logo
Методический комплекс новый

5.1.3. Генезис и обоснование теоретической схемы

Ведущим моментом в создании теории является введение теоре­тической схемы. В генезисе теоретической схемы можно различить две стадии: выдвижение схемы в качестве гипотезы и ее обоснование. При этом построение частной теоретической схемы непосредственно ориен­тировано на определенный класс задач; обобщающая же теория строится на основе синтеза имеющихся частных теоретических схем. Фундаментальная теоретическая схема, как правило, разрабатывается постепенно, двигаясь путем последовательного синтеза частных законов данной области, сначала близлежащих, затем более от­даленных.

«Строительным материалом» для разработки теоретической схемы могут служить элементы других схем; ведь в науке происходит постоянный обмен элементами и структурами как внутри научной области, так и между различ­ными науками (например, между химией и физикой, физикой и биологией и т.п.). В развитых естественно-научных областях переносятся не только содержательные понятия, но и готовые схемы математических формализмов. При построении теоретической схемы она вначале вводится как пробная мо­дель, которая накладывается на имеющийся эмпирический и теоретический материал. Таким образом, в генезисе теоретической схемы важную роль играют процессы переноса абстрактных объектов из других областей и монтажа из них новых гипотетических схем. Эти процессы подчинены определенной логике. Так, сам выбор исход­ных абстрактных объектов не произволен, а во многом задан картиной мира, которую принимает ученый. Здесь следует обратить внимание на существенный момент концепции B.C. Степина — различение теорети­ческой схемы и картины мира. Теоретическая схема — это компонент непосредственно научной теории, ее первичный объект, или фундамен­тальная идея. Картина же мира относится к более широкому кон­тексту, к окружающей теорию философско-научной системе представле­ний. Так, для научных областей характерны собственные дисциплинарные онтологии — специальные картины мира, аккумулирующие в себе обобщенные характеристики референтов данной дисциплины. Специальные картины мира содержат представления о базо­вых и производных от них объектах, о причинно-следственных законо­мерностях, о пространственно-временной структуре реальности. Картинам мира всегда свойственна большая простота охвата явлений по сравнению с научными теориями. Поэтому на одну картину мира может отображаться несколько различных теоретических схем (например, общая механическая картина мира совместима с разными физическими теориями).

Картина мира позволяет увидеть аналогии между различными науч­ными областями, тем самым она оказывает активное воздействие на про­цесс выбора абстрактных объектов и сети их взаимоотношений, т.е. на выбор тех исходных составляющих, которые станут каркасом новой тео­ретической схемы. Иными словами, картина мира предлагает ученому как бы подсказку, откуда следует переносить строительный материал для тео­ретической схемы. Разумеется, при конструировании новой схемы у ученого может появиться матрица новой картины мира (например, М. Фарадей вышел к представлениям о поле как особой реальности), однако уче­ный, как правило, не спешит «разворачивать» эти представления в теорию, пока не будет в полной мере разработана и обоснована лежащая в их ос­нове теоретическая схема.

После переноса абстрактных объектов в новую систему взаимоотноше­ний схема адаптируется к эмпирическому и теоретическому материалу, перестраивается и шлифуется. При адаптации схемы может быть создана принципиально новая теоретическая структура. Здесь также картина мира как общее «изображение» референта теории подсказывает, как следует со­единять абстрактные объекты теоретической схемы. Процесс подгонки абстрактных объектов B.C. Степин называет процедурой конструктивного введения их в теоретическую схему. Это сложный процесс, в котором про­изводятся мысленное манипулирование (и экспериментирование) абстракт­ными объектами, проверка их свойств на совместимость и т.п.

Даже то теоретизирование, которое выглядит как чисто математическое выведение систем уравнений, является на самом деле особым конструк­тивно-содержательным предприятием.

Каждый новый шаг по пути к искомой системе уравнений сопровождается промежуточными содержа­тельными интерпретациями, с помощью которых поддерживается физиче­ская осмысленность теоретической модели. В процессе наращивания теоре­тической схемы постоянные промежуточные интерпретации являются необходимым компонентом работы, позволяющим осуществлять конструк­тивное оправдание и подгонку абстрактных объектов теоретической схемы.

Теоретическую схему, прошедшую конструктивные процедуры кор­ректировки, можно назвать конструктивно обоснованной. Введение тео­ретической схемы с ее последующим конструктивным обоснованием — это главная процедура в генезисе теоретических знаний. Она использует­ся не только для разработки частных теоретических схем, но и для кон­струирования фундаментальной теории.

Деятельность по разработке и обоснованию теоретической схемы завер­шается созданием схемы специальной картины мира. Тем самым теорети­ческая схема получает онтологический статус; ее объектам приписываются черты самой реальности. При этом может оказаться, что полученная схема относительно легко совместима с исходной картиной мира. Но может воз­никнуть и более сложный и более интересный вариант, когда процесс вве­дения теоретической схемы переходит в последующий процесс перестройки картины мира. Ведь картины мира тоже модифицируются по мере развития, науки, хотя и медленнее, чем теоретические схемы.