logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Предисловие

Всякий человек хотя бы один раз в жизни оказывается один на один с «вечными», «проклятыми» вопросами — что есть че­ловек? что есть мир? в чем смысл жизни? Кто-то безуспешно пытается спрятаться от этих вопросов. Другие ограничиваются теми ответами, что дает суета повседневности. А некоторые в поисках истины проводят всю жизнь...

Философия — это как раз та область человеческого духовно­го бытия, которая вся посвящена одному: разгадке «вечных» зага­док. За две с половиной тысячи лет своего существования, фило­софия нашла столько ответов и, что еще более важно, постави­ла столько вопросов, что ее история — история философии — давно уже превратилась в отдельный предмет изучения. И несом­ненно — знание истории философии является одной из основ всякого образования вообще и гуманитарного образования, в частности. Ибо постигая философские истины, мы приобщаем­ся к мудрости веков.

Главная цель книги, которую читатель держит в руках — на материале истории философии раскрыть основную философ­скую проблематику, показать истоки и смысл основных фило­софских проблем, выявить, как исторически менялись способы их трактовки и решения в связи с изменениями в обществе, культуре и науке. И в то же время — показать единство и об­щность философского знания в разные времена.

Конечно, в пределах одной книги невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских знаний — речь может идти лишь о том, чтобы представить читателям некоторые осно­вополагающие сведения по истории философии, которые позво­ляли бы самостоятельно ориентироваться в этом многообразии.

В данном случае рамки обозначены четко — книга посвяще­на истории западноевропейской философии со времени ее по­явления до Эпохи Возрождения. В будущем, надеюсь, в свет выйдет и вторая книга, в которой будет рассказано о философ­ских исканиях в XVI—XX веках.

Книг и учебников по истории философии много. В чем же состоит своеобразие данного издания? Дело в том, что оно

7

сочетает в себе элементы разных типов изданий. Это одновре­менно — и учебник, и хрестоматия, и методическое пособие.

Своеобразный синтез учебника, хрестоматии и методическо­го пособия определил и название книги — «Практикум по исто­рии западноевропейской философии». Ведь в самом деле — это не классический учебник или всеобъемлющая хрестоматия. Нет, эта книга для тех, кто делает свои первые шаги в постижении философской мудрости. Надеюсь также, что этот «Практикум» будет полезен учителям и преподавателям, взявшим на себя тя­желейшую, но благородную ношу — привить любовь к мудро­сти своим юным подопечным.

Как во всякой книге учебно-методического характера, здесь излагается определенная сумма сведений и знаний о различных философах и их учениях. Это, однако, только одна сторона де­ла. История философии столь своеобразный предмет познания, что при его изучении невозможно обойтись без освоения ис­точников. Ведь только тогда, когда учащийся самостоятельно ознакомится с идеями, которые выдвигали мыслители прошло­го, проникнется теми сомнениями, которые мучили их — можно говорить о том, что история философии из обычного «учебного предмета» превращается в настоящую «школу мудрости».

Поэтому неотъемлемой частью «Практикума» стали публи­кации фрагментов, а в отдельных случаях и полных текстов про­изведений европейских мыслителей.

Введение в книгу специального методического раздела так­же представляется необходимым. Этот раздел окажет помощь и учащимся, и педагогам, и тем читателям, кто приступил к изу­чению истории философии самостоятельно.

Прежде всего в методическом разделе в помощь преподава­телям представлена авторская программа курса «Введение в ис­торию европейской философии» и поурочное планирование это­го курса на весь учебный год.

Кроме того публикуются специально подготовленные тесты, с помощью которых можно выявить уровень усвоенных зна­ний. Стоит отметить, что эти тесты уже прошли апробацию в практике преподавания истории философии в некоторых шко­лах Москвы и Перми.

Помимо тестов читатели найдут и разработанные планы се­минарских занятий по каждой из тем. Причем в каждом случае предлагается несколько вариантов семинарских занятий (ми­нимум два), из которых первый вариант рассчитан на менее подготовленную аудиторию, а остальные — проблемные — на

8

более подготовленных. И в любом случае можно и даже необхо­димо воспользоваться дополнительной литературой, списки ко­торой составлены по каждой из тем.

Почему внимание концентрируется именно на семинарских занятиях? Дело в том, что практика преподавания истории фило­софии в ряде школ и гимназий, а также в студенческих аудито­риях показала, что лекционно-семинарская система наиболее полно соответствует духу изучаемого предмета. А лучшей формой вообще следует признать беседу, в ходе которой преподаватель делится с учащимися своими наблюдениями и знаниями.

Кроме того, благодаря лекционно-семинарской системе, зна­чительно расширяется поле самостоятельных действий для уча­щихся, акцент переносится с образования («получения знаний») на самообразование («добывание знаний»). Тогда оказывается, что изучение истории философии — это школа, позволяющая воспитывать культуру мышления, умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенно­го, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать проти­воречия в окружающей реальности, а значит — видеть ее в из­менении и развитии.

Поэтому семинарские занятия можно проводить не только в форме беседы, но в форме докладов. В качестве тем для док­ладов (или рефератов) могут быть использованы вопросы, вклю­ченные в семинарские планы. В основу данной книги положен авторский курс «Введение в историю европейской философии», который в течение ряда лет читался в старших классах не­скольких московских школ. Следует высказать слова благодар­ности администрациям школ № 1249 (директор Альшванг А.Д., заместитель директора Бокарева Е.Е.), № 1251 (директор Кра-вец Т.В.) и учебно-воспитательного комплекса № 1847 (директор Донюков Ю.В., Якимюк О.Н., заместитель директора Перевезен-цева Т.В.), оказавших всемерную помощь и поддержку в осуще­ствлении задуманного автором нового учебного курса. Кроме того, хочется выразить искреннюю признательность доктору фи­лософских наук В.А.Кайдалову, доктору философских наук В.Ш.Сабирову, доктору философских наук О.И.Соиной, благо­склонно оценивших сей труд и высказавших ряд замечаний и советов.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что пред­лагаемый читательскому вниманию «Практикум по истории за-

9

падноевропейской философии» окажется небесполезным в бес­конечном процессе познания мудрости веков. А если читатели этой книги найдут время и возможность выразить свое к ней отношение, то автор отнесется к любым замечаниям самым вни­мательным образом.

С.В.Перевезенцев

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Прежде чем начать изучение истории философии, необходи­мо понять — а что такое философия? Если мы не понимаем, что представляет собой предмет изучения — философия, то труд­но представить себе и его историю. Историю чего, собственно, следует изучать?

Согласно некоторым сведениям само слово философия впер­вые использовал знаменитый мыслитель древности Пифагор. На русский язык это слово переводится как любовь к мудрости.

Что изучает философия? Или, поставим вопрос более науч­но: каков предмет философии? За более чем двух с половиной тысячелетнюю историю философии появилось бесчисленное множество ответов на этот вопрос. Каждый философ, создав свою систему философского знания, в той или иной степени отвечал на него.

Так, Пифагор говорил: «Жизнь подобна игрищам: иные при­ходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастли­вые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам,рождают­ся жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины».

Другой величайший мыслитель античности Платон считал, что истинный философ «стоит вне человеческой суеты и обра­щен к божественному».

Аристотель же называл философом того, кто изучает «всякую сущность вообще», «располагает... знанием о существующем как таковом» и «в состоянии указать... наиболее достоверные нача­ла всего».

В начале нашей эры римский философ-стоик Сенека утвер­ждал, что философия в первую очередь наука нравственная, обучающая людей правильному пониманию своего места в ми­ре: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетель­ного человека, и с его помощью стойко переносить все что прино­сит нам судьба, и отдаться воле законов природы».

Возникновение христианства по-новому осветило извечные философские вопросы. Один из отцов церкви Аврелий Августин писал, что философией называется не сама мудрость, а любовь к

11

мудрости, «ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может». Ему вторил Иоанн Дамаскин: «Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу есть истинная философия». Иоанн Скот Эриугена, развивая темы христианской философии, считал, что «истинная филосо­фия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия».

В XVII веке, в Новое время, когда человеческий разум обра­тился к детальному изучению свойств природы, появились и новые определения существа философии. Томас Гоббс писал: «Задачей философии является познание свойств тел из их возник­новения или их возникновение из их свойств». Рене Декарт от­мечал: «Слово "философия" обозначает занятие мудростью и... под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать чело­век». Английский мыслитель Джон Локк утверждал: «Филосо­фия... есть не что иное, как истинное познание вещей».

XVIII—XIX столетия дали нам еще несколько определений фи­лософии. Иммануил Кант обращал внимание на то, что «филосо­фия есть наука об отношении человеческого знания к существенным целям человеческого разума». Близок к этой точке зрения был и Георг Вильгельм Фридрих Гегель, указывая на познавательные функ­ции философии: «Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов, однако философия есть особый способ мышления, благодаря которому оно стано­вится познанием, и при этом познанием в понятиях».

Российские мыслители подчеркивали прежде всего нравст­венный и социальный характер философии. В.С.Соловьев пи­сал: «Очевидно, название "любомудрие", то есть любовь к муд­рости... не может применяться к отвлеченной теоретической науке. Под мудростью разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа. Таким образом, слово "Философия" означает стремление к духовной цельности человеческого существа». СЛ.Франк подчеркивал: «Про­блема социальной философии — вопрос, что такое, собствен­но, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает... Имен­но этот вопрос... и есть проблема социальной философии, фи­лософского осмысления общего существа общественного бытия».

Приведенный выше и, конечно же, далеко не полный пере­чень определений, показывает насколько разнообразно пони­мание предмета философии. Но, в то же время, довольно ясно

12

видно, что чаще всего философии давали как бы двоякое опре­деление.

Во-первых, философию рассматривали в широком смыс­ле — как определенный образ, определенный способ мышле­ния вообще. В этом случае, первое определение философии мо­жет звучать так: философия — это такой образ мышления, при котором человек стремится познать сущностные проблемы бытия мира и возможности собственного мышления в познании мира. Цель философского образа мышления — постижение смысла суще­ствования человека, общества и мира в целом, понимание смысла жизни вообще. Можно сказать, что определение философии, как образа мышления, заложено в самом этом слове — «любовь к мудрости».

Философский образ мысли характерен не только для фило­софа-ученого. О человеке, который предается вечерним раз­мышлениям о смысле жизни, мы вполне правомерно говорим, что у него философский склад ума. И большинство людей, ин­тересующихся философией, не являются профессиональными философами, однако обладают философским мышлением, ибо хотят разобраться в том, что представляет из себя наш мир, что такое человек, в чем смысл нашего существования — у них есть та самая «любовь к мудрости».

С этой точки зрения, стремление к философскому осмысле­нию проблем мироздания мы можем найти практически во всех областях человеческого творчества — в произведениях искусст­ва, в религиозных учениях, в мифологических преданиях. На­пример, Ф.М.Достоевский не ставил перед собой целью создать некое философское учение, но уровень понимания смысла су-ществования^человека и общества в его произведениях настолько высок, он обладал настолько мощным философским мышлени­ем, что мы говорим о философии Достоевского.

Однако, когда философский образ мышления систематизи­руется, когда философским размышлениям придается логиче­ская стройность, когда эти размышления выражаются на языке научных понятий и категорий, тогда философствование стано­вится наукой. Наука — это систематизированное знание, осно­ванное на изучении проверенных и доказанных фактов, имею­щее свой научный язык. Поэтому и возникает второе определе­ние философии — уже как науки. Философия как наука, — это систематизированное знание о сущностных проблемах бытия мира и возможностях человеческого познания, выраженное в научных понятиях и категориях. Цель философии, как науки, — всесто-

13

роннее познание смысла существования человека, общества и мира в целом, познание смысла жизни.

Возникновение философии, как науки, принято относить к VI веку до н.э. Примерно в это время в Древней Индии, Древ­нем Китае и Древней Греции философское мышление впервые приобретает форму научного знания. С тех пор и существует наука философия, со всеми присущими, как и любой науке, свойствами и характеристиками, со своим специфическим на­учным философским языком.

С момента своего рождения наука философия становится своего рода стержнем философского мышления, наиболее яр­ким, полным и точным выражением философского образа мысли. Благодаря существованию науки философии, мы и имеем воз-.можность говорить о философском содержании произведений искусства, религиозных и мифологических представлений и оп­ределять меру этого философского содержания в том или ином художественном произведении, в тех или иных религиозно-ми­фологических представлениях. Существование философии как науки позволяет нам размышлять о философии религии, фило­софии искусства, философии науки и т.д.

Философия как образ мысли в принципе шире, нежели ис­кусство, религия, мифология или наука философия. Шире и внутренне присуще всем этим способам познания и осмысле­ния проблем окружающего мира. Обладание философским мыш­лением дает возможность человеку сделать свой выбор, найти свою форму решения вечных вопросов, близкую ему по духу, соответствующую его знаниям, жизненным принципам и уст­ремлениям. Но именно философия как наука превращает раз­личные виды философствования в логически стройную систему знаний.

Понимание двоякого характера самой философии и дает нам возможность определить предмет истории философии. Исто­рия философии — это не только изучение истории развития научного философского знания. Задача шире — познать исто­рию развития философского образа мысли вообще. Поэтому, наряду с осмыслением учений различных философов, совер­шенно необходимо исследование философского содержания про­изведений искусства и литературы, различных религиозных уче­ний и мифологических преданий.

Следовательно, задача истории философии — исследование про­цесса развития философского мышления в целом на основе изучения прелще всего процесса развития научного философского знания.

14