logo
Методический комплекс новый

8.2.2. Научное сообщество. Формальные и неформальные общности

Термин «научное сообщество» получил широкое распространение пос­ле появления книги Т.Куна «Структура научных революций». О научном сообществе обычно говорят в связи с теми или иными факторами, объеди­няющими ученых в единую социальную группу (или группы). Так, ученых объединяют единые стандарты профессионального поведения (этос науки), включая этико-деонтологические принципы, а также — для более диффе­ренцированных объединений — общность образования, специализации, непосредственного научного интереса, и единая дисциплинарная матрица. В состав матрицы, прежде всего, входят используемые группой без разногласия научные положения, метафизические принципы, ценности, образцы деятельности, или парадигмы

Научное сообщество под воздействием внутренних и внешних факто­ров организуется в виде групп различных уровней. Прежде всего, группы, поддержанные административными мерами, структурируются формаль­ным способом. К таким группам относят совокупности ученых, принад­лежащих к одной и той же специальности. Кроме того, административны­ми методами создаются научные коллективы, работающие в одном месте и объединяющиеся, как правило, для выполнения какой-то конкретной работы. Сейчас широко используются программно-целевые формы адми­нистративного упорядочения научных исследований. Они применяются там, где требуется координирование совокупности научных учреждений (часто различного профиля), совместное достижение сложных стратегических целей, реализация дорогостоящих, требующих мощного техни­ческого обеспечения проектов. В таком случае создаются целенаправлен­ные программы (программа космических исследований, экологические, биомедицинские и другие программы).

Существует также неформальное структурирование и объединение научных групп. Структурирующим началом здесь является естественная консолидация ученых вокруг исследуемого ими предмета, научной темы. Устойчивыми объединениями ученых, сформировавшимися на нефор­мальной основе, являются такие как неформальная исследовательская группа, научная традиция, научная школа.

Следует заметить, что, несмотря на возрастающую роль коллективов, базовой единицей научной деятельности является все же ученый как ин­дивидуальный субъект научного познания. И хотя тот или иной научный результат часто создается сегодня коллективными усилиями, именно уче­ный остается субъектом научной аргументации, принятия решений, лич­ной ответственности за свою научную деятельность.