13.3. Исторический подход
Исторический подход предполагает изучение возникновения, формирования, развития объектов. Сразу же следует подчеркнуть, что исторический подход используется не только в истории. Это один из общенаучных методов. Примерами могут служить геология, медико-биологические науки (сравнительная анатомия), астрономия, языкознание, психология и др..
Исторический подход предназначен не только для решения внутренних проблем исторических наук, но и для лучшего понимания современности; он не замкнут на прошлом, а, скорее, является способом целостного видения изучаемого объекта. Для обозначения общей теоретической канвы исторического подхода; иногда применяют термин «принцип историзма». В самом широком смысле этот принцип означает необходимость не только рассматривать изучаемое явление в его наличном состоянии, но и обращаться к его прошлому, к его историческим этапам, к модификациям, которые оно испытывало в различные периоды. При этом исторические этапы рассматриваются как имеющие самостоятельную ценность и завершенность, но, с другой стороны, содержащие инвариант, присущий данному явлению на всех этапах. Иными словами, принцип историзма постулирует определенную преемственность между историческими формами.
Исторический подход (нередко используется и термин «генетический подход») — это довольно обширное методологическое образование, преломляющееся в различных принципах, методах, предписаниях более конкретного уровня.
1. Прежде всего, в его рамках различима конкретно-историческая составляющая. Это предписание изучения и теоретического воспроизведения истории того или иного объекта (явления, процесса) во всем ее многообразии, полноте взаимосвязей, богатстве конкретных проявлений и оттенков. Материал, полученный в ходе исторического изучения, помимо самостоятельной ценности, должен служить эмпирической основой для выявления и установления общих исторических закономерностей, присущих исследуемому предмету. Этот подход специфичен именно для исторических наук.
2. Другой вариант исторического подхода — реконструкционный, или абстрактно-исторический (в отечественной литературе его также нередко называют логическим методом изучения исторических явлений). Если принцип конкретно-исторического исследования предполагает изучение содержательной истории некоторого предмета в конкретных эмпирических проявлениях, то абстрактно-исторический принцип предполагает выявление некоей исторической закономерности в чистом виде, не обращаясь в полной мере непосредственно к самой эмпирической истории, а реконструируя эту закономерность на основе каких-либо теоретических предпосылок. Разумеется, «истории», являющиеся результатом такого рода реконструкций, — это в некотором смысле истории весьма условные, абстрактные, во многом идеализированные. Но это не означает, что они полностью искусственны и как таковые не имеют познавательной ценности. На самом деле всякая история, в т.ч. реальная, содержательная, тоже в определенной степени концептуализирована; концептуально нейтральной, (или беспредпосылочной) истории вообще не бывает. Вопрос же о познавательной ценности теории решается не с помощью «наивного» критерия простого соответствия теории фактам, а, как уже неоднократно подчеркивалось, в гораздо более сложном познавательном контексте. В рамках исторического подхода формируются принципы и более конкретных методологических течений Спектр различных эволюционистских концепций тоже принадлежит историческому подходу.
Разнообразие исторически ориентированных принципов, концепций, методологических течений в различных науках (как в естественных, так и в гуманитарных) демонстрирует поистине междисциплинарное значение исторического подхода.
В основе системного подхода лежит идея системы — упорядоченной, структурированной совокупности элементов. Системная организация объединяет входящие в нее части в некое единое образование, которое в определенных аспектах можно рассматривать как целостный объект. В системном подходе реализовано как раз синтетическое направление мысли. Общая стратегия системных методов может быть понята как стремление перейти от аналитического уровня изучения предметов, когда исследуемый объект разлагается на составные части, к целостному, интегративному видению изучаемых явлений. Эта стратегия выступает как усилие достижению надобъектного уровня рассмотрения. Иными словами, это ситуация, когда входящие в систему исходные объекты имеют собственную специфику и сложность, но мы в данном случае смотрим как бы поверх них на тот системный объект, который они образуют своей организацией.
Исходные интуиции и понятия системного подхода пришли из биологии; ведь именно эта область непосредственно занимается системной организацией различных уровней живого, их сложным иерархическим устройством. Биологическое происхождение системного подхода сказалось на его преимущественной проблематике, связанной с такими системными свойствами, как устойчивость системы, ее адаптируемость и эффективность взаимодействия со средой; типичным углом зрения системного подхода явилось использование аналогий различных систем с организмами.
В своем последующем развитии системный подход проник во многие области науки и практики, обогатился специальными разработками, был поддержан рядом математических методов. В это же время была осознана необходимость разработки системного подхода и на общем философско-методологическом уровне — как общенаучной теории с поистине универсальным применением.
В широкомасштабном системном движении исходные термины — системный подход, системный анализ, общая теория систем, принцип системности — употреблялись достаточно свободно, так что выявить здесь четкие границы различных направлений невозможно. Но в целом следует различать системный подход как философско-методологическое течение и совокупность специальных математических методов (и определенный, связанный с ними математический аппарат), которые лучше называть методами системного анализа. Если философско-методологическая общая теория систем занималась разработкой категориального строя системного подхода, пытаясь в т.ч. предложить фундаментальную общую теорию науки вообще, то совокупность специальных исследований с применением методов системного анализа решала ряд прикладных проблем: конкретно-научных, социальных, организационно-управленческих и др. Так, уже с 1950-х гг. эти методы были приложены к экономике и управлению.
Группа системных методов основывается на следующих положениях:
системный объект, или объект-система, должен рассматриваться (независимо от его природы) как совокупность элементов, связанных между собой некоторым множеством структурно-функциональных связей;
функционирование объекта-системы, его системные свойства зависят только от его структурной организации;
для структурной организации объекта-системы могут быть найдены изоморфные аналоги, реализованные на других носителях.
Эти постулаты определяют способ рассмотрения объекта как системы. Система в таком ракурсе оказывается структурно-функциональной организацией, инвариантной относительно материальных носителей различной природы. Системное рассмотрение объекта должно выявить его структурно-функциональную организацию, т.е. множество тех связей, которые необходимы и достаточны для понимания его системных свойств. И наоборот, системные свойства объекта должны пониматься как обусловленные его структурной организацией и только ею. Например, какие структурно-функциональные особенности данного предприятия определяют его экономическую стабильность, выживаемость, возрастающую эффективность производства? В данном случае перечисленные свойства, присущие производственному предприятию, рассматриваются как системные, т.е. зависящие только от особенностей его структуры, и, следовательно, они могут быть перенесены на иные предприятия, а также на системы-объекты с другими целями и даже другой природы (скажем, на воинское подразделение, научный коллектив, техническое устройство и т.п.).
В системном подходе была уточнена и широко использована идея изоморфизма; это позволило переносить системные знания из одной научно-практической области в другую. Тем самым ведущими процедурами системного анализа стали моделирование и проектирование. Их цель — оптимизация тех или иных системных качеств реальных систем: надежности, эффективности, устойчивости и т.п.
Так, типичной схемой системного моделирования являются определение исходной системы (ее структуры, системные свойства, функционирования, параметров, относящихся к внешней среде); анализ ее структурно-функциональной организации; оптимизационное исследование — определение ее экстремальных состояний, узловых структурных особенностей, критических точек; подведение итогов, экстраполяция результатов на исходный объект или, при проектировании, на другие объекты. При подобных исследованиях используется обширная совокупность математических концепций и методов: исследование операций, теория массового обслуживания, теория игр, вариационное исчисление, теория алгоритмов, различные вероятностно-статистические методы; для анализа структуры — теория множеств, топология, теория графов и другие математические методы.
Существуют также подходы, родственные системному. Их можно считать специальными вариациями общей системной методологии, т.к. они, по сути дела, выделяют определенные аспекты в системном анализе. Так, кибернетический подход, весьма распространенный несколько десятилетий назад, нацелен на выявление и изучение обратных связей и каналов управления. Назовем далее информационный подход, который ориентирован на анализ информационных взаимодействий и потоков между объектами и внутри них.
Структурный анализ тоже входит в группу системных методов. К нему относится ряд процедур, связанных с изучением «чистых» формально-структурных особенностей систем. Здесь исследуются значимость (ранг) тех или иных элементов, богатство и «рисунок» связей, их критические пункты, длина и структурная сложность различных путей между элементами, возможность выделения самостоятельных подсистем и т.п. Структурный подход нацелен, образно говоря, на оценку структурности объекта. Примером применения такого подхода может служить анализ причинных связей в медико-биологических науках, основанный на методах теории графов.
Подводя итог достижениям и значению системного подхода, следует заметить, что методы системного анализа получили многогранное приложение; они применяются в экологии, психологии, технических науках, образовании, экономике, при решении задач организационно-управленческого, военного, производственного характера и в других областях. Методы системного анализа явились основой междисцшшинарной организации научно-практической деятельности. Системные исследования, пик которых пришелся на 50-70-е гг. XX в., породили своеобразный бум во многих сферах научно-практического знания, так что трудно указать область, где не пытались бы приложить эту методологию. С развитием вычислительной техники, информационных технологий возможности специальных методов системного анализа расширились.
Что же касается системного подхода как общетеоретического мировоззрения, то в 80-90-е гг. интенсивность работ в традиционном системном направлении снижается, т.к. интересы исследователей смещаются к другим характеристикам сложных и сверхсложных объектов, прежде всего синергетическим. Идеи системного подхода послужили основой для дальнейшего теоретического продвижения.
- Часть 1 курс лекций______________________________________________________
- 1.1. Философия и наука
- Сущность философии. Взаимоотношения философии и науки
- Функции и роль философии в научном познании
- 1.2. Философские дисциплины, изучающие науку
- 1.2.1. Наука как объект полидисциплинарного изучения
- 1.2.2. Философия науки: становление и этапы
- 1.2.3. Методология науки
- 1.2.4. Логика науки
- 2.1. Научное понятие
- 2.1.1. Понятие с логической точки зрения
- 2.1.2. Формирование и функционирование научных понятий
- 2.2. Научный закон
- 2.2.1. Определение и характеристика научного закона
- 2.2.2. Операционально-методологическая сторона научного закона
- 2.2.3. Классификация законов
- 2.2.4. Функции научных законов
- 3.1. Общая структура
- 1). Предельно общие методологические установки.
- 2). Общенаучные методологические установки.
- 4). Специальные методики.
- 3.2. Методологические регулятивы. Идеалы и нормы научного познания
- 3.3. Динамика и взаимосвязи методологического арсенала науки
- 4.2. Проблема и проблемная ситуация
- 4.3. Проблема как научное утверждение
- 4.4. Понятие об адекватно сформулированной проблеме
- 4.5. Этапы постановки проблемы
- 4.6. Динамика проблем в научном познании
- 5.1.1. Становление и развитие научной теории
- 5.1.2. Понятие о теоретической схеме
- 5.1.3. Генезис и обоснование теоретической схемы
- 5.1.4. Объединяющая модель развития научных теорий
- 5.2. Проверка и принятие научной теории
- 5.2.1. Проверка теории: эмпирические и неэмпирические аспекты
- 5.2.2. Принятие теории
- 5.2.3. Необходимость выхода в социологический и исторический ракурс
- 6.1.2. Метод гуманитарных наук
- 6.1.3. Цель гуманитарного познания
- 6.1.4. Функции гуманитарного знания
- 6.1.5. Единая наука или два региона
- Общий методологический проект: понимание и объяснение
- 6.2.1. Возникновение проблемы «понимание / объяснение» и
- Современный интерпретативный поворот гуманитарных наук
- 6.2.3. Интерпретация как метод гуманитарных наук
- 7.1.1. Проявления модернизации
- 7.1.2. Феномен техники
- 7.1.3. Противоречивые плоды науки
- 7.1.4.Восприятие науки в общественном сознании
- 7.2. Наука и глобальные проблемы
- 7.2.1 Определение и классификация глобальных проблем
- 7.2.2. Роль науки в подходах к решению глобальных проблем
- 7.2.3. Роль социальной активности ученых. Деятельность Римского клуба
- 7.2.4. Поиск новых ценностно-мировоззренческих ориентиров
- 8.1. Социология науки как дисциплина
- 8.2. Организационные формы науки
- 8.2.1.Институционализация науки. Формирование научных дисциплин
- 8.2.2. Научное сообщество. Формальные и неформальные общности
- 8.2.3. Неформальные общности: исследовательские группы, научные
- 8.2.4. Роль руководителя в деятельности научного сообщества
- 8.2.5. Научные коммуникации
- 8.2.6. Проблемы динамики науки
- 9.1. Научная картина мира
- 9.1.1. Понятие о научном мировоззрении
- 9.1.2. Что такое научная картина мира?
- 9.1.3. Научные картины мира в новоевропейской науке
- 9.1.1. Роль научной картины мира в научном и философском познании
- 9.2. Формы социокультурной обусловленности научного познания
- 9.2.1. Уровни воздействия социокультурных факторов
- 9.2.2. Культура как исходный смысловой горизонт науки
- 9.2.3. Научная рациональность и социокультурные параметры
- 9.2.5. Тип рациональности
- 9.2.6. Проблема внутрикультурных взаимосвязей
- Часть 2 тематика и содержание семинаров____________________
- 1.1. Познание и его виды.
- Понятие субъекта и объекта
- 1.3. Компоненты познания
- 1.4. Источники и виды знания.
- 1.5. Знание явное и неявное
- 2. Наука как система знания и как вид деятельности.
- 2.1. Основные черты научного знания
- 2.2. Динамизм и незавершенность науки
- 2.3. Единицы научного знания
- 3. Наука как деятельность
- 3.1. Научная деятельность как способ постижения мира
- 3.2. Параметры научной деятельности и их сущность
- 3.2.1. Характер
- 3.2.2. Цель
- 3.2.3. Предмет
- 3.2.4. Средства
- 3.2.5. Ценность
- 4. Проблема истины
- 4.1. Проблема определения истины
- 4.2. Проблема критериев истины
- 4.3. Поиски универсальной концепции истины
- 5. Проблема научного метода
- 5. 1. Методологические понятия.
- 5.2. Определение научного метода
- 6.1. Дедуктивная объяснительная схема к. Гемпеля
- 6.2. Базис и структура как основания характеризации объяснений
- 6.3. Разнообразие оснований объяснения
- 6.4. Стандарты понимания
- 6.5. Прагматические факторы в структуре объяснения
- 6.6. Научное предсказание
- 7.1. Первоначальная постановка проблемы
- 7.2. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты
- 7.3. Современное состояние проблемы различения
- 7.4. Проблема независимости эмпирического уровня от теоретического
- 7.5. Связи между уровнями. Правила соответствия
- 8. 1. Описание
- 8.2. Сравнение
- 8.3. Измерение
- 9.1. Структура и классификация наблюдения
- 9.2. Основные характеристики научного наблюдения
- 9.3. Отличие наблюдения от эксперимента
- 9.4. Тезис о теоретической нагруженности наблюдения
- 9.5. Проблема объективности результатов наблюдения
- 9.6. Современная проблематика наблюдения как предмет методологического анализа
- 9.7. Наблюдение в современной науке
- 10.1. Экспериментальный метод в истории науки
- 10.2. Структура и логическая схема эксперимента
- 10.3. Классификация экспериментов
- 10.4. Многофакторный эксперимент
- 10.5. Этапы экспериментального исследования
- 10.6. Эксперимент и теория
- 10.7. Автономия экспериментальных практик
- 10.8. Особенности и ограничения современного научного эксперимента
- 11.1. Моделирование в истории науки
- 11.2. Показания к моделированию
- 11.3. Этапы и структура моделирования
- Построение модели;
- Изучение модели;
- 11.4. Классификация моделей
- 11.5. Проблема сходства оригинала и модели
- 11.6. Логические аспекты этапа экстраполяции
- 11.7. Моделирование как познавательный процесс
- 11.8. Функции моделей в научном познании
- 11.9. Трудности современного моделирования
- 12.1 Индуктивная направленность стадии
- 12.2. Применяемые методы
- 12.3. Ограничения статистического мышления
- 13.1. Логические действия
- 13.2. Подходы и методы
- 13.2.1.Аксиоматический метод.
- 13.2.2. Гипотетико-дедуктивный метод
- 13.2.3. Гипотетико-дедуктивный метод в качестве универсальной
- 13.2.4. Существует ли индуктивный метод?
- 13.3. Исторический подход
- 13.4. Другие теоретико-методологические подходы
- 14.1. Определение научного факта
- 14.2. Роль фактов в научном познании
- 14.3. Факт в структуре научного знания
- Инвариантный;
- 14.4. Логическая форма факта
- 14.5. Тезис о теоретической нагруженности факта
- 15.1 Классификация гипотез
- 15.2. Роль гипотез в научном познании. Гипотезы как новации
- 15.3. Логико - методологические требования к научной гипотезе
- 15.4 Гипотезы ad hoc
- 15.5 Стадии работы над гипотезой
- 15.6. Проверка и принятие научной гипотезы
- 16.1. Исходные соображения
- 16.2. Функции научной теории
- 16.3. Классификация научных теорий
- 16.4. Структура научной теории
- 16.5. Теории и ход научного познания
- 17.1. Научное сообщество
- 17.2. Парадигма
- 17.3. Нормальная наука
- 17.4. Научная революция как смена парадигм
- 17.5. Проблема рациональности и другие проблемы,
- 18. Рост научного знания: разрывы и преемственность
- 18.1. Формулировки проблемы несоизмеримости
- 18.2. Интертеоретические отношения
- 18.3. Преемственность научных теорий
- 18.4. Обновление или разрушение?
- 19.1. Современные сюжеты проблемы реальности
- 19.2. Подходы к общему определению понятия рациональности
- 19.3. Принципы оценки и сравнения научных теорий
- 20. Крупные и малые изменения в науке
- 20.1. Крупные преобразования — революции
- 20.2. Типология крупных изменений
- 20.3. Непрерывная динамика и прогресс
- 21. Вопросы научного творчества
- 21.1. Методология науки и творчество: контекст открытия
- 21.2. Модели научного поиска
- 21.3. Линейная модель научного поиска. Психологическая
- 21.4. Структурно-системная модель научного поиска
- 21.5. Когнитивный подход
- 21.6. Научное творчество и психологические факторы
- 21.7. Проблема мотивации творчества
- 21.8. Другие факторы, влияющие на творчество
- 22.1. Особенности и тенденции современной науки
- 22.2. Сложность и многогранность профессии современного ученого
- 23. Ответственность ученого. Этика науки
- 23.1 Основной вопрос этики науки
- 23.2. Этика и деонтология
- 23.3. Основные темы этического обсуждения научно-технической деятельности
- 23.4. Научное познание: свобода и контроль
- 23.5. Проблема ответственности
- 23.6. Влияние науки на постановку новых этических проблем
- 24. Научное сообщество как социальная группа
- 24.1. Мертон р. И концепция этоса науки
- 24.2. Образ научного сообщества в современной социологии науки
- 24.3. Внутренняя регуляция деятельности научного сообщества
- 25. Функционирование науки и факторы общественной жизни
- 25.1. Экономические факторы
- 25.2. Политические факторы
- 25.4. Наука и сфера образования
- 26. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы
- 26.1. Социальные функции науки
- 26.2. Проблема легитимации науки
- 26.3. Проблема свободы научных исследований
- 27. Наука и искусство
- 27.1 Различие и сходство
- 27.2. Влияние науки на искусство
- 27.3. Влияние искусства на науку
- 27.4. Идея единого художественно-научного познания
- 28. Наука и религия
- 28.1. Религиозные представления в основаниях науки
- 28.2. Современная наука и религиозная идея
- 28.3. Проблема совместимости науки и религии. Вера и разум
- 29. Наука в общем культурном проекте
- 29.1. Наука как продолжение культурного проекта
- 29.2. Исторические разновидности познавательных проектов
- 29.3. Современный культурный проект
- Часть 1 Курс лекций
- Часть 2 Тематика и содержание семинаров