logo
Методический комплекс новый

25.2. Политические факторы

Отношения науки и политики имеют две стороны.

1. Первая из сторон — это политическое значение науки, или влияние института науки и его достижений на властные структуры. Научное зна­ние хотя и претендует на первый взгляд на идеологическую нейтраль­ность, может использоваться в разных целях и разными социальными группами. Поэтому сама исходная постановка задач и конечная цель исследований могут оказаться политически ангажированными. Действи­тельная заслуга когнитивной социологии в ее сильных версиях, если отвлечься от некоторых допущенных преувеличений, состоит в том, что она ясно указала на эту возможность. Необходимо понимать, что за слова­ми «познавательный интерес» могут скрываться расходящиеся устремле­ния более конкретного характера.

При этом сеть властных отно­шений, пронизывающая исправительные заведения, школы, больницы, предприятия, оказывается тесно связанной с когнитивно-научными моде­лями отношения к своим объектам. Наука привносит нечто новое в со­циальный порядок. Отдельный человек и население в целом становятся управляемыми объектами, которые можно наблюдать, классифицировать, измерять, статистически анализировать и усреднять, подводить под уни­версальные нормы. Наука, научность, научный взгляд на человека, уни­версальное знание оказываются изощренными инструментами властвования.

Что же касается властных отношений на правительственном уровне, т.е. собственно политики в наиболее типичном употреблении этого слова, то здесь ясно видно, что наука прямо используется в государственных ин­тересах, становится эффективным инструментом политики. Она повыша­ет престиж государства, укрепляет его оборонную и промышленную мощь, а также оказывает неоценимые услуги во внутренних делах, непо­средственно в области управленческих технологий. Сфера приложения науки и общего научно-модернизационного проекта весьма широка. Наука открыто находится на службе у власти, например, в изучении обществен­ного мнения (особенно в связи с предвыборными ситуациями), сборе ин­формации о тех или иных параметрах общественной жизни и проведении экспертиз, разработке проектов реформ и всевозможных социальных прог­рамм, консультировании политиков.

2. Другой стороной является влияние политико-административных структур на положение дел в науке. Прикладные функции социального ин­ститута науки, конечно, не остались без внимания политиков. Государствен­ная политика в области науки становится одним из важнейших направлений деятельности правительств развитых государств.

Одной из узловых тем во взаимоотношениях науки и государства ста­новится проблема управления научной деятельностью. Она прежде всего касается поиска адекватных организационных форм, которые позволили бы науке развиваться наиболее оптимально (не забывая, конечно, и о госу­дарственных интересах). Наукой нельзя управлять жесткими командно-административными методами. Она достаточно автономна, и главный двигатель научного продвижения — это деликатный человеческий фак­тор, к непременным условиям функционирования которого следует отнести талант ученого и свободу его выражения. Это означает, что управлять наукой можно лишь в весьма специфическом смысле — обеспечивая материально-технические условия для научных исследова­ний и коммуникаций, оперативно поддерживая наиболее перспективные направления, создавая благоприятную социальную среду для деятельно­сти ученых (престиж профессии ученого, возможности для высоко­качественного образования, правовую поддержку и т.п.).

Как известно, прямое вмешательство политики в науку с целью поощре­ния каких-то направлений или решения конкретных проблем далеко не всегда оказывается удачным. Но есть и успешные стратегии государствен­ного содействия науке.

25.3. Наука и право

Эта тема во многом является продолжением темы взаимоотношений науки и политики. Как известно, воздействие права на другие сферы об­щественной жизни весьма существенно. Для функционирования науки объемлющий ее правовой контекст играет значительную роль. В виде примера назовем такие аспекты, как общий правовой статус научного работника, его права и обязанности, правовое регулирование взаимоотно­шений ученого и руководства учреждением, где он работает, юридиче­ские гарантии в отношении деятельности ученого и результатов его труда (прежде всего такие, как академические свободы и защита интеллектуаль­ной собственности).

Важно то, что правовым параметрам присущ элемент известного консер­ватизма, ведь они не могут меняться каждый день. Поэтому основные ориен­тиры правового пространства задают достаточно стабильные рамки для функционирования той или иной общественной сферы на относительно дли­тельные периоды. Внутренние установки научного познания, наоборот, бо­лее подвижны, подлежат открытому и постоянному обсуждению и корректи­ровке в рамках сетевой рациональности. Разумеется, общие правовые ориентиры и внутренние потребности научного продвижения могут вступать в разного рода конфликты. Так, устаревшие законы могут резко замедлить и затруднить научную деятельность. Недостаточное внедрение научных результатов в практику тоже может быть вызвано именно правовыми тормо­зами. Общеизвестно, что бюрократическая система барьеров в советский период не позволяла отечественной науке гибко и оперативно создавать и трансформировать научно-исследовательские проекты, а также эффектив­но использовать научные достижения.