточным и южным славянским племенам ближе оказалось христианство в том виде, как его по­нимали на Востоке, и у них оно утвердилось в виде православия. А германским племенам — западное христианство, которое и по­ныне существует в его римско-католической версии.

И само христианство, будучи по сути космополитической, вненациональной религией, оказалось в итоге приспособлен­ным к различным национальным особенностям тех или иных народов, что в значительной степени повлияло на окончатель­ный раскол между христианскими церквами, произошедший в 1054 г.

В течении VI—XI вв. на Востоке и Западе формируется раз­ная христианская догматика. Римско-католическая церковь вообще признает принцип догматического развития, согласно ко­торому Церковные Соборы имеют право принимать новые догматы. Православная церковь не принимает этого учения.

Уже говорилось, что на Западе Никео-Цареградский Символ веры был дополнен понятием «филиокве», т.е. признанием то­го, что Дух Святой происходит не только от Бога-Отца, но «и от Сына». Кроме того, вплоть до XX в. в католической церкви принимались и другие догматы, не признаваемые в правосла­вии: догматы о чистилище (1439 г.), о запасе добрых дел, о непо­рочном зачатии Богородицы (1854 г.), о телесном вознесении Бого­родицы на небо (1950 г.).

По-разному понимались и отдельные культовые обряды. В католичестве, например, утвердился обряд причащения (т.е. при­общения верующего к телу и крови Христа) в том виде, что обычные верующие причащаются только хлебом, а священники хлебом и вином (хлеб — символ тела Христа, а вино — символ Христовой крови). И вообще, на Западе христианство воспри­нималось более иерархично, ведь сам обряд причащения под­черкивает, что священники — это более «приближенные» к Богу люди, обладающие некими свойствами, недоступными простым смертным.

С этим же связан и тот факт, что в течении нескольких сто­летий церковные службы в католических церквях велись на латинском языке, Библия разрешалась к публикации и распро­странению тоже только в латинском переводе, независимо от того, знает латинский язык местное население той или иной

страны или нет. Считалось, что христианские истины могут быть полностью доступны только избранным.

В православии церковные службы разрешалось вести на ме­стных языках, и Библия довольно рано стала переводиться на языки тех народов, среди которых она распространялась.

И сама римско-католическая церковь была организована на жестких иерархических началах, с полным подчинением всех священников своим вышестоящим церковным руководителям. Высшей властью обладал римский папа. И недаром в католиче­стве был принят догмат о непогрешимости римских пап (оконча­тельно утвержден в 1870 г.).

Римско-католическая церковь, в полном соответствии с учением Аврелия Августина, всегда претендовала на полный по­литический контроль над светскими государствами. Средневе­ковая история Западной Европы наполнена постоянной борьбой римских пап со светскими государями, с целью их подчинения власти церкви.

Западная, римско-католическая церковь вообще часто обра­щалась к воинственным методам утверждения христианской веры. Для этой цели, наряду с обычными монашескими орга­низациями, были созданы военно-монашеские ордена, являвшие­ся мощной военизированной силой католичества. В правосла­вии таковых организаций не было, ибо считалось, что монахам запрещено даже прикасаться к оружию.

На Востоке и Западе сложилось различное понимание и са­мой сути христианского вероучения. В православии обраща­лось внимание в большей степени на религиозно-мистические способы постижения Бога, ибо считалось, что понимание боже­ственных истин недоступно разуму. В католичестве же доволь­но рано возникает убеждение в том, что истинное познание Бога невозможно без помощи разума, а, следовательно, без помощи науки. Поэтому, на основе трудов отцов церкви, в течении VI— XIII вв. в римско-католической церкви происходит рационали­зация христианского вероучения, когда догматы веры обосно­вываются с помощью науки, и, прежде всего, с помощью фило­софии. Так возникла схоластика.

РОЖДЕНИЕ СХОЛАСТИКИ

Слово «схоластика» происходит от греческого «sholia» — школа. Поэтому, иногда, схоластику именуют «школьной философией».

317

316

Схоластика — это основное религиозно-философское направ­ление в католической церкви в IX—XV вв.

Цель возникновения схоластики — упорядочить и сделать доступной христианскую догматику, ибо широкое распростра­нение христианства потребовало, с одной стороны, довольно большого числа священников, а с другой стороны, максималь­ного упрощения догматики для ее более легкого восприятия обычными верующими. Христианское вероучение начинает пре­подаваться в западноевропейских учебных заведениях, а с по­явлением университетов (XIII в.) богословские факультеты в них считаются главными.

Основным средством упорядочения христианской догма­тики была признана философия. Теологи на Западе считали, что, во-первых, с помощью разума науке легче проникнуть в истины веры, во-вторых, используя философские аргументы можно исключить критику святых, христианских истин, и, наконец, в-третьих, при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму, т.е. создать законченную, полностью доказательную систему христиан­ского вероучения.

Поначалу многие христианские теологи самостоятельно пы­тались разработать подобную систему. Впоследствии, когда вы­сшие чины римско-католической церкви убедились в необхо­димости систематизации христианства, то такая работа испол­нялась теологами уже в качестве официального поручения.

Обычно принято отсчитывать время рождения схоластиче­ской философии в Западной Европе с конца VIII—начала IX вв. — со времени жизни и деятельность Алкуина (ок. 735— 804), философа англосаксонского происхождения, получивше­го всеевропейское признание за свою просветительскую дея­тельность при дворе Карла Великого. Именно Алкуину принад­лежит сочинение под названием «Диалектика», в котором Ал-куин впервые сказал, что диалектика — это не просто одно из «свободных искусств», а способ систематизации веры.

Вообще же в истории схоластики выделяют четыре основ­ных периода:

VIII—IX вв. — своего рода подготовительный период, наи­более ярко представленный в произведениях Иоанна Скота Эриу-гены;

IX—XII вв. — период значительных споров между римско-ка­толическими теологами о роли веры и разума, выраженный в деятельности Пьера Абеляра и Анселша Кентерберрийского;

318

XIII в. — «золотой век схоластики», завершившийся созда­нием официального учения римско-католической церкви тру­дами Фомы Аквинского;

XIV в. — период кризиса схоластики, олицетворяемый Вилья­мом Оккамом, в сочинениях которого уже критиковалось стрем­ление католицизма к обоснованию веры с помощью разума, и идеи которого стали источником реформаторских настроений, выраженных позднее Джоном Уиклефом и Яном Гусом. Сам Вильям Оккам подвергался преследованиям со стороны церкви и даже был обвинен в еретичестве.