logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Глава I

ХРИСТИАНСТВО, КАК ОСНОВА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

В IV—V вв. в Европе происходят глобальные геополитиче­ские изменения. Римская империя сначала распадается на два отдельных государства — Западную и Восточную империи. Затем под давлением варварских племен Западная Римская империя прекращает свое существование, и вместо нее в Западной Европе образуются государства, основанные различными племенами варваров, а на Востоке возникает новое государство — Визан­тийская империя.

С момента распада Римской империи начинается новый пе­риод в истории Европы, получивший позднее название Средние века и продолжавшийся до XV в.

Начало Средних веков совпало с коренными переменами в области религиозных и мировоззренческих представлений на­родов Европы. На смену античным, а также языческим религиям различных народов, заселивших Европу, приходит христианст­во. В дальнейшем христианство становится основой мировоз­зренческой системы всей европейской цивилизации. Поэтому и философия в эпоху Средних веков существует прежде всего как христианская философия.

Христианство, как религия, возникло в первой половине I в. на Ближнем Востоке. Оно выросло из недр религии древних евреев — иудаизма. На протяжении нескольких веков иудаизм формировался как монотеистическая религия: древние евреи ве­рили в существование единого бога — Яхве (Иегова). В этом состояло основное отличие их религии от религий большинства соседних с ними народов, в том числе греков и римлян, у кото­рых сохранялись политеистические религиозные убеждения.

По верованию древних евреев Яхве избрал их народ, как един­ственный, достойный божественного заступничества, поэтому они являются «избранным народом» среди других народов. Не-

215

смотря на все беды, постигшие древних евреев, Яхве не остав­ляет их без своего покровительства, и со временем произойдет явление посланника Яхве, Мессии (Сына Божиего), на Землю. Мессия принесет евреям новое слово Божие, откроет им Боже­ственную истину, спасет их от грехов, а другие народы будут подвергнуты жестокому наказанию за свое неверие.

История древних евреев, религиозные заповеди иудаизма, а также пророчества явления Мессии были изложены в священ­ных книгах, объединенных под общим названием Танах.

В 30-х гг. I в. в Иудее, тогда являвшейся одной из провинций Римской империи, появился человек, которого некоторые ве­рующие евреи и стали считать Мессией, Сыном Божиим. По некоторым сохранившимся сведениям этого человека звали Йешуа — Спаситель. Уверовавшие в его Божественное происхож­дение, называли его Йешуа Машиах, что в переводе с древнеев­рейского означает Спаситель Помазанник Божий. Позднее это имя стало более известно в древнегреческой транскрипции — Иисус Христос.

Однако большинство, евреев, и в первую очередь древнеев­рейские священники, не приняли Иисуса, и прежде всего пото­му, что учение, которое он проповедовал, было направлено не только и не столько евреям, сколько всем людям, поверившим в единого Бога и в Иисуса, как Сына Божиего, независимо от того к какому народу и к какой религии эти люди принадлежа­ли до принятия истинной веры в единого Бога. В этом вопросе заключается основное различие иудаизма и христианства.

В итоге Иисус, по требованию древнееврейских священни­ков, был осужден на казнь и распят на кресте. Но, как Сын Божий, Иисус воскрес на третий день после распятия и окон­чательно доказал всем своим приверженцам истинность пропо­ведуемого им учения.

Первые ученики Иисуса Христа — апостолы — стали первы­ми распространителями этого учения и в скором времени в разных районах Римской империи появились христианские общины. Сначала учение Иисуса Христа распространялось изу­стно, но уже во второй половине I в. появляются первые за­писи о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, которые стали называть Евангелиями (от древнегреческого слова «еван­гелие» — Благая Весть, Радостная Весть).

На основе Евангелий, считающихся Святыми книгами, и на­чало постепенно складываться новое религиозное учение, зна­чительно отличающееся и от религии греков и римлян, и от

216

религии древних евреев. Эта религия по имени своего основа­теля и стала называться христианством.

БИБЛИЯ, КАК СВЯЩЕННАЯ КНИГА ХРИСТИАНСТВА

Библия (от древнегреч. biblia — книги) — это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия разделяется на две ча­сти: Ветхий Завет и Новый Завет.

Поначалу среди христиан не существовало единого мнения о том, сколько именно и какие именно книги нужно считать Священными и включать в состав Библии. Но в IV в. был при­нят канон, т.е. правило, закон, по которому в состав Библии включалось определенное количество книг. Впрочем, с тех пор, как христианство разделилось на несколько направлений (пра­вославие, католичество, протестантизм), в каждом из этих направлений существует свой канон книг Ветхого Завета.

Ветхий Завет — это уже известный нам Танах, в котором рассказывается история древнееврейского народа, а также пред­ставлен в письменном изложении процесс складывания моно­теистического культа Яхве у древних евреев. Само слово «За­вет» означает договор, заключенный Богом с древними евреями о том, что они будут исповедовать веру в Него, а Он будет по­кровительствовать их земной жизни.

Книги, входящие в Ветхий Завет, писались на протяжении нескольких столетий. В иудейской традиции канонизировано 39 книг в составе Танаха. Протестанты принимают еврейский канон. В католический канон входит 46 книг. Православная цер­ковь в составе Ветхого Завета признает 50 книг.

Логический анализ позволяет разделить книги Ветхого Заве­та по их содержанию на несколько групп:

1. Пятикнижие — древнееврейская Тора или Законы.

2. Исторические книги, повествующие об истории древних евреев.

3. «Книги Премудрости» или поэтические книги.

4. Пророческие книги.

Книги еврейского Танаха именуются Ветхим Заветом только в христианской традиции. Ветхим, т.е. древним, Заветом эти книги стали называться уже после появления Нового Завета.

217

В представлении христиан, это первый, древний Закон, дан­ный людям Богом. Изначальная греховная природа людей не позволила им полностью понять этот Божественный Завет и тогда Ему пришлось дать человечеству Новый Завет. Вот поче­му Ветхий Завет считается неотъемлемой частью Священного Писания христиан.

Интересно, что пророчество Нового Завета можно найти уже в книгах Ветхого Завета. Так, в книге пророка Иеремии Господь, обращаясь к иудеям, говорит: «Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боя­лись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иер. 32:38-40)*.

Новый Завет составляют книги, Священность которых при­знается только христианами. По христианским верованиям, древ­ние евреи не смогли соблюсти Завет, заключенный с Богом в древности, ибо не приняли Иисуса Христа как Мессию. Но имен­но Иисус, как Сын Божий принес на Землю истинную Благо­дать, истинное Слово Божие и лишь уверовавшим в Него будет даровано Спасение после смерти. Учение Иисуса — это и есть Новый Завет, новое Слово Божие, предназначенное теперь уже всем, принявшим христианскую веру, а не только иудеям. В этом смысле Новый Завет — это последнее и окончательное слово Бога к человеку.

Разные христианские церкви признают единый канон Ново­го Завета, принятый еще в ГУ в. В состав Нового Завета входит 27 книг. Прежде всего, это Евангелия. Каноническими счита­ются четыре Евангелия (Четвероевангелие), именуемые по именам их авторов: Евангелие от Марка, Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Эти Евангелия были написаны во второй половине I в. Исторические исследования показали, что наиболее ранним является Евангелие от Марка, а наиболее поздним — Евангелие от Иоанна.

Необходимо заметить, что до канонизации четырех Еванге­лий, существовало еще несколько произведений с изложением учения Иисуса Христа и повествующих о Его пребывании на Земле. Например, Евангелия от Фомы, от Василида, от Евреев,

'Книга пророка Иеремии, глава 32, стихи 38—40. Здесь и далее при цитиро­вании Библии указание на источник дается в сокращении.

218

от Египтян и др. Эти Евангелия не признаются христианским каноном и считаются апокрифами (от греч. «апокрифос» — тай­ный, скрытый), т.е. ложными, поддельными. Апокрифами также называют книги, появившиеся уже после установления новоза­ветного канона, в которых сообщаются дополнительные сведе­ния о жизни Иисуса, отсутствующие в канонических Евангели­ях. Так, в «Протоевангелии Иакова» рассказывается о Марии, матери Иисуса. Детским годам Иисуса посвящено «Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Господа». В состав Нового Завета входят также:

— Деяния Апостолов;

— Послания Апостолов (14 Посланий Апостола Павла, 2 Пос­лания Апостола Петра, 3 послания Апостола Иоанна, Послание Апостола Иакова и Послание Апостола Иуды);

— Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Интересно, что Восточное христианство, из которого впос­ледствии выросло православие, долгое время причисляло Откро­вение Иоанна к «спорным» новозаветным книгам и оно самым последним было допущено в каноническое собрание христиан­ских Писаний. Отголосок такого отношения к Откровению Иоанна сохранился в православии до сих пор: православный литургический календарь не содержит чтений из этой книги.

ВАЖНЕЙШИЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ БИБЛИИ

Важнейшая идея христианства — это идея единого Бога. По­казать людям существование могущественного и единственно­го Бога, а также доказать им необходимость веры в Него — это и есть главная задача всего Священного Писания. Вся Библия проникнута духом монотеизма. Первая и главная из десяти за­поведей, дарованных Господом Моисею так и звучит: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Втор. 5:7). И да­лее: «Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой» (Втор. 5:9).

Об этом же говорит и Иисус, отвечая на вопрос книжника о том, какая заповедь первая из всех: «Господь Бог наш есть Гос­подь единый» (Мк. 12:29).

В этом заключается основное отличие христианства от иных, существовавших тогда религиозных верований. Если религия древних греков и римлян была политеистической, т.е. они при-

219

знавали существование многих богов, то христианство — это строго монотеистическое мировоззрение. И именно монотеизм христианство почерпнуло в иудаизме.

Более того, для христианства характерен не только моноте­изм, но и теоцентризм — единый Бог является центром всего в мире: веры, мышления, познания и т.д. Иисус, продолжая свой ответ книжнику, говорит: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30).

Восприятие Бога как единственной и всемогущей миро­вой силы, оказало влияние и на космологическую концеп­цию христианства. В основе этой концепции лежит идея тво­рения. Если в античных религиях и древнегреческой филосо­фии говорилось о том, что мироздание возникло из чего-то, и первоначалами космоса виделись некие божественные, но в то же время и природные объекты, то в христианстве Гос­подь Бог творит мироздание из ничего. Начало мира — это сам Бог, который Своим Словом, Своим желанием творит, создает весь мир: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало Быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1—3).

Более того, Господь не просто сотворил мир, но присутству­ет в каждом его движении, ибо все, что происходит в мире есть Промысел Божий.

С философской точки зрения, христианская идея творения снимает вопрос, который был одним из основных в древнегре­ческой философии: что такое бытие? Господь и есть несотво­ренное, вечное бытие. Все остальное — это сотворенное одним Его Словом бытие, и являющееся бытием потому, что Бог этого пожелал.

Непосредственно связанной с идеей творения оказывается и идея откровения — любое знание, доступное людям, есть Боже­ственное откровение; все, что люди знают о мире, о себе и о Боге — все это открыто им самим Богом, ибо само знание тоже является результатом Божественного творения. Бог, создав первых людей, Адама и Еву, наложил на них единственный запрет — не прикасаться к плодам дерева, которое дает знания. Люди же, подстрекаемые змеем, вкусили этих плодов и тем са­мым попытались сами стать богами. Змей говорил им: «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

220

Поэтому в христианском мировоззрении на всякое знание, полученное вне Божественного откровения, налагается своего рода запрет. Более того, вера в Бога, в Его абсолютное всесилие и всезнание не просто выше всякого собственно человеческого знания, а является единственным истинным знанием. Апостол Павел так формулирует эту мысль в Первом послании к Корин­фянам: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1-е Кор. 3:19).

Впоследствии христианская церковь сформулировала основ­ные, с ее точки зрения, знания о мире, человеке и о Боге в виде догматов — своеобразных установлений, истинность которых принимается без доказательства. Эти догматы не могут быть опровергнуты, ибо являются словом и волей Божиими.

Но, как мы знаем, первые люди все же нарушили заповедь Господа Бога и вкусили плоды с дерева познания добра и зла. Тем самым они совершили первое грехопадение. Грех в христи­анском понимании — это нарушение данных Богом заповедей. Отсюда вытекает еще одна важнейшая христианская идея — идея грехопадения.

С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Бог создал людей для вечного счастья, но они на­рушили заповедь Господа. За это, по Его воле, греховность Адама и Евы была распространена на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества по Библии — это борьба немногих праведников, познавших Божественную ис­тину, за распространение Слова Божиего в сердцах и душах остальных людей, погрязших в своей греховности, борьба за спасение человечества.

Спасение необходимо потому, что, по христианским убеж­дениям, история человечества конечна. Учение о конце мира — это тоже одна из главных идей христианства. Земной мир, зем­ная жизнь людей — это их временное пребывание. Земная ис­тория должна будет закончиться последним сражением между силами добра и зла, после чего Господь призовет людей на последний, Страшный Суд, на котором всем будет вынесен последний и окончательный приговор. Истинно верующих Гос­подь призовет в свои божественные чертоги и дарует им новую, вечную жизнь, а нераскаявшихся грешников обречет на вечные мучения. Яркая картина этой последней битвы, Апокалипсиса, представлена в «Откровении Иоанна Богослова».

Но кто достоин спасения? И как человек может спастись? Многовековая история, изложенная в Ветхом Завете, показала,

221

что люди, в силу своей изначальной греховности, постоянно отворачиваются от лица Бога. И здесь в Библии возникает фи­гура Бога-Спасителя, посланного самим Отцом на Землю, что­бы дать людям последний и окончательный Завет. «Ибо Он спа­сет людей Своих от грехов их», — говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 1:21). Иисус Христос Своей земной жизнью, смер­тью и посмертным воскрешением показывает всем пример ис­тинной жизни и истинного спасения — человек может спастись только тогда, когда он на протяжении всей своей земной жизни искренне и беззаветно соблюдает все Божественные заповеди.

В этом смысле очень важна христианская идея о Богочело-веческой природе Иисуса Христа. Иисус — Сын Божий, Мес­сия, потому Он может творить чудеса, рассказами о которых наполнены все Евангелия, потому Он, единственный на Земле, Кто абсолютно точно знает Божественную истину. Однако, если бы Иисус был только Богом, Его слово было бы далеко от сознания людей — что может Бог, то недоступ­но человеку. Сам Иисус говорит: «Отдавайте кесарево кеса­рю, а Божие Богу» (Мк. 12:17).

Но Иисус не только Бог, Он еще обладает и человеческим телом — Он Богочеловек. Иисус претерпевает страшные те­лесные страдания во имя Божие. Более того, Он знает о том, что будет подвергнут мучительной казни, что тело Его будет истекать кровью. Он знает и предрекает Свою телесную смерть. Но Иисус не страшится ее, ибо знает и другое — телесные муки ничто по сравнению с вечной жизнью, кото­рую дарует Ему Господь за стойкость духа, за то, что в зем­ной, телесной жизни Он ни на секунду не засомневался в истинности Своей веры.

Человеческие, телесные страдания Христа во славу Бога, столь страстно и ярко описанные в Новом Завете, как бы показывали обычным людям, что Сам Господь снизошел до их человече­ской природы и показал им пример настоящей жизни. Именно поэтому личность Иисуса Христа оказалась столь близка ог­ромному количеству людей, уверовавших в то, что за все их земные мучения будет дано Божественное воздаяние — воскре­шение после смерти телесной и жизнь вечная, если они будут блюсти Божий заповеди.

Эти заповеди, которые Господь даровал еще Моисею и из­ложенные в Ветхом Завете, Иисус заново приносит людям. В заповедях Иисуса и заключено собственно окончательное и последнее Слово Божие человеку. По сути дела, в них излага-

222

ются основные правила человеческого общежития, соблюдение которых позволит всему человечеству избежать войн, убийств, насилия вообще, а каждому отдельному человеку — прожить земную жизнь праведно.

Разница же заповедей в их ветхозаветном и новозаветном толкованиях в том, что в Ветхом Завете Божественные запове­ди носят форму закона, который Бог требует соблюдать только от евреев, а в Новом Завете Иисус несет не закон, но Радост­ную Весть, Благодать и обращается уже ко всем уверовавшим в Бога, как бы показывая, что Господь примет под свое покрови­тельство каждого, кто проникся верой в Него.

Когда Иисуса спросили о главных Божественных заповедях, первой он назвал любовь к Богу, а второй — любовь к ближним своим: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И продол­жил: «Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:31).

По сути дела, в христианстве произошла одна из самых глобальных переоценок ценностей в истории человечества. Идеалы античности, с их культом реальной, плотской жиз­ни, культом человеческого тела, культом разума и знания оказались полностью перечеркнуты христианством. «Блажен­ны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное... Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю... Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» — говорит Иисус (Мф. 5:3-11).

Смирение, полное и добровольное подчинение самого себя Божественному Провидению — вот что становится основной христианской добродетелью. Человек должен отказаться и от спасения своей жизни во имя веры и других людей: «Кто хочет спасти жизнь свою, да потеряет ее, но кто потеряет жизнь свою, спасется».

Даже идеалы эллинистических философов, с их четко выра­женным отрицанием суетности мира и призывом сосредото­чить внимание на внутренних, духовных проблемах человека, на познании собственной души, не шли ни в какое сравнение с этой христианской проповедью. Ведь итогом жизни, по мне­нию мудрецов эпохи эллинизма, должна стать «автаркия» — признание самодостаточности, способности индивидуальным образом познать истину. Иначе говоря, они опять же концент­рировали внимание на возможностях отдельного человека са­мостоятельно, в одиночку, достичь счастья.

Идеал же христианина — жизнь во Христе и во имя Христа. Без помощи Господа человек не может ничего. Недаром Иисус

223

говорил: «Пребудьте во Мне, и Я в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пре­будьте в любви Моей» (Ин. 15:4—9).

Основой такой жизни в христианстве становится любовь. Но эта любовь опять же не имеет никакого отношения к любви в ее античном понимании — любви как Эроса, плотского чувст­ва. Христианская любовь — высшая духовная ипостась челове­ка. Именно на любви — любви к Богу и другим людям — поко­ится все здание христианской морали. Иисус в Новом Завете дарует людям новую заповедь: «Да любите друг друга; как Я воз­любил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Но «больше той любви» нет среди людей. Источником же человеческой любви может быть только Бог. Поэтому центром, средоточием любви вообще является Сам Бог, ибо только во­истину возлюбивший Бога способен на любовь к другим людям: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10).

Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, по­ставили перед человечеством совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми, которые были разработаны в религиозно-мифологических и философских учениях античности. Христи­анство не только перевернуло представления человека о мире, о Боге, об обществе, но и развернуло совершенно новую кон­цепцию самого человека, учение о его способностях и жизнен­но важных" идеалах.

Христианство изменило отношение людей к самому време­ни, ибо с тех пор, как христианство стало господствующей ре­лигией у всех европейских народов, само летоисчисление стало вестись или от момента библейского сотворения мира (в России такое летоисчисление существовало до XVIII века), или же от Рождества Христова. И недаром христианские народы называ­ют период времени, начавшийся с Рождества Христова, новой эрой.

Учитывая огромное влияние, которое оказало христианское мировоззрение на развитие культуры и мировосприятия вооб­ще у всех европейских народов, мы с полным правом можем назвать современную европейскую цивилизацию христианской цивилизацией.