Предисловие
Всякий человек хотя бы один раз в жизни оказывается один на один с «вечными», «проклятыми» вопросами — что есть человек? что есть мир? в чем смысл жизни? Кто-то безуспешно пытается спрятаться от этих вопросов. Другие ограничиваются теми ответами, что дает суета повседневности. А некоторые в поисках истины проводят всю жизнь...
Философия — это как раз та область человеческого духовного бытия, которая вся посвящена одному: разгадке «вечных» загадок. За две с половиной тысячи лет своего существования, философия нашла столько ответов и, что еще более важно, поставила столько вопросов, что ее история — история философии — давно уже превратилась в отдельный предмет изучения. И несомненно — знание истории философии является одной из основ всякого образования вообще и гуманитарного образования, в частности. Ибо постигая философские истины, мы приобщаемся к мудрости веков.
Главная цель книги, которую читатель держит в руках — на материале истории философии раскрыть основную философскую проблематику, показать истоки и смысл основных философских проблем, выявить, как исторически менялись способы их трактовки и решения в связи с изменениями в обществе, культуре и науке. И в то же время — показать единство и общность философского знания в разные времена.
Конечно, в пределах одной книги невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских знаний — речь может идти лишь о том, чтобы представить читателям некоторые основополагающие сведения по истории философии, которые позволяли бы самостоятельно ориентироваться в этом многообразии.
В данном случае рамки обозначены четко — книга посвящена истории западноевропейской философии со времени ее появления до Эпохи Возрождения. В будущем, надеюсь, в свет выйдет и вторая книга, в которой будет рассказано о философских исканиях в XVI—XX веках.
Книг и учебников по истории философии много. В чем же состоит своеобразие данного издания? Дело в том, что оно
7
сочетает в себе элементы разных типов изданий. Это одновременно — и учебник, и хрестоматия, и методическое пособие.
Своеобразный синтез учебника, хрестоматии и методического пособия определил и название книги — «Практикум по истории западноевропейской философии». Ведь в самом деле — это не классический учебник или всеобъемлющая хрестоматия. Нет, эта книга для тех, кто делает свои первые шаги в постижении философской мудрости. Надеюсь также, что этот «Практикум» будет полезен учителям и преподавателям, взявшим на себя тяжелейшую, но благородную ношу — привить любовь к мудрости своим юным подопечным.
Как во всякой книге учебно-методического характера, здесь излагается определенная сумма сведений и знаний о различных философах и их учениях. Это, однако, только одна сторона дела. История философии столь своеобразный предмет познания, что при его изучении невозможно обойтись без освоения источников. Ведь только тогда, когда учащийся самостоятельно ознакомится с идеями, которые выдвигали мыслители прошлого, проникнется теми сомнениями, которые мучили их — можно говорить о том, что история философии из обычного «учебного предмета» превращается в настоящую «школу мудрости».
Поэтому неотъемлемой частью «Практикума» стали публикации фрагментов, а в отдельных случаях и полных текстов произведений европейских мыслителей.
Введение в книгу специального методического раздела также представляется необходимым. Этот раздел окажет помощь и учащимся, и педагогам, и тем читателям, кто приступил к изучению истории философии самостоятельно.
Прежде всего в методическом разделе в помощь преподавателям представлена авторская программа курса «Введение в историю европейской философии» и поурочное планирование этого курса на весь учебный год.
Кроме того публикуются специально подготовленные тесты, с помощью которых можно выявить уровень усвоенных знаний. Стоит отметить, что эти тесты уже прошли апробацию в практике преподавания истории философии в некоторых школах Москвы и Перми.
Помимо тестов читатели найдут и разработанные планы семинарских занятий по каждой из тем. Причем в каждом случае предлагается несколько вариантов семинарских занятий (минимум два), из которых первый вариант рассчитан на менее подготовленную аудиторию, а остальные — проблемные — на
8
более подготовленных. И в любом случае можно и даже необходимо воспользоваться дополнительной литературой, списки которой составлены по каждой из тем.
Почему внимание концентрируется именно на семинарских занятиях? Дело в том, что практика преподавания истории философии в ряде школ и гимназий, а также в студенческих аудиториях показала, что лекционно-семинарская система наиболее полно соответствует духу изучаемого предмета. А лучшей формой вообще следует признать беседу, в ходе которой преподаватель делится с учащимися своими наблюдениями и знаниями.
Кроме того, благодаря лекционно-семинарской системе, значительно расширяется поле самостоятельных действий для учащихся, акцент переносится с образования («получения знаний») на самообразование («добывание знаний»). Тогда оказывается, что изучение истории философии — это школа, позволяющая воспитывать культуру мышления, умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит — видеть ее в изменении и развитии.
Поэтому семинарские занятия можно проводить не только в форме беседы, но в форме докладов. В качестве тем для докладов (или рефератов) могут быть использованы вопросы, включенные в семинарские планы. В основу данной книги положен авторский курс «Введение в историю европейской философии», который в течение ряда лет читался в старших классах нескольких московских школ. Следует высказать слова благодарности администрациям школ № 1249 (директор Альшванг А.Д., заместитель директора Бокарева Е.Е.), № 1251 (директор Кра-вец Т.В.) и учебно-воспитательного комплекса № 1847 (директор Донюков Ю.В., Якимюк О.Н., заместитель директора Перевезен-цева Т.В.), оказавших всемерную помощь и поддержку в осуществлении задуманного автором нового учебного курса. Кроме того, хочется выразить искреннюю признательность доктору философских наук В.А.Кайдалову, доктору философских наук В.Ш.Сабирову, доктору философских наук О.И.Соиной, благосклонно оценивших сей труд и высказавших ряд замечаний и советов.
В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что предлагаемый читательскому вниманию «Практикум по истории за-
9
падноевропейской философии» окажется небесполезным в бесконечном процессе познания мудрости веков. А если читатели этой книги найдут время и возможность выразить свое к ней отношение, то автор отнесется к любым замечаниям самым внимательным образом.
С.В.Перевезенцев
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Прежде чем начать изучение истории философии, необходимо понять — а что такое философия? Если мы не понимаем, что представляет собой предмет изучения — философия, то трудно представить себе и его историю. Историю чего, собственно, следует изучать?
Согласно некоторым сведениям само слово философия впервые использовал знаменитый мыслитель древности Пифагор. На русский язык это слово переводится как любовь к мудрости.
Что изучает философия? Или, поставим вопрос более научно: каков предмет философии? За более чем двух с половиной тысячелетнюю историю философии появилось бесчисленное множество ответов на этот вопрос. Каждый философ, создав свою систему философского знания, в той или иной степени отвечал на него.
Так, Пифагор говорил: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам,рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины».
Другой величайший мыслитель античности Платон считал, что истинный философ «стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному».
Аристотель же называл философом того, кто изучает «всякую сущность вообще», «располагает... знанием о существующем как таковом» и «в состоянии указать... наиболее достоверные начала всего».
В начале нашей эры римский философ-стоик Сенека утверждал, что философия в первую очередь наука нравственная, обучающая людей правильному пониманию своего места в мире: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы».
Возникновение христианства по-новому осветило извечные философские вопросы. Один из отцов церкви Аврелий Августин писал, что философией называется не сама мудрость, а любовь к
11
мудрости, «ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может». Ему вторил Иоанн Дамаскин: «Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу есть истинная философия». Иоанн Скот Эриугена, развивая темы христианской философии, считал, что «истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия».
В XVII веке, в Новое время, когда человеческий разум обратился к детальному изучению свойств природы, появились и новые определения существа философии. Томас Гоббс писал: «Задачей философии является познание свойств тел из их возникновения или их возникновение из их свойств». Рене Декарт отмечал: «Слово "философия" обозначает занятие мудростью и... под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек». Английский мыслитель Джон Локк утверждал: «Философия... есть не что иное, как истинное познание вещей».
XVIII—XIX столетия дали нам еще несколько определений философии. Иммануил Кант обращал внимание на то, что «философия есть наука об отношении человеческого знания к существенным целям человеческого разума». Близок к этой точке зрения был и Георг Вильгельм Фридрих Гегель, указывая на познавательные функции философии: «Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов, однако философия есть особый способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и при этом познанием в понятиях».
Российские мыслители подчеркивали прежде всего нравственный и социальный характер философии. В.С.Соловьев писал: «Очевидно, название "любомудрие", то есть любовь к мудрости... не может применяться к отвлеченной теоретической науке. Под мудростью разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа. Таким образом, слово "Философия" означает стремление к духовной цельности человеческого существа». СЛ.Франк подчеркивал: «Проблема социальной философии — вопрос, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает... Именно этот вопрос... и есть проблема социальной философии, философского осмысления общего существа общественного бытия».
Приведенный выше и, конечно же, далеко не полный перечень определений, показывает насколько разнообразно понимание предмета философии. Но, в то же время, довольно ясно
12
видно, что чаще всего философии давали как бы двоякое определение.
Во-первых, философию рассматривали в широком смысле — как определенный образ, определенный способ мышления вообще. В этом случае, первое определение философии может звучать так: философия — это такой образ мышления, при котором человек стремится познать сущностные проблемы бытия мира и возможности собственного мышления в познании мира. Цель философского образа мышления — постижение смысла существования человека, общества и мира в целом, понимание смысла жизни вообще. Можно сказать, что определение философии, как образа мышления, заложено в самом этом слове — «любовь к мудрости».
Философский образ мысли характерен не только для философа-ученого. О человеке, который предается вечерним размышлениям о смысле жизни, мы вполне правомерно говорим, что у него философский склад ума. И большинство людей, интересующихся философией, не являются профессиональными философами, однако обладают философским мышлением, ибо хотят разобраться в том, что представляет из себя наш мир, что такое человек, в чем смысл нашего существования — у них есть та самая «любовь к мудрости».
С этой точки зрения, стремление к философскому осмыслению проблем мироздания мы можем найти практически во всех областях человеческого творчества — в произведениях искусства, в религиозных учениях, в мифологических преданиях. Например, Ф.М.Достоевский не ставил перед собой целью создать некое философское учение, но уровень понимания смысла су-ществования^человека и общества в его произведениях настолько высок, он обладал настолько мощным философским мышлением, что мы говорим о философии Достоевского.
Однако, когда философский образ мышления систематизируется, когда философским размышлениям придается логическая стройность, когда эти размышления выражаются на языке научных понятий и категорий, тогда философствование становится наукой. Наука — это систематизированное знание, основанное на изучении проверенных и доказанных фактов, имеющее свой научный язык. Поэтому и возникает второе определение философии — уже как науки. Философия как наука, — это систематизированное знание о сущностных проблемах бытия мира и возможностях человеческого познания, выраженное в научных понятиях и категориях. Цель философии, как науки, — всесто-
13
роннее познание смысла существования человека, общества и мира в целом, познание смысла жизни.
Возникновение философии, как науки, принято относить к VI веку до н.э. Примерно в это время в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции философское мышление впервые приобретает форму научного знания. С тех пор и существует наука философия, со всеми присущими, как и любой науке, свойствами и характеристиками, со своим специфическим научным философским языком.
С момента своего рождения наука философия становится своего рода стержнем философского мышления, наиболее ярким, полным и точным выражением философского образа мысли. Благодаря существованию науки философии, мы и имеем воз-.можность говорить о философском содержании произведений искусства, религиозных и мифологических представлений и определять меру этого философского содержания в том или ином художественном произведении, в тех или иных религиозно-мифологических представлениях. Существование философии как науки позволяет нам размышлять о философии религии, философии искусства, философии науки и т.д.
Философия как образ мысли в принципе шире, нежели искусство, религия, мифология или наука философия. Шире и внутренне присуще всем этим способам познания и осмысления проблем окружающего мира. Обладание философским мышлением дает возможность человеку сделать свой выбор, найти свою форму решения вечных вопросов, близкую ему по духу, соответствующую его знаниям, жизненным принципам и устремлениям. Но именно философия как наука превращает различные виды философствования в логически стройную систему знаний.
Понимание двоякого характера самой философии и дает нам возможность определить предмет истории философии. История философии — это не только изучение истории развития научного философского знания. Задача шире — познать историю развития философского образа мысли вообще. Поэтому, наряду с осмыслением учений различных философов, совершенно необходимо исследование философского содержания произведений искусства и литературы, различных религиозных учений и мифологических преданий.
Следовательно, задача истории философии — исследование процесса развития философского мышления в целом на основе изучения прелще всего процесса развития научного философского знания.
14
- Фрагменты произведений
- Тесты для самоконтроля
- Творческие задания
- Isbn 5-526-00004-4 © Перевезенцев с.В., авторские тексты,
- Часть 1. Античная философия
- Глава I истоки древнегреческой философии
- Глава II рождение древнегреческой философии
- Глава VII философия во времена римской империи
- Часть 2. Средневековая философия
- Глава I христианство, как основа средневековой философии
- Глава II патристика
- Глава III схоластика
- Глава V
- Методические рекомендации
- Предисловие
- Часть I
- Глава I
- Мифология
- «Теогония». Фрагменты
- Рапсодическая теогония
- Глава II
- Философия «физиса» (натурфилософия)
- Милетская школа
- Анаксимандр
- Гераклит эфесский
- «О природе». Фрагменты
- Изречения пифагора
- Космогония пифагора
- Ксенофан
- Фрагменты
- Парменид
- «О природе»
- [Проэмий]
- Эмпедокл
- «О природе». Фрагменты
- Анаксагор
- «О природе». Фрагменты
- Глава III
- Софисты
- «Апология сократа»
- После обвинительных речей
- Два рода обвинителей
- Критика новых обвинителей
- Сократ о самом себе
- После смертного приговора
- Глава IV рождение идеализма платон
- Из диалога «тимей»
- [О рождении мироздания]
- [Об эйд осах]
- Глава V
- Аристотель
- Что такое идея вещи?
- Что такое вещь?
- Система наук аристотеля
- Логика, или аналитика
- Из «метафизики»
- Из трактата «о душе»
- Глава VI
- Письмо менекею
- Этика стоиков
- Глава VII философия во времена римской империи
- Эпиктет
- Не полагай своего счастья в том, что не в твоей власти
- Где надо искать благо?
- О том, что дорого в человеке
- Об отношениях человека к богу
- Марк аврелий
- Из книги «эннеады»
- Глава I
- Библия. Фрагменты
- [Сотворение мира и человека. Первое грехопадение]
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- [Начало мира и сын божий] от иоанна святое благовествование глава 1
- От матфея святое благовествование глава 5
- [О жизни человеческой] книга екклесиаста или проповедника
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- IV [о конце мира] от матфея святое благовествование глава 24
- [О любви]
- Глава 13
- Глава II патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- «О началах». Фрагменты
- [О творении мира из ничего]
- [Учение об апокатастасисе]
- Никейский орос
- «Каппадокийцы» (IV в.)
- Аврелий августин
- Фрагменты сочинений
- [Этика]
- [Общество и история]
- «Ареопагитики»
- Глава 1 что такое божественный сумрак
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава III
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов «о предопределении» и «о разделении природы»
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинений
- «Пролог» к «да и нет»
- Фома аквинский
- [Вера и наука]
- [Естественная теология]
- Часть 3
- Глава I основные проблемы философии эпохи возрождения
- Глава II рождение гуманизма франческо петрарка
- Лоренцо балла
- [Мнение эпикурейца]
- [Мнение христианина]
- Глава III
- Марсилио фичино
- Как должно любить бога
- Глава IV
- Никколо макиавелли
- «Государь». Фрагменты
- [О новом государе]
- [О фортуне]
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- «Опыты». Фрагменты
- Глава V
- Томас мор
- «Утопия». Фрагменты
- [О философии утопийцев]
- [Об удовольствиях]
- [О религии]
- «Введение в историю европейской философии»
- Поурочное планирование курса «введение в историю европейской философии»
- Часть 1. Античная философия
- Глава I
- Глава II
- Глава VI
- Глава VII
- Часть 2 средневековая философия
- Глава II
- Глава III
- Часть 3 философия эпохи возрождения главы I, II
- Главы III, IV, V
- Часть 1. Античная философия
- Часть 2. Средневековая философия
- Часть 3. Философия эпохи возрождения
- Глава VI.
- Глава VII.
- Глава II.
- Глава III.
- Практикум по истории западноевропейской философии Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения.
- 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
- Предлагает
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- Владос»
- 800 Наименований новейшей учебной литературы