logo
Методический комплекс новый

1.2.4. Логика науки

Становление этого направления в комплексе философско-науковедческих дисциплин связано с мощным развитием в XX в. математической логики — самостоятельного и плодотворного направления, имеющего приложения во многих сферах научно-практической деятельности. Сей­час область, именуемая логикой научного познания, представляет собой совокупность разнообразных концепций, подхо­дов и моделей, касающихся различных форм и процессов научного позна­ния. Объединяет же все эти разработки особый логический срез, в котором изучаются проблемы философии науки. Так, в логике науки изучаются формальные логико-математические аспекты научной деятельности — это, прежде всего сам язык науки как система понятий, синтаксические и семантические отношения между его элементами, логические характе­ристики научных теорий (такие как непротиворечивость, корректность, интерпретируемость, взаимная независимость аксиом), а также содержа­тельные рассуждения, структуры аргументации и другие вопросы.

Круг проблем, охватываемый этим направлением, весьма широк. Изуча­ются такие конкретные методологические вопросы, как проблема взаимо­отношения и взаимопереводимости теорий, соотношения теоретических и эмпирических терминов в структуре языка науки, возможность аксиомати­зации той или иной предметной области и др. Уточняются такие важные научные понятия, как необходимость, случайность, возможность, вероят­ность, правдоподобность и т.п. Но при этом не следует понимать логику на­уки лишь как применение сугубо технических приемов, как совокупность искусственных языков. Эта область включает в себя и существенные содер­жательные, неформальные моменты. Так, П.В. Копнин определяет логику научного исследования как содержательную систему, создаваемую в теории познания и логике с целью получить целостное представление о процессе научного исследования и его составляющих элементах. Этот самостоятель­ный момент, несводимый к логической технике, тоже весьма важен. Хотя в реальности, конечно, в сфере логико-философских исследований сегодня преобладают именно формальные, математизированные подходы.

Достаточно широк и арсенал современных логико-математических средств и методов. Для логико-формальной реконструкции процессов научного познания сегодня привлекают как ставшие традиционными мето­ды построения стандартных искусственных языков (исчислений), (прежде всего, исчисление предикатов), так и более новые достижения логической техники: логику норм, оценок, временную логику, эпистемические моде­ли познания, модальную логику и др. Используемые в логическом анали­зе математические структуры служат не только для формализации налич­ного содержания научного знания, но и в ряде случаев для получения новой информации о внутреннем строении той или иной теории, точном смысле ее терминов и их взаимоотношений, возможностях новых, не­стандартных приложений теории и т.п.

Отметим, что логические методы обработки и исследования научного знания сегодня приобрели особое значение. Это связано со становлением т.н. инженерии знаний и с развитием компьютерных технологий, опираю­щихся на достижения в области искусственного интеллекта. Развитие ло­гических методов создает интеллектуальную поддержку для одной из важнейших тенденций современной науки — для тенденции ее информа­тизации и компьютеризации.

Современная методология науки показывает, что методы, нормы и критерии научного познания не остаются неизменными. С изменением целей и функций науки они совершенствуются, уточняются, корректируются. Возникают также новые методы использования, опирающиеся на современные возможности моделирования и использования компьютерных технологий.

Таким образом, философия науки есть итог познавательной деятельности, направленный как на развитие самой философии, так и на обобщение результатов в области науки, являясь условием и исходным пунктом нового процесса. Она приобретает нормативные свойства и функционируют уже как методология познания, представляя собой схему (закон) развития научного познания в целом.

Контрольные вопросы

  1. В чём сущность философии как метафизического учения ?

  2. Каковы основные функции философии ?

  3. Каково значение философии для науки ?

  4. Что относят к когнитивному и социально-культурному контекстам научного познания?

  5. Какова логико-методологическая структура научной деятельности ?

  6. В чём сущность и каковы задачи методологии науки ?

  7. С чем связано развитие методологического знания ?

  8. Какие направления деятельности формируют логику науки ?

.

ЛЕКЦИЯ 2 ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Научное понятие

Понятие с логической точки зрения. Формирование и функционирование научных понятий

Научный закон

Определение и характеристика научного закона. Универсальность закона. Операционально- методологическая сторона научного закона. Классификация законов. Функции научных законов

Научное знание содержит весьма специфические струк­туры. Оно включает в себя определенную совокупность концептуальных конструктов и взаимоотношений между ними. Здесь рассмотрим ряд основных структур научного знания, таких как понятие, закон и объяснительные схемы, а также проанализируем принятое в науке разделение научного познания на эмпирический и теоретический уровни.