logo
Методический комплекс новый

17.2. Парадигма

Понятие «парадигма» получило широчайшее распространение в связи с самыми разнообраз­ными вопросами. Сейчас это понятие является весьма богатым по смыс­лу: его используют и как синоним мировоззрения, картины мира, стиля мышления и др.

Парадигма — это образец деятельности. Например, если, при изучении языка нам дан образец спряжения глаголов на каком-то конкретном примере, мы можем применить его и для других случаев. Научные знания (теории, законы) как бы оживают в конкретных парадигмах. Но при этом следует помнить, что научная парадигма — это не образец для простого копирования. Пример решения задачи служит базой для дальнейшего усовершенствования дан­ного способа решения, его приложения к классу более трудных задач, его разработки как в сторону обобщения, так и конкретизации. Поэтому па­радигма это достаточно гибкая оперативная модель, динамичная и на­ходящаяся в постоянном развитии.

В ряде случаев парадигма частично может быть уточнена с помощью некоторых явных правил, однако это возможно далеко не всегда, и тем более это не может исчерпать оперативного значения парадигмы как непо­средственной модели самой деятельности. Парадигма не только не мо­жет быть сведена к ряду правил, но и сама может до некоторой степени служить источником правил решения конкретных задач. Это в общем случае не правило, а пример, прецедент.

Итак, научная парадигма — образец деятельности, который в своем при­менении варьирует, обогащается, уточняется, но важно то, что он действует как направляющее, структурирующее начало для дальнейших действий. Установившаяся парадигма управляет текущими научными разработками.

Важнейшим свойством научной парадигмы является ее высокая эффективность в применении к определенному классу задач. Ведь парадиг­ма созревает и оттачивается именно на примерах решения конкретных задач; она аккумулирует в себе все успехи, достигнутые этими усилиями, и становится действенным инструментом научной практики. В результа­те предметная область оказывается в значительной степени структури­рована посредством специфичной для нее установившейся парадигмы. Хотя само научное сообщество естественным образом объединяется еще до образования парадигмы (т.е. в допарадигмальном периоде), только с ус­тановлением парадигмы как высокоэффективного, проверенного на об­ширном классе задач и совершенствующего инструмента сообщество приходит к состоянию существенного единства, а научная область приобретает черты зрелой науки.

.