9.4. Тезис о теоретической нагруженности наблюдения
В неопозитивистский период философии науки бытовала концепция чистого наблюдения, согласно которой к подлинно научному методу относится некое непредвзятое, объективное, беспристрастное восприятие процессов и явлений, выступающее поставщиком эмпирического материала для последующего построения теорий. Несмотря на то что такое представление выглядит привлекательно и правдоподобно, в реальности содержание научного наблюдения оказывается более сложным. Мы уже говорили о том, что не существует абсолютной границы между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования, не существует нейтрального языка наблюдения, предшествующего любым теориям. На смену неопозитивистскому идеалу чистого наблюдения пришло осознание более сложных взаимоотношений теории и опыта, что относительно наблюдения выразилось в постпозитивистском тезисе теоретической нагруженности наблюдения.
Сам этот термин получил распространение после выхода в свет в 1959 г. работы известного английского философа Норвуда Хэнсона (1924-1967) «Образцы открытий». В ней, помимо прочего, Н. Хэнсон обратил внимание на тот факт, что само наше восприятие не является непредвзятым, а является в некотором смысле ожиданием того, что мы действительно хотим увидеть; восприятие изначально селективно, оно отбирает и фиксирует феномены, изначально имеющие для нас интерес, осмысленные в некотором концептуальном контексте. Поэтому научное наблюдение на самом деле насыщено различными ожиданиями, предположениями, теоретическими ориентирами, причем часто скрытыми от самого наблюдателя, незаметными для него.
Подобное представление о восприятии соответствует и результатам проведенных психологических исследований. Так, в когнитивной психологии было показано, что восприятие или перцепция, представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс активного отбора, обработки и концептуализации воспринимаемой информации, а не какое-то простое считывание готовых сенсорных данных. При этом важнейшую роль в перцептивных процессах играют определенные установки индивида, формирующиеся в ходе обучения в течение всей жизни. Эти установки, которые психологи называют перцептивными схемами, являются своеобразными инструментами восприятия. В них конденсируется то, чему индивид научился за предыдущий период: его навыки, представления, явное и неявное знание. С помощью перцептивных схем человек в некотором роде знает заранее, что именно следует ожидать в том или ином случае. Поэтому, с одной стороны, мы действительно воспринимаем идущие из окружающего мира объективные сигналы, но, с другой стороны, они не приходят к нам в готовом виде, а активно ищутся, отбираются, преобразуются, осмысливаются с помощью сформировавшихся схем восприятия.
Тезис о теоретической нагруженности наблюдения — интересное утверждение. В свое время он оживленно обсуждался философами. Данный тезис означает понимание и признание существенной зависимости содержания наблюдения от предшествующих ему теоретических предпосылок и установок наблюдателя. Эти предпосылки придают смысл самим эмпирическим данным, особенно в областях науки, далеких от наглядности (скажем, в физике микромира). Ярким примером осознания зависимости эмпирического содержания от теоретического контекста являются слова А. Эйнштейна, которые приводит в своих воспоминаниях Вернер Гейзенберг: «Лишь теория решает, что можно наблюдать». Беседа с А. Эйнштейном по поводу толкования опытных данных помогла В. Гейзенбергу выйти к новой теоретической интерпретации исходно непонятных результатов наблюдения траекторий элементарных частиц. Действительно, часто информация, получаемая в наблюдении, имеет несколько неясный вид, она как бы закодирована. В этом случае интерпретирующая теория приобретает решающее значение.
Кроме того, наблюдение в научной деятельности в большинстве случаев производится с какой-то определенной целью, например с целью проверки той или иной гипотезы или теории. Поэтому ученый сознательно ищет те факты, которые подтверждают либо опровергают выдвинутые идеи. Исходные теоретические установки дают возможность ученому отделить существенное от несущественного, заметить важнейшие детали, которые при других установках можно было просто не увидеть. Само утверждение о зависимости содержания наблюдения от исходных теоретических установок нуждается в некотором уточнении. Ведь эта зависимость может выражаться совершенно по-разному и в раз ной степени. Так, можно привести несколько примеров возрастающей степени зависимости эмпирического материала от теории. Случай, когда имеющиеся теории задают лишь общие представления о совместимости или несовместимости наблюдаемого феномена с наличными научными воззрениями, характеризуют его как вполне понятный или же, наоборот, непонятный и интересный для науки, — это случай достаточно высокой самостоятельности наблюдаемого и слабой его зависимости от теории; более сильную зависимость демонстрирует случай, когда различные альтернативные теории могут придать совершенно разный смысл одним и тем же наблюдаемым явлениям. И наконец, примером высокой зависимости наблюдения от теории служит ситуация, когда без разработанного теоретического контекста наблюдаемые данные вообще не имеют смысла, как в примере с изучением элементарных частиц, когда наблюдатель фиксирует только их следы в виде пузырьков пара; без теории здесь вообще неясно, что же, собственно, наблюдается. Это как раз тот случай, к которому применимы слова А. Эйнштейна: «Лишь теория решает, что можно наблюдать».
- Часть 1 курс лекций______________________________________________________
- 1.1. Философия и наука
- Сущность философии. Взаимоотношения философии и науки
- Функции и роль философии в научном познании
- 1.2. Философские дисциплины, изучающие науку
- 1.2.1. Наука как объект полидисциплинарного изучения
- 1.2.2. Философия науки: становление и этапы
- 1.2.3. Методология науки
- 1.2.4. Логика науки
- 2.1. Научное понятие
- 2.1.1. Понятие с логической точки зрения
- 2.1.2. Формирование и функционирование научных понятий
- 2.2. Научный закон
- 2.2.1. Определение и характеристика научного закона
- 2.2.2. Операционально-методологическая сторона научного закона
- 2.2.3. Классификация законов
- 2.2.4. Функции научных законов
- 3.1. Общая структура
- 1). Предельно общие методологические установки.
- 2). Общенаучные методологические установки.
- 4). Специальные методики.
- 3.2. Методологические регулятивы. Идеалы и нормы научного познания
- 3.3. Динамика и взаимосвязи методологического арсенала науки
- 4.2. Проблема и проблемная ситуация
- 4.3. Проблема как научное утверждение
- 4.4. Понятие об адекватно сформулированной проблеме
- 4.5. Этапы постановки проблемы
- 4.6. Динамика проблем в научном познании
- 5.1.1. Становление и развитие научной теории
- 5.1.2. Понятие о теоретической схеме
- 5.1.3. Генезис и обоснование теоретической схемы
- 5.1.4. Объединяющая модель развития научных теорий
- 5.2. Проверка и принятие научной теории
- 5.2.1. Проверка теории: эмпирические и неэмпирические аспекты
- 5.2.2. Принятие теории
- 5.2.3. Необходимость выхода в социологический и исторический ракурс
- 6.1.2. Метод гуманитарных наук
- 6.1.3. Цель гуманитарного познания
- 6.1.4. Функции гуманитарного знания
- 6.1.5. Единая наука или два региона
- Общий методологический проект: понимание и объяснение
- 6.2.1. Возникновение проблемы «понимание / объяснение» и
- Современный интерпретативный поворот гуманитарных наук
- 6.2.3. Интерпретация как метод гуманитарных наук
- 7.1.1. Проявления модернизации
- 7.1.2. Феномен техники
- 7.1.3. Противоречивые плоды науки
- 7.1.4.Восприятие науки в общественном сознании
- 7.2. Наука и глобальные проблемы
- 7.2.1 Определение и классификация глобальных проблем
- 7.2.2. Роль науки в подходах к решению глобальных проблем
- 7.2.3. Роль социальной активности ученых. Деятельность Римского клуба
- 7.2.4. Поиск новых ценностно-мировоззренческих ориентиров
- 8.1. Социология науки как дисциплина
- 8.2. Организационные формы науки
- 8.2.1.Институционализация науки. Формирование научных дисциплин
- 8.2.2. Научное сообщество. Формальные и неформальные общности
- 8.2.3. Неформальные общности: исследовательские группы, научные
- 8.2.4. Роль руководителя в деятельности научного сообщества
- 8.2.5. Научные коммуникации
- 8.2.6. Проблемы динамики науки
- 9.1. Научная картина мира
- 9.1.1. Понятие о научном мировоззрении
- 9.1.2. Что такое научная картина мира?
- 9.1.3. Научные картины мира в новоевропейской науке
- 9.1.1. Роль научной картины мира в научном и философском познании
- 9.2. Формы социокультурной обусловленности научного познания
- 9.2.1. Уровни воздействия социокультурных факторов
- 9.2.2. Культура как исходный смысловой горизонт науки
- 9.2.3. Научная рациональность и социокультурные параметры
- 9.2.5. Тип рациональности
- 9.2.6. Проблема внутрикультурных взаимосвязей
- Часть 2 тематика и содержание семинаров____________________
- 1.1. Познание и его виды.
- Понятие субъекта и объекта
- 1.3. Компоненты познания
- 1.4. Источники и виды знания.
- 1.5. Знание явное и неявное
- 2. Наука как система знания и как вид деятельности.
- 2.1. Основные черты научного знания
- 2.2. Динамизм и незавершенность науки
- 2.3. Единицы научного знания
- 3. Наука как деятельность
- 3.1. Научная деятельность как способ постижения мира
- 3.2. Параметры научной деятельности и их сущность
- 3.2.1. Характер
- 3.2.2. Цель
- 3.2.3. Предмет
- 3.2.4. Средства
- 3.2.5. Ценность
- 4. Проблема истины
- 4.1. Проблема определения истины
- 4.2. Проблема критериев истины
- 4.3. Поиски универсальной концепции истины
- 5. Проблема научного метода
- 5. 1. Методологические понятия.
- 5.2. Определение научного метода
- 6.1. Дедуктивная объяснительная схема к. Гемпеля
- 6.2. Базис и структура как основания характеризации объяснений
- 6.3. Разнообразие оснований объяснения
- 6.4. Стандарты понимания
- 6.5. Прагматические факторы в структуре объяснения
- 6.6. Научное предсказание
- 7.1. Первоначальная постановка проблемы
- 7.2. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты
- 7.3. Современное состояние проблемы различения
- 7.4. Проблема независимости эмпирического уровня от теоретического
- 7.5. Связи между уровнями. Правила соответствия
- 8. 1. Описание
- 8.2. Сравнение
- 8.3. Измерение
- 9.1. Структура и классификация наблюдения
- 9.2. Основные характеристики научного наблюдения
- 9.3. Отличие наблюдения от эксперимента
- 9.4. Тезис о теоретической нагруженности наблюдения
- 9.5. Проблема объективности результатов наблюдения
- 9.6. Современная проблематика наблюдения как предмет методологического анализа
- 9.7. Наблюдение в современной науке
- 10.1. Экспериментальный метод в истории науки
- 10.2. Структура и логическая схема эксперимента
- 10.3. Классификация экспериментов
- 10.4. Многофакторный эксперимент
- 10.5. Этапы экспериментального исследования
- 10.6. Эксперимент и теория
- 10.7. Автономия экспериментальных практик
- 10.8. Особенности и ограничения современного научного эксперимента
- 11.1. Моделирование в истории науки
- 11.2. Показания к моделированию
- 11.3. Этапы и структура моделирования
- Построение модели;
- Изучение модели;
- 11.4. Классификация моделей
- 11.5. Проблема сходства оригинала и модели
- 11.6. Логические аспекты этапа экстраполяции
- 11.7. Моделирование как познавательный процесс
- 11.8. Функции моделей в научном познании
- 11.9. Трудности современного моделирования
- 12.1 Индуктивная направленность стадии
- 12.2. Применяемые методы
- 12.3. Ограничения статистического мышления
- 13.1. Логические действия
- 13.2. Подходы и методы
- 13.2.1.Аксиоматический метод.
- 13.2.2. Гипотетико-дедуктивный метод
- 13.2.3. Гипотетико-дедуктивный метод в качестве универсальной
- 13.2.4. Существует ли индуктивный метод?
- 13.3. Исторический подход
- 13.4. Другие теоретико-методологические подходы
- 14.1. Определение научного факта
- 14.2. Роль фактов в научном познании
- 14.3. Факт в структуре научного знания
- Инвариантный;
- 14.4. Логическая форма факта
- 14.5. Тезис о теоретической нагруженности факта
- 15.1 Классификация гипотез
- 15.2. Роль гипотез в научном познании. Гипотезы как новации
- 15.3. Логико - методологические требования к научной гипотезе
- 15.4 Гипотезы ad hoc
- 15.5 Стадии работы над гипотезой
- 15.6. Проверка и принятие научной гипотезы
- 16.1. Исходные соображения
- 16.2. Функции научной теории
- 16.3. Классификация научных теорий
- 16.4. Структура научной теории
- 16.5. Теории и ход научного познания
- 17.1. Научное сообщество
- 17.2. Парадигма
- 17.3. Нормальная наука
- 17.4. Научная революция как смена парадигм
- 17.5. Проблема рациональности и другие проблемы,
- 18. Рост научного знания: разрывы и преемственность
- 18.1. Формулировки проблемы несоизмеримости
- 18.2. Интертеоретические отношения
- 18.3. Преемственность научных теорий
- 18.4. Обновление или разрушение?
- 19.1. Современные сюжеты проблемы реальности
- 19.2. Подходы к общему определению понятия рациональности
- 19.3. Принципы оценки и сравнения научных теорий
- 20. Крупные и малые изменения в науке
- 20.1. Крупные преобразования — революции
- 20.2. Типология крупных изменений
- 20.3. Непрерывная динамика и прогресс
- 21. Вопросы научного творчества
- 21.1. Методология науки и творчество: контекст открытия
- 21.2. Модели научного поиска
- 21.3. Линейная модель научного поиска. Психологическая
- 21.4. Структурно-системная модель научного поиска
- 21.5. Когнитивный подход
- 21.6. Научное творчество и психологические факторы
- 21.7. Проблема мотивации творчества
- 21.8. Другие факторы, влияющие на творчество
- 22.1. Особенности и тенденции современной науки
- 22.2. Сложность и многогранность профессии современного ученого
- 23. Ответственность ученого. Этика науки
- 23.1 Основной вопрос этики науки
- 23.2. Этика и деонтология
- 23.3. Основные темы этического обсуждения научно-технической деятельности
- 23.4. Научное познание: свобода и контроль
- 23.5. Проблема ответственности
- 23.6. Влияние науки на постановку новых этических проблем
- 24. Научное сообщество как социальная группа
- 24.1. Мертон р. И концепция этоса науки
- 24.2. Образ научного сообщества в современной социологии науки
- 24.3. Внутренняя регуляция деятельности научного сообщества
- 25. Функционирование науки и факторы общественной жизни
- 25.1. Экономические факторы
- 25.2. Политические факторы
- 25.4. Наука и сфера образования
- 26. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы
- 26.1. Социальные функции науки
- 26.2. Проблема легитимации науки
- 26.3. Проблема свободы научных исследований
- 27. Наука и искусство
- 27.1 Различие и сходство
- 27.2. Влияние науки на искусство
- 27.3. Влияние искусства на науку
- 27.4. Идея единого художественно-научного познания
- 28. Наука и религия
- 28.1. Религиозные представления в основаниях науки
- 28.2. Современная наука и религиозная идея
- 28.3. Проблема совместимости науки и религии. Вера и разум
- 29. Наука в общем культурном проекте
- 29.1. Наука как продолжение культурного проекта
- 29.2. Исторические разновидности познавательных проектов
- 29.3. Современный культурный проект
- Часть 1 Курс лекций
- Часть 2 Тематика и содержание семинаров