logo
Методический комплекс новый

9.2.6. Проблема внутрикультурных взаимосвязей

Социокультурные влияния, испытываемые научным познанием, — весь­ма деликатная тема. Она выводит к необходимости понимания общих внут­рикультурных взаимосвязей и процессов. Но по большому счету при соот­ветствующем желании в культуре вообще можно обнаружить влияние чего угодно на что угодно. Ведь культурно-мировоззренческий контекст пред­ставляет собой нечто целостное. Области культуры, являющиеся относи­тельно автономными, обнаруживают, тем не менее, определенное единство, совместимость друг с другом в своих основных чертах. Этот феномен дав­но известен в культуроведении. Культурная эпоха является достаточно органичной общностью, которую выразительно называют организмом.

Действительно, примеры из истории научного мышления показывают нам удивительную согласованность, параллелизм процессов, одновре­менно происходящих в разных областях культуры. Скажем, конец XIX в. явился своеобразной социокультурной прелюдией к становлению неклас­сической науки. Идеи, близкие к представлениям об относителъности, развитым в теории А. Эйнштейна, буквально носились в воздухе той культурной атмосферы. Например, непосредственно предшествовавшее работам А. Эйнштейна выступление известного австрийского ученого Э. Маха имело далеко выходящий за рамки науки необыкновенный культурно-общественный резонанс. Распад классического мировоззрения ска­зался прежде всего на искусстве. Под значительным влиянием Э. Маха находилась художественная литература, написанная в особой, скептично-декадансной манере. Живопись (Г. Климт и др.) осваивала идею субъективной относительности созерцательных ракурсов, акцентиро­вала субъективно-психологические темы. Появление А. Эйнштейна в та­ких условиях было весьма естественным. Более того, почти синхронный этому выход 3. Фрейда на сцену гуманитарных наук расценивался совре­менниками как часть того же самого общекультурного процесса.

Параллелизм социокультурных явлений, обмен идеями между об­ластями культуры, их согласованность между собой показывают, что сущест­вуют какие-то тонкие, неуловимые процессы созревания фундаментальных метафизических представлений, трансформации мировоззрения, появле­ния и развития новых интуиций эпохи в искусстве, социальных практиках, науке и философии.

Однако следует подчеркнуть, что утверждение о том, что в этом процес­се взаимодействия культурных сфер можно выявить четкие причинные свя­зи, было бы слишком сильным и скоропалительным. Во всяком случае, тема культурных взаимовлияний и корреляций требует осторожного отно­шения и дальнейших содержательных исследований. Можно полагать, что на сегодняшний день не существует даже удовлетворительного понятий­ного арсенала, способного выразить всю гамму тонких взаимоотношений и связей в культуре. Поэтому заслуживают внимания предложения допол­нить понятие каузальных отношений введением и изучением других, непри­чинных, форм — параллелизма, когерентности, взаимосогласованности.

Контрольные вопросы

  1. Что такое культура и каковы её функции и свойства ?

  2. Что такое научное мировоззрение и какова его сущность ?

  3. В чём состоит научная картина мира ?

  4. Как характеризует научную картину мира новоевропейская наука ?

  5. Какова роль научной картины мира в научном и философском познании ?

  6. Какие существуют уровни влияния социума и культуры на науку ?

  7. Почему культура является исходным смысловым горизонтом науки ?

  8. Каковы социокультурные параметры научной рациональности ?

  9. В чём заключается идеал научного познания ?

  10. Каковы основные типы рациональности и их признаки ?

  11. В чём заключается проблема культурных взаимосвязей ?

.