logo
Методический комплекс новый

25.4. Наука и сфера образования

Система образования — чрезвычайно важная сфера общественной жизни. Она является основой формирования личности, а общее состояние системы образования в стране является ярким показателем уровня со­циально-культурного развития страны. Положение дел в науке сущест­венно зависит от состояния базовой образовательной системы. Мировой опыт убеждает, что процессы научно-технической модернизации вызыва­ют к жизни необходимость непрерывно наращивать и совершенствовать систему образования — как формального, так и неформального. Можно достоверно утверждать, что в глобальном соперничестве государств завт­ра необратимо отстанет та страна, которая сегодня проиграет в образова­тельной сфере. .

Во взаимодействии науки и образовательной сферы для развития науки чрезвычайно важным оказывается то обстоятельство, что через образование осуществляется массовая подготовка специалистов, в которых столь нужда­ется наука, — специалистов, владеющих современными знаниями и способ­ных дальше, продвигать научное познание. Важно и то, что система образова­ния формирует в обществе исходный интеллектуальный запас, который позволяет развивать науку и создает готовность общества к усвоению науч­ных достижений. Наука в свою очередь питает систему образования новыми знаниями — как образовательными технологиями, так и непосредственно предметными знаниями, входящими в содержание обучения. Известно, например, что лучшими педагогами в сфере высшего образования являются, как правило, те преподаватели, которые, помимо своей преподавательской деятельности, являются также продуктивно работающими учеными и поэто­му обладают и свежими знаниями, и креативными установками.

Сфера образования является весьма деликатной. Общеизвестны сложности, сопряженные с проблемой разработок образовательных стратегий и программ. Сегодня многие говорят о кризисе образования. Одной из не­гативных тенденций современного образования является выхолащивание в нем гуманитарных в широком смысле слова, или классических, состав­ляющих. Не следует думать, что научный потенциал молодежи зависит в решающей степени от технических, зауженных научно-центрирован­ных программ.

Отметим также, что полноценно поддерживающая науку образова­тельная система должна быть ориентирована не только на сугубо испол­нительскую деятельность, но также культивировать творчество в его различных формах. Ей необходимо вырабатывать у учащихся способ­ность к самостоятельному познавательному поиску, интерес к выбранной области деятельности. Важными условиями подготовки потенциальных ученых являются ранний отбор талантов и их поддержка, раскрытие креа­тивного потенциала, обеспечение свободы самореализации. Ярким приме­ром подобной стратегии, зарекомендовавшей себя с лучшей стороны, является знаменитая система традиционных немецких университетов. Старый немецкий университет XIX — начала XX в. представлял собой место, где обитала высокая наука. Так, с благодарностью вспоминает годы своего научного становления в прославленном Геттингенском уни­верситете крупнейший математик Герман Вейль. Взращивание талантов и качество знаний, характерные для немецких университетов, обеспечили необыкновенную концентрацию научных достижений Германии, а также приток туда студентов со всей Европы.