logo
Методический комплекс новый

13.2.3. Гипотетико-дедуктивный метод в качестве универсальной

модели научного познания

Как система методологических предписаний гипотетико-дедуктив­ный подход не вызывает возражений. Но насколько он адекватен, если предложен в качестве модели, описывающей реальный научно-позна­вательный процесс? Может ли эта модель претендовать на универсаль­ность? Насколько удовлетворительно она описывает научную деятельность?

Следует отметить, что данная модель выглядит убедительно. Она ин­туитивно правдоподобна и «респектабельна» в логическом отношении.

Однако модель обладает и определенного рода ограниченностью. Трудности, которые она порождает, связаны с тем, что в ее рамках:

1) от области фактов к области гипотез нет логического пути;

2) от области гипотез к области фактов возможно множество логических путей.

В более подробном рассмотрении это означает следующее. Во-первых, данная модель не может отразить индуктивные рассужде­ния ученого, его стратегию движения от частного к общему, от фактов к обобщениям, в то время как в реальности ученый при эмпирических ис­следованиях всегда проводит такого рода обработку и обобщение дан­ных.

Во-вторых, данная модель не может отразить взаимоотношения между гипотезами. Ведь на самом деле для объяснения одних и тех же явлений часто выдвигается сразу несколько гипотез. Каждая из них может претендовать на правоту и обладать определенной объяснительной силой. Данная модель описывает отношения только между гипотезой и фактами, воспроизводя ход рассуждений ученого; но отношения внутри самого множества гипотез остаются (в общем случае) внелогическими.

Следует заметить, что в своей повседневной практике ученый сам постоянно решает вопросы выбора между различными конкурирующими гипотезами, проводит их первичный отсев, и обычно он приходит к определенному решению, останавливается на конкретном варианте. Но какими критерия­ми он пользуется, по каким правилам движется его мысль в этих ситуаци­ях — эти вопросы гипотетико-дедуктивная модель оставляет без удовле­творительного ответа.