logo
Методический комплекс новый

29.1. Наука как продолжение культурного проекта

Итак, сложность изучения феномена науки состоит в том, что он должен рассматриваться в разных планах. С одной стороны, необходимо видеть науку в ее специфике, как отдельную, автономную область человеческой деятельности; говорилось об относительной замкнутости научного сообщества, о собственных задачах научной деятельности, ее саморегуля­ции. С другой стороны, нужно видеть науку и в ее родстве, общности с дру­гими сферами социокультурного пространства. Мы неоднократно под­черкивали, что в основание науки входит широкий круг вненаучных предпосылок; мы видели, что через картину мира наука связана с общим культурно-историческим контекстом, что эта связь пронизывает схемы и ориентиры научного мышления. Мы рассматривали, на­сколько сильно воздействуют на научную деятельность факторы общест­венной жизни, говорили о том, что наука не может отгородиться от ценностно-этических вопросов, и о том, насколько сложно ее ны­нешнее положение с точки зрения возможностей ее легитимации.

Теперь мы должны увидеть науку как продолжение общего культур­ного проекта. Наука — это культурный феномен. Она может быть рас­смотрена не только как особая экспертная субкультура, дифференциро­вавшаяся из объемлющей культурной среды, но и как часть общего культурно-мировоззренческого замысла. Наука — это та часть общего культурного проекта, которая развертывается в познавательном плане и использует для этого теоретико-исследовательские средства.

Рассмотрение науки в некоем абстрактно-универсалистском, надысторическом ракурсе приводит к тому, что забывается само ее происхождение. Эту ограниченность критиковал в своих поздних работах крупнейший философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он ясно показал, что наука не является сугубо отвлеченным подходом, а вырастает из смыслов самой жизненной практики, из жизненного мира повседневности. Далеко зашедшая специализация науки, математизация естествознания, высокая степень ее абстракций приве­ли к утрате наукой ее исходного смыслового фундамента.

Но наука не имеет собственного мировоззрения в его метафизической и ценностной полноте. Наука не отвечает на важнейшие смысложизненные вопросы. Наука — лишь одна из сфер (хотя и весьма влиятельная) общего жизненного уклада. Поэтому мы должны видеть ее в более широком контексте — в фундаментальном проекте той культуры, в которой она разви­вается. В конечном счете, к чему стремится человеческое общество, к тому стремится и его наука.