logo
Методический комплекс новый

13.4. Другие теоретико-методологические подходы

Помимо рассмотренных подходов, в научном познании существуют и иные методологические образования в рамках конкретных наук, тоже имеющие междисциплинарное значение в том или ином объеме. Назовем некоторые из них.

Конструктивный подход. (Синонимы: конструктивно-генетический, генетический; однако здесь следует остерегаться путаницы с терми­ном «генетический» как синонимом исторического подхода. К сожалению, понятие «генетический метод» употребляется в двух разных значениях.)

В общем смысле это способ построения научной теории, при котором осуществляется непосредственное конструирование теоретических объек­тов. Здесь теория структурируется явно видимыми связями, когда одни объекты в ходе содержательных рассуждений как бы возникают из других. При этом исходная база для конструирования выступает не как аксиомати­чески полагаемая (т.е. абстрактная и не предполагающая наглядности), а как действительно существующая, как непосредственно данная, доступ­ная исследователю. Поэтому конструктивный способ развертывания тео­рии гораздо более нагляден и естествен, чем аксиоматический. Методоло­гический идеал этого подхода состоит в том, что научная теория должна представлять собой упорядоченную совокупность теоретических объектов, ни один из которых не проник в нее произвольно, но все они были сконст­руированы с помощью доступных ученому операций.

Синергетический подход. Вполне возможно говорить о складывании в последние десятилетия нового междисциплинарного подхода, который часто расценивается как преемник системного направления. Его рассмат­ривают также как определенного рода синтез исторического и системного подходов. В его основе лежат понятия самоорганизации, нелинейности, порядкообразования. Существует обширная литература, в которой пыта­ются приложить общие принципы, сформированные в его рамках, к широкому кругу как природных, так и социальных явлений.

Назовем также некоторые подходы в гуманитарных науках: феноменологический подход ( в социологии, психологии, психиатрии и др.), функциональ­ный подход (в социологии, антропологии и др.); структуральный подход, бывший весьма влиятельным в 60-е гг. XX в.. Существует также множество других подходов, методологических принципов и течений.

Влиятельной и сознательной тенденцией в последние десятилетия XX в. стало отчетливое стремление к методологическому синтезу. Многие слож­ные и сверхсложные объекты (экологические, технические, социальные) изучаются современной наукой не с помощью какого-то одного подхода, а с помощью сочетании нескольких, часто взаимодополняющих подходов. Это явление можно назвать сдвигом от методологического монизма к мето­дологическому плюрализму.

Действительно, ведь различные методы акцентируют внимание иссле­дователя на различных аспектах изучаемого объекта (структурных, функ­циональных, каузальных, исторических и т.п.), поэтому выйти к более интегральному пониманию сущности изучаемого объекта возможно лишь в сфере пересечения различных подходов — в полиметодологическом ра­курсе. Для описания ситуации методологического синтеза нередко при­меняют термин «комплексный подход».

Комплексный подход — это осознанное и концептуально организо­ванное сочетание нескольких теоретико-методологических принципов и приемов исследования. Часто такой подход используют в тех случаях, когда речь идет о сложных научно-практических проблемах, имеющих как междисциплинарное научное значение, так и ряд прикладных аспек­тов (социальных, этических, технологических, административно-поли­тических и т.п.). В подобных ситуациях исследовательская стратегия формируется в виде упорядоченного комплекса действий представите­лей разных научных дисциплин и сфер общественной деятельности.

Контрольные вопросы

  1. Какие классы методологических структур используются в теоретическом научном исследовании ?

  2. Какие операции составляют класс логических действий общенаучного значения ?

  3. В чём сущность абстрагирования и идеализации ?

  4. В каких случаях применяют операции аналогии и формализации ?

  5. Сформулируйте понятие «анализ» и «синтез», «дедукция» и «индукция».

  6. Каково содержание процедуры «классификация и типология» ?

  7. Что лежит в основе аксиоматического метода ?

  8. Каковы этапы исследования гипотетико-дедуктивным методом и их сущность ?

  9. Является ли гипотетико-дедуктивный метод универсальной моделью научного познания?

  10. Каково значение исторического метода исследований и как он используется ?

  11. На каких положениях основывается группа системных методов исследования ?

  12. В чём сущность синергетического подхода ?

Семинар 11 Факт как единица логико-методологического анализа

Факт как форма научного познания.

Определение научного факта. Роль фактов в научном познании. Факт в структуре научного познания. Тезис о теоретической нагруженности факта.

Несмотря на интуитивную ясность понятия «факт», при ближайшем рассмотрении оказывается, что оно многозначно. Можно выделить такие его значения: факт как нечто реально существующее, синоним реальнос­ти вообще (это онтологическое понимание факта, причем в самом широ­ком смысле); факт как логическая форма, т.е. как фактуальное суждение; научный факт как форма научного знания.

Далее, говоря о факте, будем иметь в виду именно научный факт. Факт науки — это не просто срез реальности самой по себе, а нечто принципиально соотнесенное с научным контекстом, осмысленное в нем. С логической стороны научный факт не выражается обязательно в виде какого-то единичного конкретизирующего суждения; скорее сле­дует полагать, что логическая форма репрезентации факта достаточно относительна и сопряжена с некоторой теорией, в которой факт интерпрети­руется; это станет яснее чуть ниже.