logo
Методический комплекс новый

9.1.2. Что такое научная картина мира?

1. Под научной картиной мира обычно понимают связную совокупность представлений о мире, которая получена в ходе продвижения науки. Однако это не просто сумма научных знаний. На самом деле не существует единой науки, единого корпуса общепризнанных и неизменных научных знаний. Научные представления являются подвижным, постоянно транс­формирующимся массивом, вдобавок рассредоточенным по различным дисциплинам, направлениям и научным школам. Разумеется, существует некое общепринятое, или фоновое, знание, разделяемое учеными данной эпохи. Но, во-первых, для того чтобы его артикулировать, необходимо спе­циальное теоретическое (в т.ч. существенно философское) усилие, во-вто­рых, фоновое знание совместимо с различными интерпретациями, в-третьих, оно не может быть выделено в чисто научном виде, а уходит корнями (так же, как и всевозможные его интерпретации) в необозримую совокупность базовых знаний и установок социокультурного характера.

Таким образом, научная картина мира — это всегда какая-либо интер­претация суммы научных знаний, характерных для данного историческо­го периода. Можно сказать, что научная картина мира строится совмест­ным усилием философов и ученых. Построение научной картины мира должно привести к целостному и даже максимально наглядному образу универсума. При осмыслении научных результатов, увязывании их в стройную и, как правило, нарративно организованную концепцию проис­ходит додумывание и экстраполяция результатов науки на еще не изве­данное, а также существенная интерполяция — сглаживание различных теоретических неувязок, спорных моментов, конфликтов. Например, го­воря о системе современных научных представлений и подчеркивая успе­хи науки, мы деликатно обходим проблему возникновения жизни на Зем­ле, молчаливо предполагая, что это тоже некий естественный процесс, о котором наука уже имеет достаточно представлений, так что скоро окончательно разрешит этот вопрос, в то время как проблема возникнове­ния жизни на самом деле является крупнейшим «белым пятном» для науки, нарушающим респектабельную картину; и подобных пятен немало.

2. В принципе, термины «научное мировоззрение» и «научная картина мира» являются синонимами. Однако, используя слово «картина», мы несколько ярче подчеркиваем, что мир может быть рассмотрен по-разно­му. Ведь равновозможны совершенно различные точки зрения на мир, отражающие те или иные его существенные стороны. Каждая область че­ловеческой деятельности, человеческого духа (повседневность, искус­ство, религия, мифология и др.) как бы рисуют, выстраивают различные картины мира. Попытка взглянуть на мир в целом в сугубо научном ра­курсе и приводит в итоге к построению научной картины мира. При этом интерпретирующей системой является сам исходный объемлющий науку культурный контекст, а точнее, те или иные конкретные социально-культурные установки. Важно понимать, что т.н. научная картина мира является не очищенным экстрактом научного знания, а пересечением пред­ставлений, идущих из науки, с обширным полем общекультурных смыс­лов, приходящих, например, из базовой метафизики, области художествен­но-эстетических, интуиции и других сфер культурной деятельности.

Здесь уместно привести замечание В.И. Вернадского, что «научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельно­сти человека в области религии, философии, общественной жизни или искусст­ва невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены меж­ду собой и могут быть разделены между собой только в воображении».

  1. Научная картина мира является не только осмыслением результа­тов научного познания. Она одновременно является и концептуальной средой, поддерживающей само научное продвижение. В одних ситуациях научная картина мира подлежит проверке (скажем, действительно ли су­ществует такая базовая сущность, как эфир), в других она же предостав­ляет принимаемые без доказательства исходные допущения, опираясь на которые, ученый может развернуть свою научно-исследовательскую прог­рамму (НИП); в этом случае научная картина мира предлагает ученому те метафизические принципы, которые войдут в ядро его НИП.

Итак, научная картина мира — достаточно стойкое и консервативное образование. Она остается относительно стабильной на фоне конкурирую­щих и быстро вытесняющих друг друга теорий.