logo
Методический комплекс новый

23.6. Влияние науки на постановку новых этических проблем

Сам ход научного познания оказывает влияние на возникновение и постановку новых этических проблем. Вторгаясь в самые неожиданные области, наука создает непредвиденные этические ситуации. Например, современные репродуктивные технологии в медицине размывают традиционные представления о зачатии, о функции родителей, о биосоциальных основаниях семьи; в итоге серьезная опасность нависает над, ценностями семейного жизнеустройства. Многие научно-технологические новшества, которые происходят на наших глазах, могут вызвать далеко идущие социальные последствия и угрожать нам новыми кризисами духовно-нравственного порядка.

Влияние науки на различные социально-этические стороны общественной жизни весьма многогранно. Ведь результаты научных исследований оказывают воздействие на формирование оценочных суждений во многих областях деятельности. Так, наука может продуцировать и поставлять информацию, имеющую для людей социально обостренный смысл: о генетической неполноценности, о психических или физиологических особенностях людей. То же касается исследований в области социологии, педагогики, демографии, этнопсихологии и т.п., которые прямо или косвенно ведут к концепции неравенства людей (скажем, это касается исследований, которые выявляют роль образовательных, этнических, расовых и других факторов в различии между индивидами или социальными группами). Вообще говоря, вся информация, касающаяся непосредственно взаимоотношений между людьми, является эмоционально и ценностно нагруженной. Таким образом, вопрос об этической составляющей научных знаний, раскрываемый с максимальной полнотой, оказывается связанным с практически необозримой совокупностью предпосылок, укорененных в универсуме социокультурных установок. Поэтому этика науки является открытой областью исследований. Мы не можем утвердить этику науки в виде раз и навсегда заданного стандартного списка правовых документов и норм. Она поднимает гораздо больше тонких вопросов, которые только на первый взгляд кажутся ценностно нейтральными. И мы не можем предугадать, в какой области могут возникнуть новые этические коллизии ближайшего будущего. Этике науки и в будущем придется оперативно реагировать на научные новации, подвергать их всестороннему рассмотрению. На сегодняшний день этика науки, пожалуй, имеет больше заявленных проблем, чем удовлетворительных решений. Однако нас должно обнадеживать то, что уже само внимание к возникающим проблемам является признаком конструктивной настроенности. Сейчас отчетливо ясно по крайней мере то, что ход науки заставляет общество по-новому (и порой весьма болезненно) осознавать и осмысливать фундаментальную проблему человека, глубочайшие вопросы о смысле и значимости человеческой жизни и человеческой истории.

Контрольные вопросы

  1. Каковы особенности и тенденции современной науки ?

  2. В чём сущность интеграции и дифференциации науки ?

  3. Какова роль математизации науки ?

  4. Каково значение информатизации науки на современном этапе ?

  5. В чём сложность и многогранность профессии современного учёного ?

  6. В чём состоит основной вопрос этики науки ?

  7. В чём сущность этики и деонтологии ?

  8. Какова тематика этического обсуждения научно-технической деятельности ?

  9. В чём заключается свобода и контроль научного познания ?

  10. Почему остро стоит проблема ответственности перед учёными ?

  11. Как влияет на науку постановка новых этических проблем ?

.

Семинар 17 Наука как социальный институт

Научное сообщество как социальная группа.

Р. Мертон и концепция этоса науки. Образ сообщества в современной социологии науки. Внутренняя регуляция деятельности научного сообщества.

Функционирование науки и факторы общественной жизни.

Экономические факторы. Политические факторы. Наука и право. Наука и сфера образования.

Статус науки в обществе: проблемы свободы и легитимизации.

Социальные функции науки. Проблемы легитимизации науки. Проблема свободы научных исследований.