logo
Методический комплекс новый

15.5 Стадии работы над гипотезой

Деятельность, связанная с выдвижением и проверкой гипотез, имеет на практике весьма непростой характер; однако в дидактических целях можно представить общие ориентиры этого процесса в виде линейной последовательности, помня о сугубо условном характере этой схемы. Можно выделить следующие стадии:

  1. обнаружение проблемы — уже на стадии предварительной постановки научной проблемы идет выдвижение и приблизительная оценка различных гипотез; здесь у исследовате­ля возникают различные догадки относительно подхода к проблеме и производится первичная оценка этих идей;

  2. выдвижение гипотезы — здесь ученый в явном виде формулирует ту предварительную гипотезу, которая прошла первичный отбор и была оценена как заслуживающая внимания. Иногда предположение, при­надлежащее этой стадии, называют рабочей (или поисковой, черновой) гипотезой;

  3. разработка гипотезы — ученый анализирует гипотезу, разворачивает скрытый в ней потенциал, т.е. изучает ее взаимосвязи с исходной тео­рией, вывод следствия из системы «исходная теория плюс новая ги­потеза», разрабатывает исследовательский проект;

  4. проверка гипотезы — это сложный процесс эмпирической и теорети­ческой проверки гипотезы, интерсубъективного обсуждения ее досто­инств и недостатков, сравнения ее с альтернативными гипотезами, за­вершающийся в лучшем случае ее однозначным принятием либо отвержением.

В целом процесс протекает примерно следующим образом. Отталки­ваясь от научной проблемы, исследователь вначале приходит к некото­рым предварительным предположениям, которые обычно имеют форму просто догадки. При этом главным их достоинством является интуитив­ная эвристическая ценность — способность организовать дальнейшее продвижение, пусть даже та или иная догадка в дальнейшем окажется не­правильной. Догадка, представленная в более или менее оформленном виде и вызвавшая интерес исследователя, становится рабочей гипотезой. Рабочая гипотеза содержит в себе некую идею, т.е. принцип возможного решения; она не претендует на оптимальность подхода (хотя и не исклю­чает этого), а является лишь средством запустить процесс исследования, выступает ориентиром для научного поиска. Рабочая гипотеза может представлять собой и некоторую совокупность равноприемлемых аль­тернатив — версий. Далее начинается сложная деятельность по изуче­нию рабочей гипотезы, ее оценке, обсуждению и проверке. В ходе этого первоначальная гипотеза может существенно трансформироваться или даже быть заменена другой гипотезой. Но в конечном итоге в процессе разработки данной научной темы формируется тот вариант гипотезы, ко­торый может быть назван окончательным. Он представляет собой, как правило, уже некоторую теоретическую систему (или подсистему в рам­ках базовой теории), более или менее развитую, имеющую какие-то свидетельства в свою пользу, относительно согласованную с другими теоретическими положениями исходной предметной области. Именно этот окончательный вариант может быть назван научной гипотезой в собствен­ном смысле слова; он претендует на действительное решение проблемы, на существенную новизну и подлежит принятию или отвержению со сто­роны научного сообщества.