logo
Методический комплекс новый

5.2.3. Необходимость выхода в социологический и исторический ракурс

В результате мы вынуждены рассматривать процесс принятия теории как многоплановый процесс, в котором происходит сложное столкнове­ние альтернативных точек зрения и в котором приверженцы обеих кон­цепций могут неопределенно долго защищаться от нападок и выстраивать защитные конструкции. В таком столкновении понятие принятия теории приобретает динамический характер, выражаю­щийся в процессах постепенного изменения численного соотношения сторонников конфликтующих концепций. Это означает, что понятие при­нятия теории мы вынуждены анализировать не только в логическом ракурсе, но в большей мере переносить акцент в своеобразную социологи­ческую плоскость. Говорить о том, что теория является общепринятой, мы можем не тогда, когда располагаем неким логически неопровержи­мым подтверждением ее истинности, а лишь тогда, когда мы констатиру­ем, что она действительно, стала преобладающей по числу членов про­фессионального научного сообщества, признающих ее.

Таким образом, мы приходим к необходимости ввести в поле зрения социологический план анализа научного познания. Учитывая, что на про­цессы принятия научной теории огромное влияние оказывают историче­ски меняющиеся стандарты строгости, доказательности и вообще самой рациональности, следует принять во внимание важность также истори­ческой плоскости рассмотрения научного познания.

Контрольные вопросы

  1. Что лежит в основе становления и развития научной теории ?

  2. То такое теоретическая схема и каковы свойства её объектов ?

  3. Каков характер разработки теоретической схемы и порядок выбора её объектов ?

  4. Когда теоретическая схема считается теоретически обоснованной ?

  5. В чём состоит проверка научной теории ?

  6. В каком случае научная теория считается принятой ?

.

ЛЕКЦИЯ 6 ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ

ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Специфика гуманитарных наук.

Предмет, цель и функции гуманитарного знания. Единая наука или два региона.

Общеметодологический проект: понимание и объяснение.

Возникновение проблемы понимание / объяснение. Современный интерпретативный поворот гуманитарных наук. Интерпретация как метод гуманитарных наук.

Гуманитарные науки являются особым регионом научного познания. В прежние времена, когда неопозитивистские ориентиры были более влия­тельными, философия и методология науки занимались преимущественно анализом естественно-научных дисциплин. Гуманитарные науки с точки зрения логического позитивизма выглядели недостаточно зрелыми, чтобы можно было изучать их всерьез. Сейчас, когда открыт более сложный об­раз науки, гуманитарное знание расценивается как отдельная самобытная сфера научных подходов. Поэтому обзор тематики современной теории науки был бы существенно односторонним без хотя бы краткого рассмот­рения проблем гуманитарных наук.

Естественные науки достигли внушительных успехов. Поэтому они стали рассматриваться как образец научного мышления. Ситуация же от­носительно комплекса гуманитарных наук уже достаточно давно считает­ся весьма неоднозначной. Уже на первый взгляд заметно, что гуманитар­ные науки существенно отличаются от естественных. Но в чем конкретно состоит их специфика?

Предполагается, что автономность гуманитарных наук связана со спецификой их:

  1. предмета,

  2. метод;

  3. целей

  4. функций, которые выполняет гуманитарное знание.

6.1.1. Предмет гуманитарного познания

Круг интересов гуманитарных наук — человек, общество, культура. В отличие от естественных природных процессов, подчиняющихся естест­венным закономерностям, предметы и процессы, подлежащие гуманитар­ному изучению, являются соизмеримыми с человеком: они либо каса­ются непосредственно человеческой жизни, либо являются плодами человеческих действий. Психология, социология, история и другие гу­манитарные науки изучают область явлений, в которой сказывается изна­чальное присутствие человека. Поэтому, насколько человек отличается от безличных природных сил, настолько отличаются гуманитарные науки от естественных. Неустранимое различие между ними пролегает, прежде всего, через феномен сознания. Все гуманитарные науки берут в расчет феномен человеческого со­знания. Язык, ценности, коммуникация, символы, общественные образо­вания, культурные смыслы — весь спектр жизнедеятельности человека связан с его сознательным одухотворенным бытием. Какими бы частны­ми аспектами ни занимались те или иные разделы гуманитарного позна­ния, они неизбежно уходят корнями в жизненный мир человеческого су­ществования. Сложнейшие вопросы человеческого бытия составляют фундамент любого гуманитарного исследования, даже если они остаются его неявным фоном. Все это создает неповторимую особенность гумани­тарного познания. Раньше для описания области изначального присутствия человека использовали понятие «дух». И, видимо, пока не придумано луч­шего указания на специфику предмета гуманитарных наук, чем то, которое заключено в термине, предложенном В. Дильтеем — науки о духе.