logo
Методический комплекс новый

2.3. Единицы научного знания

При изучении научного познания прежде всего необходимо вычленить единицы, подлежащие анализу. Однако оказывается, что выделение единиц анализа представляет собой проблему. Ведь в когнитивную систему науки входят самые разные составляющие: законы, принципы, понятия, постула­ты, гипотезы, правила, методы, факты, модели и т.д. Это означает, что ког­нитивная система науки полиструктурна: ее можно рассматривать и как систему теорий, и как систему моделей, и как процедурно-операционную систему.

Традиционно единицей логико-методологического анализа научного знания выступала научная теория как достаточно замкнутое и стабильное концептуальное образование. Однако к настоящему времени развито множество других подходов. Здесь достаточно привести несколько при­меров:

1) изучению подлежат общепризнанные образцы научной деятельности и связанные с ними, разделяемые научным сообществом системы пред­ставлений — «парадигмы»;

  1. наука рассматривается как совокупность моделей, где теоретические знания непосредственно опираются на системы приложений — структуралистский подход;

  2. предлагают анализировать научное знание в терминах познаватель­ных традиций — исследовательские традиции, экспери­ментальные традиции;

4) предлагают изучать краткосрочные периоды конкретных научных практик.

Предлагают использовать в качестве единицы анализа и такие более крупные, чем теория, образования, как:

1) взаимосвязанные серии теорий, или научно-исследовательские прог­раммы;

2) области и научные дисциплины как системы сложно организованных теоретических знаний. Во всяком случае, на фоне этого многообразия предложений разумно выдвинуть следующее требование: концептуальные образования, претен­дующие на роль базовых структур научного знания и, соответственно, на роль единиц логико-методологического анализа, должны обладать таки­ми свойствами, как самостоятельность, т.е. несводимость к другим кон­цептуальным формам и возможность существовать в относительно изолированном виде; наличие в них устойчивого содержания, которое является относительно замкнутым и может быть интерпретировано в других концептуальных формах; достаточная информативность за­ключенного в них содержания, т.е. они должны репрезентировать действи­тельно существенные для науки массивы знаний.

Контрольные вопросы

  1. Что такое познание по определению и его основные виды ?

  2. В чём различие субъекта и объекта познания ?

  3. Каковы компоненты познания и их сущность ?

  4. Что такое знание, его виды и источники ?

  5. Каковы основные черты научного знания и их сущность ?

  6. Из каких единиц логико-методологического анализа состоит научное знание ?

.

Семинар 2 Философские аспекты науки (продолжение)

Наука как деятельность.

Научная деятельность как способ постижения мира. Параметры научной деятельности и их сущность.

Проблема истины

Проблема определения истины. Поиски универсальной концепции истины. Проблемы критериев истины

Проблема научного метода

Методологические понятия. Определение научного метода.