logo
Методический комплекс новый

13.3. Исторический подход

Исторический подход предполагает изучение возникновения, формиро­вания, развития объектов. Сразу же следует подчеркнуть, что исторический подход используется не только в истории. Это один из общенаучных методов. Примерами могут служить геология, медико-биологические науки (сравнительная анатомия), астрономия, языкознание, психология и др..

Исторический подход предназначен не только для решения внутренних проблем исторических наук, но и для лучшего понимания современности; он не замкнут на прошлом, а, скорее, является способом целостного видения изучаемого объекта. Для обозначения общей теоретической канвы исторического подхода; иногда применяют термин «принцип историзма». В самом широком смысле этот принцип означает необходимость не только рассматривать изучаемое явление в его наличном состоянии, но и обращаться к его про­шлому, к его историческим этапам, к модификациям, которые оно испытывало в различные периоды. При этом исторические этапы рассматрива­ются как имеющие самостоятельную ценность и завершенность, но, с другой стороны, содержащие инвариант, присущий данному явлению на всех эта­пах. Иными словами, принцип историзма постулирует определенную преемственность между историческими формами.

Исторический подход (нередко используется и термин «генетический подход») — это довольно обширное методологическое образование, преломляющееся в различных принципах, методах, предписаниях более конкретного уровня.

1. Прежде всего, в его рамках различима конкретно-историческая со­ставляющая. Это предписание изучения и теоретического воспроизведе­ния истории того или иного объекта (явления, процесса) во всем ее многооб­разии, полноте взаимосвязей, богатстве конкретных проявлений и оттенков. Материал, полученный в ходе исторического изучения, помимо самостоя­тельной ценности, должен служить эмпирической основой для выявления и установления общих исторических закономерностей, присущих ис­следуемому предмету. Этот подход специфичен именно для историче­ских наук.

2. Другой вариант исторического подхода — реконструкционный, или абстрактно-исторический (в отечественной литературе его также не­редко называют логическим методом изучения исторических явлений). Если принцип конкретно-исторического исследования предполагает изучение содержательной истории некоторого предмета в конкретных эмпирических проявлениях, то абстрактно-исторический принцип предполагает выявление некоей исторической закономерности в чистом виде, не обращаясь в полной мере непосредственно к самой эмпирической исто­рии, а реконструируя эту закономерность на основе каких-либо теоретических предпосылок. Разумеется, «истории», являющиеся результатом такого рода рекон­струкций, — это в некотором смысле истории весьма условные, абстрак­тные, во многом идеализированные. Но это не означает, что они полно­стью искусственны и как таковые не имеют познавательной ценности. На самом деле всякая история, в т.ч. реальная, содержательная, тоже в определенной степени концептуализирована; концептуально нейтраль­ной, (или беспредпосылочной) истории вообще не бывает. Вопрос же о познавательной ценности теории решается не с помощью «наивного» критерия простого соответствия теории фактам, а, как уже неоднократно подчеркивалось, в гораздо более сложном познавательном контексте. В рамках исторического подхода формируются принципы и более конкретных методологических течений Спектр различных эволюционистских концепций тоже принадлежит историческому подходу.

Разнообразие исторически ориентированных принципов, концепций, методологических течений в различных науках (как в естественных, так и в гуманитарных) демонстрирует поистине междисциплинарное значе­ние исторического подхода.

В основе системного подхода лежит идея системы — упорядоченной, структурированной совокупности элементов. Системная организация объединяет входящие в нее части в некое единое образование, которое в определенных аспектах можно рассматривать как целостный объект. В системном подходе реализовано как раз синтетическое направление мысли. Общая стратегия системных методов может быть понята как стремление перейти от аналитического уровня изучения предметов, когда исследуе­мый объект разлагается на составные части, к целостному, интегративному видению изучаемых явлений. Эта стратегия выступает как усилие дос­тижению надобъектного уровня рассмотрения. Иными словами, это ситуация, когда входящие в систему исходные объекты имеют собствен­ную специфику и сложность, но мы в данном случае смотрим как бы поверх них на тот системный объект, который они образуют своей организацией.

Исходные интуиции и понятия системного подхода пришли из биологии; ведь именно эта область непосредственно занимается системной организацией различных уровней живого, их сложным иерархическим устройством. Биологическое происхождение системного подхода сказалось на его преимущественной проблематике, связанной с такими системными свойствами, как устойчивость системы, ее адаптируемость и эффективность взаимодействия со средой; типичным углом зрения системного подхода явилось использование аналогий различных систем с организмами.

В своем последующем развитии системный подход проник во многие области науки и практики, обогатился специальными разработками, был поддержан рядом математических методов. В это же время была осознана необходимость разработки системного подхода и на общем философско-методологическом уровне — как общенаучной теории с поистине универ­сальным применением.

В широкомасштабном системном движении исходные термины — системный подход, системный анализ, общая теория систем, принцип сис­темности — употреблялись достаточно свободно, так что выявить здесь четкие границы различных направлений невозможно. Но в целом следует различать системный подход как философско-методологическое течение и совокупность специальных математических методов (и определенный, связанный с ними математический аппарат), которые лучше называть методами системного анализа. Если философско-методологическая общая теория систем занималась разработкой категориального строя системного подхода, пытаясь в т.ч. предложить фундаментальную общую теорию науки вообще, то совокупность специальных исследований с применением методов системного анализа решала ряд прикладных проблем: конкретно-научных, социальных, организационно-управлен­ческих и др. Так, уже с 1950-х гг. эти методы были приложены к эконо­мике и управлению.

Группа системных методов основывается на следующих положениях:

  1. системный объект, или объект-система, должен рассматриваться (не­зависимо от его природы) как совокупность элементов, связанных между собой некоторым множеством структурно-функциональных связей;

  2. функционирование объекта-системы, его системные свойства зависят только от его структурной организации;

  3. для структурной организации объекта-системы могут быть найдены изоморфные аналоги, реализованные на других носителях.

Эти постулаты определяют способ рассмотрения объекта как систе­мы. Система в таком ракурсе оказывается структурно-функциональной организацией, инвариантной относительно материальных носителей раз­личной природы. Системное рассмотрение объекта должно выявить его структурно-функциональную организацию, т.е. множество тех связей, ко­торые необходимы и достаточны для понимания его системных свойств. И наоборот, системные свойства объекта должны пониматься как обуслов­ленные его структурной организацией и только ею. Например, какие струк­турно-функциональные особенности данного предприятия определяют его экономическую стабильность, выживаемость, возрастающую эффектив­ность производства? В данном случае перечисленные свойства, присущие производственному предприятию, рассматриваются как системные, т.е. за­висящие только от особенностей его структуры, и, следовательно, они мо­гут быть перенесены на иные предприятия, а также на системы-объекты с другими целями и даже другой природы (скажем, на воинское подразделение, научный коллектив, техническое устройство и т.п.).

В системном подходе была уточнена и широко использована идея изо­морфизма; это позволило переносить системные знания из одной научно-практической области в другую. Тем самым ведущими процедурами системного анализа стали моделирование и проектирование. Их цель — оптимизация тех или иных системных качеств реальных систем: надеж­ности, эффективности, устойчивости и т.п.

Так, типичной схемой системного моделирования являются опреде­ление исходной системы (ее структуры, системные свойства, функцио­нирования, параметров, относящихся к внешней среде); анализ ее струк­турно-функциональной организации; оптимизационное исследование — определение ее экстремальных состояний, узловых структурных особен­ностей, критических точек; подведение итогов, экстраполяция результатов на исходный объект или, при проектировании, на другие объекты. При подобных исследованиях используется обширная совокупность матема­тических концепций и методов: исследование операций, теория массо­вого обслуживания, теория игр, вариационное исчисление, теория алго­ритмов, различные вероятностно-статистические методы; для анализа структуры — теория множеств, топология, теория графов и другие мате­матические методы.

Существуют также подходы, родственные системному. Их можно считать специальными вариациями общей системной методологии, т.к. они, по сути дела, выделяют определенные аспекты в системном анализе. Так, кибернетический подход, весьма распространенный не­сколько десятилетий назад, нацелен на выявление и изучение обрат­ных связей и каналов управления. Назовем далее информационный подход, который ориенти­рован на анализ информационных взаимодействий и потоков между объектами и внутри них.

Структурный анализ тоже входит в группу системных методов. К нему относится ряд процедур, связанных с изучением «чистых» формально-структурных особенностей систем. Здесь исследуются значимость (ранг) тех или иных элементов, богатство и «рисунок» связей, их критические пункты, длина и структурная сложность различных путей между элемента­ми, возможность выделения самостоятельных подсистем и т.п. Структур­ный подход нацелен, образно говоря, на оценку структурности объекта. Примером применения такого подхода может служить анализ причинных связей в медико-биологических науках, основанный на методах теории графов.

Подводя итог достижениям и значению системного подхода, следует заметить, что методы системного анализа получили многогранное прило­жение; они применяются в экологии, психологии, технических науках, образовании, экономике, при решении задач организационно-управлен­ческого, военного, производственного характера и в других областях. Методы системного анализа явились основой междисцшшинарной орга­низации научно-практической деятельности. Системные исследования, пик которых пришелся на 50-70-е гг. XX в., породили своеобразный бум во многих сферах научно-практического знания, так что трудно указать область, где не пытались бы приложить эту методологию. С развитием вычислительной техники, информационных технологий возможности специальных методов системного анализа расширились.

Что же касается системного подхода как общетеоретического мировоззрения, то в 80-90-е гг. интенсивность работ в традиционном систем­ном направлении снижается, т.к. интересы исследователей смещаются к другим характеристикам сложных и сверхсложных объектов, прежде всего синергетическим. Идеи системного подхода послужили основой для дальнейшего теоретического продвижения.