logo
Методический комплекс новый

2.2. Динамизм и незавершенность науки

Научное знание не представляет собой какой-то гомо­генной целостности. В нем есть и нерешенные проблемы (скажем, в математике — проблема Гольдбаха), есть проблемы, вообще считающиеся вечными (например, в биологии — проблема происхождения жизни), причем иногда, наоборот, проблемы, считавшиеся неразрешимыми, могут дождаться своего решения (примером может служить недавнее доказатель­ство Великой теоремы Ферма), есть различные парадоксы (образцы кото­рых можно видеть в современной физике микромира). Часто в одно и тоже время сосуществуют несколько альтернативных, конфликтующих друг с другом теорий, идет постоянная борьба школ и направлений и т.п. Это означает, что содержание научного знания является принципиально открытым для пересмотра и уточнения, для улучшений и значительных нова­ций. Открытость и корректируемость научного знания выступают важ­нейшими предпосылками развития когнитивной системы науки. Научное знание динамичное, подвижное, принципиально незавершенное. Оно нахо­дится, как писал И. Кант, в контексте постоянного «продвижения опыта», т.е. в режиме непрерывного совершенствования и расширения.

Итак, система научного знания динамична, принципиально открыта, корректируема.