logo
Методический комплекс новый

4.6. Динамика проблем в научном познании

В определенном смысле можно сказать, что проблемы ведут собствен­ную жизнь в науке. Они возникают, развиваются, трансформируются, ре­шаются, вновь возобновляются, пересматриваются и т.п. Не надо пред­ставлять решение проблемы однократным актом. Одна и та же проблема, уже однажды решенная, может ставиться повторно, требовать более точ­ного, более современного решения, т.е. это как бы сквозная, непреходя­щая проблема. Возможны и целые серии проблем, когда они образуют последовательность, каждая из которых сохраняет какую-то часть содер­жания предыдущей. В таком случае говорят об их преемственности. Часто трудности в решении проблемы, приводящие к ее длительному существованию в науке, связаны с характером ее принципиальной разре­шимости: так, проблема может не поддаваться решению в общем виде, а разрешаться лишь в частных аспектах. Например, важное место занима­ет проблема неразрешимости в математике, где разработаны специальные методы проверки принципиальной разрешимости тех или иных задач.

Исследование разрешимости — это достаточно мощная методологиче­ская стратегия, как бы исследование второго порядка, показывающее, нужно ли вообще браться за решение имеющейся проблемы.

В целом динамика проблем отражает, с одной стороны, картину актуаль­ных социальных потребностей. Поэтому отбор проблем для очередности их решения, осуществляемый в институциональных структурах науки, должен учитывать нужды практики. Но сугубо утилитарный подход, сиюминут­ное мышление тоже были бы нежелательной крайностью, т.к., с другой стороны, приоритетность решения научных проблем должна соответ­ствовать и внутренним потребностям науки. Ведь динамика проблем вос­производит и саму динамику научного познания вообще.

Наличие и даже рост проблем в какой-либо научной области не означает ее слабости. Напротив, как раз то мышление проблем,, для которого все объяснимо и просто, находится в состоянии стаг­нации, интеллектуального застоя. Чем более высокой степени развития до­стигает научное познание, тем выше уровень интенсивности постановки и разработки соответствующих проблем. Или, иными словами, с ростом научных достижений открывается все более широкий проблемный горизонт. Используя ракурс научных проблем, мы получаем определенный масш­таб для рассмотрения общего хода научного познания.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные формы научного познания ?

  2. Что такое научная проблема и чем она отличается от проблемной ситуации ?

  3. Каковы важнейшие свойства адекватно сформулированной проблемы ?

  4. Что входит в этапы постановки проблемы ?

  5. В чём суть этапа предварительной постановки проблемы ?

  6. Каковы основные задачи этапа анализа проблемы ?

  7. Чем характеризуется этап оценки проблемы и каковы критерии её оценки ?

  8. Каково содержание этапа выдвижения проекта ?

.

ЛЕКЦИЯ 5 ПРОБЛЕМЫ ДИНАМИКИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Становление и развитие научной теории.

Понятие о теоретической схеме. Генезис и обоснование теоретической схемы. Объединенная модель развития научных теорий.

Проверка и принятие научной теории.

Проверка теории: эмпирические и неэмпирические аспекты. Принятие теории.

Ранее были рассмотрены формы научного познания, имеющие самостоятельное значение в структуре научной деятельности и вы­ступающие единицами логико-методологического анализа. Теперь за­дача состоит в том, чтобы раскрыть действительное движение науч­ного познания, непрерывную текучесть и обновляемость его содержания. Действительно, проведенный ранее анализ дал лишь структурный срез научной деятельности, показал ее устойчивые формы, обнаруживаемые в каждый отдельно взятый момент времени. Но наука находится в состоянии непрестанного развития, она подвижна и открыта. В ходе научного познания меняется совокупность актуальных проблем, открываются и вводятся в рас­смотрение новые факты, отбрасываются прежние теории и создаются более совершенные, имеющие порой поистине революционное значение. Ход по­знания демонстрирует нам извечное брожение научного духа.

Итак, мы переходим от статического к динамическому анализу науч­ного познания.

В самой философии и методологии науки заметно существенное нараста­ние именно динамической проблематики. Если в первой половине XX в. преобладали проблемы, связанные с логическим анализом научного язы­ка, структуры теории, процедур дедуктивного и индуктивного вывода, то со второй половины XX в. становится весьма заметен поворот от логики к истории. Динамика науки, закономерности и движущие факторы ее раз­вития, проблемы взаимоотношения и соизмеримости старых и новых теорий, соотношение консерватизма и радикализма в науке, вопросы рационального преодоления научных разногласий и рационального пере­хода от одних теоретических позиций к другим — вот что становится объектом преимущественного интереса философов, приводя порой к бур­ным дискуссиям.