logo
Методический комплекс новый

20.1. Крупные преобразования — революции

Крупные преобразования принято называть научными революциями. Научная революция, как правило, вызывает к жизни целый каскад событий — смену главенствующей парадигмы, новую расстановку проблем, обновление терминологии, появление новых научных направлений, транс­формацию технических приемов и методов и даже, возможно, изменения в целях и ценностях научной области или группы областей. Движущими силами революций являются сложные комплексы факторов, включающие и открытие новых фактов, и изобретение новых инструментов, и мировоз­зренческие сдвиги и т.п. Каждое подобного рода крупное преобразование изучается историками с разных сторон, во всей полноте его индивидуаль­ных проявлений. Вопрос о движущих силах и механизмах крупных науч­ных изменений остается открытым, находится в разработке. Открытыми остаются также вопросы о том, сколько явных революций следует разли­чать в истории науки и каковы критерии научной революционности вооб­ще, какой меркой можно измерить масштаб данного изменения, чтобы его можно было охарактеризовать как малое, среднее или революционное.

Научная революция — длительное пред­приятие, включающее трансформацию многих уровней и подсистем знаний, каждое из которых вносит свой вклад в длящееся преобразование теоретических систем и картины мира.

Всякая научная революция является сложным, многомерным процес­сом. Интуитивно мы связываем с научной революцией представление о существенном потрясении и трансформации наших знаний. Революци­онность новой теории состоит, прежде всего, в появлении каких-то, су­щественно, новых теоретических элементов, изучаемых объектов, ракур­сов рассмотрения, которых не было (и, как правило, в определенном смысле не могло быть) в старой системе знаний.

Существенное потрясение знаний, которое мы называем революцион­ным, как правило, выходит за рамки одной дисциплины, оказывает влия­ние на многие науки, а также на сферу культуры и повседневные взгляды. В этом случае подвергаются пересмотру даже представления здравого смысла, как это было, например, в связи с выступлениями Н. Коперника, Н.И. Лобачевского, А. Эйнштейна. Это, пожалуй, самый сильный и яркий эффект научных революций, и, конечно, в истории науки таких глобальных революций было немного. В то же время в различных областях наук тоже происходят крупные изменения, которые специалисты расценивают как революционные. В каждом случае речь идет о каком-то значительном событии, и, надо полагать, профессионалы имеют право квалифицировать это событие как весьма серьезное для данной области знаний.

И так, разговор о научных революциях означает лишь мар­кирование каких-либо существенных изменений в науке и оставляет пространство для более детального анализа как единиц изменений, так и конкретных причин преобразований, их механизмов, следствий (бли­жайших научных и более широких междисциплинарных и социокуль­турных) и т.п.